Внедрение в педагогическую практику новых способов преподавания является важным условием повышения качества обучения. В Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года и Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения это рассматривается как значимый фактор оптимизации образовательного процесса
Современные условия требуют пересмотра форм и методов учебного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе меняет функции всех участников образовательного процесса. Взаимодействие учителя и ученика все больше приобретает характер сотрудничества.
Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предлагает наиболее гибкое и широкое использование различных инновационных средств обучения. Применение мультимедийных средств обучения предоставляет самые широкие возможности как учителю, так и ученику.
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним, в первую очередь, связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению. Решению этой проблемы может помочь использование лингафонного кабинета. Мультимедийные лингафонные системы позволяют полностью погрузиться в языковую среду, используя при этом различные звуковые и визуальные эффекты, возможность подключения к неограниченным информационным банкам в интернете и т.д.
Что же такое современный лингафонный кабинет? Каковы его функции и возможности?
Термин «лингафонный кабинет» произошел от латинского «lingua», что означает «язык», и от греческого «phone», что означает «звук, речь».
Современный лингафонный кабинет – это аудитория, оборудованная лингафонной системой, включающей аудио, видео и мультимедийные средства. Такая система позволяет сформировать искусственную языковую среду, что является необходимым условием для формирования языковых навыков. Лингафонный кабинет можно оборудовать на базе обычного компьютерного класса, оснастив его мультимедиа-лингафонным комплектом Rinel-Lingo SX108.
Мультимедиа-лингафонный комплект Rinel-Lingo SX108 Audio (далее КОМПЛЕКТ) это аппаратный комплекс, предназначенный для дооснащения стандартного учебного компьютерного класса до уровня, необходимого для изучения иностранных языков.
Для работы КОМПЛЕКТА необходимо программное обеспечение Rinel-Lingo, которое поставляется компанией Rinel отдельно от КОМПЛЕКТА.
Компьютерный класс, оснащенный КОМПЛЕКТОМ и программным обеспечением Rinel-Lingo, далее по тексту в этой статье будем называть КЛАСС.
КЛАСС в сочетании с мультимедиа-возможностями самих компьютеров можно использовать для изучения иностранного языка.
КЛАСС также может быть использован для развития разнообразных навыков работы в группе, требующих активного речевого взаимодействия между участниками этой группы.
Аппаратные средства и программное обеспечение, входящие в состав КЛАССА, позволяют применить следующие варианты работы:
КЛАСС можно рассматривать как лингафонный класс на основе компьютеров, имеющий ряд преимуществ и новых возможностей перед обычными лингафонными классами, предназначенными для изучения иностранных языков на основе использования аудиомагнитофонов (кассетных, цифровых и т.д.).
Для проведения уроков используются коммуникационные возможности КЛАССА и Lingo-книги, подготовленные с помощью программы Rinel-Lingo Editor. Lingo-книга, с точки зрения пользователя, представляет собой последовательный набор страниц, которые выводятся на экраны монитора и пользователь имеет возможность просматривать, прослушивать и заполнять эти страницы по выбору с помощью программы Rinel-Lingo Viewer.
Важным является то, что мультимедиа-лингафонный комплект Rinel-Lingo предоставляет возможность использовать не только уже готовые книги, но также и возможность создавать самостоятельно Lingo-книги с помощью программы Rinel-Lingo. Каждый преподаватель может создавать свои Lingo-книги на базе программного продукта Rinel-Lingo компании Rinel и использовать их в учебном процессе.
Управление программами Rinel-Lingo на рабочем месте учащегося предельно упрощено и осуществляется с помощью «мыши» (используется одна левая клавиша), что позволяет учащемуся, не имеющему опыта работы с компьютером, освоить работу с системой в течение 5-10 минут.
Хочется отметить, что класс Rinel-Lingo имеет целый ряд преимуществ по сравнению с обычным лингафонным классом:
1) преподаватель, не покидая своего рабочего места, может работать с одним студентом или группой студентов;
2) на страницах Lingo-книг звук может быть совмещен с текстом, картинкой или видеороликом;
3) в контрольном задании вопросы и ответы могут предоставляться не только в текстовой, но и в звуковой форме.
Авторов подготовлена Lingo-книга, как электронное приложение к печатному пособию «Английский язык. Сборник упражнений и текстов для развития навыков устной речи» [1].
Целью создания электронного приложения было: предоставить студентам возможность работать с учебным материалом, используя компьютер. Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения Rinel-Lingo и непосредственно самой Lingo-книги значительно расширяет возможности работы с представляемым нами пособием.
Электронное приложение, выполненное на базе мультимедиа-лингафонного комплекта Rinel-Lingo дает возможность студентам вывести на экран монитора страницы пособия и просматривать, прослушивать и заполнять эти страницы по выбору с помощью программы Rinel-Lingo Viewer. Важным является и то, что студенты имеют возможность записывать свою речь через микрофон и прослушивать ее.
Описанный в статье комплекс (печатное пособие и электронное приложение к нему) уже апробирован. Использование такого комплекса на занятиях по английскому языку дает положительные результаты.
Библиографический список
- Шилягина, А.М. Английский язык. Сборник упражнений и текстов для развития навыков устной речи / А.М. Шилягина. ‑ Смоленск: СГПУ, 2004. ‑104 с.
Количество просмотров публикации: Please wait