Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-6746.2015.6
Современное российское общество находится под противоречивым воздействием трендов формирования гражданского общества и этнокультурной мобилизации, сопровождающейся усилением этнических и конфессиональных идентичностей. Обозначенное противоречие посттрадиционной и традиционалистской ценностно-идентификационных моделей дает основание интерпретировать сложившуюся в постсоветский период систему межэтнокультурного взаимодействия как потенциально конфликтогенную [1, с. 59], особенно в тех регионах, где представители разных этнических групп взаимодействуют друг с другом каждодневно.
От того, насколько этнически и конфессионально толерантно по отношению ко всем народам, населяющим страну, будут настроены жители, во многом зависит состояние и стабильность межнациональных отношений в России.
Сосуществование разных мировоззрений и ценностей часто становится причиной конфликтов, когда унификация культурных различий воспринимается как «посягательство» на автономность идентичностей, интерпретируемое их носителями в качестве угрозы групповой безопасности. В таком контексте представляет интерес анализ характера и динамики межэтнического взаимодействия в оценках и представлениях жителей полиэтнических регионов современной России.
Этническое своеобразие народов Южной Сибири, специфика религиозного мировоззрения и исторического развития, обусловившие живописность иллюстраций и особенностей ценностных противоречий в условиях глобализации, информатизации и унифицирования дает основания для фиксации актуальности исследования межэтнических отношений народов данного региона. Республика Хакасия является одним из ярких примеров сосуществования различных культур, где уже несколько сотен лет активно взаимодействуют представители русского, хакасского и других этносов.
Анализ межэтнических отношений производился в Хакасии с 1994 г., что позволяет проследить некоторые взаимосвязи и динамику. Так, в период с 1994 по 2005 гг. оценки состояния межнациональных отношений носили в основном положительный характер, в период с 2005 по 2012 гг. ситуация изменилась в худшую сторону [2, с. 337]. И далее исследования показывали стабильно напряженный характер межэтнических отношений.
В 2015 г. в республике Хакасия также было осуществлено социологическое исследование методом полуформализованного интервью с целью изучения характера оценок межэтнических отношений. Особенно актуальным видится анализ проблемы в представлениях молодого поколения и выявление особенностей этих взглядов по сравнению с опрошенными старших возрастных групп.
Благоприятными межнациональные отношения в регионе сочли 44,7% молодых респондентов. Напряженность ощущали 39 %, наличие сильной напряженности отметили 4,6 %. Даже принимая во внимание благоприятные (хоть и не значительные) изменения в динамике оценок характера межэтнических отношений в регионе по сравнению с прошлыми годами, в целом фиксируются наличие и определенная стабильность напряженности межнациональных отношений. При этом молодежь ощущает напряженность сильнее, чем представители старшего поколения. Среди важнейших причин усиления межнациональной напряженности респонденты видели бытовой национализм (около 36,4 %), миграцию из других регионов и государств (33,5 %). При этом в прошлых годах фактор миграции назывался несколько чаще.
Подтверждением факта существования межэтнической напряженности являются также мнения молодежи о допустимости и снисходительном отношении к фактам публичного проявления неприязни к представителям иных национальностей (28,3 % и 10,9 % соответственно), что снова несколько выше общих по всем возрастам данных.
К сомнительно положительным моментам исследования можно отнести доброжелательное отношение более 40% респондентов к представителям других национальностей. Около 36% затрудняются в ответе на поставленный вопрос. Остальные распределили неприязнь между представителями кавказских, среднеазиатских, тувинской, русской и других национальностей.
Существование напряженности в отношениях между этносами «определяется и достаточно четко фиксируемой неудовлетворенностью национальной политикой, проводимой руководством страны». Описывая качество решений, принимаемых руководством страны по урегулированию межнациональных отношений, респонденты разрознены в своих оценках. 24,4% полагает, что политические решения позволяют регулировать межнациональные отношения, 16,3% считают, что государственные решения поспешны и непродуманны, поэтому становятся причиной сохранения межнациональной напряженности либо запаздывают или неэффективны (16%).
Таким образом, данные исследования позволяют сформулировать выводы о наличии и относительной стабильности напряженности в межнациональных отношениях Республики Хакасия в представлениях молодежи, и это определяется социальными, политическими, экономическими факторами. Нельзя допускать утраты значимости и содержательного наполнения этнических идентичностей молодых представителей региона, однако возрастание роли культуры и языка своего народа несет в себе угрозу нивелирования наднациональной идентичности и проявлений межнациональной напряженности.
Библиографический список
- Аксютин Ю.М. Динамика оценок характера межэтнического взаимодействия в Южной Сибири в постсоветский период // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 5-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 59-60.
- Аксютин, Ю. М. Этнокультурная комплементарность и ценностные ориентации жителей регионов России: имперскость, советскость, современность // European Social Science Journal. 2014. № 3-2. С. 333-338.
Количество просмотров публикации: Please wait