УДК 159.922

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА

Боенкина Елена Алексеевна
Томский государственный педагогический университет
аспирант

Аннотация
Данная статья посвящена определению мотивации у потенциальных замещающих родителей. Рассмотрены сущность понятия мотивация замещающих родителей, ее характеристика, актуальность определения мотивации у потенциальных замещающих родителей на современном этапе. Выделены основные мотивационные аспекты создания замещающей семьи.

Ключевые слова: вторичное сиротство, дети-сироты, замещающая семья, мотивационная направленность потенциальных замещающих родителей, мотивация, мотивы, оставшийся без попечения родителей, ребенок


DETERMINATION OF MOTIVATIONAL ORIENTATION OF SUBSTITUTE PARENTS CANDIDATES AS PREVENTION OF SECONDARY ORPHANAGE

Boenkina Elena Alekseevna
Tomsk State Pedagogical University
Postgraduate

Abstract
This article is devoted to the determination of motivation of potential substitute parents. The essence of the concept "motivation of the substitute parents", its characteristic, the urgency of determining the motivation of the substitute parents at the present stage were discussed. Main motivational aspects of creating a substitute family were defined.

Keywords: child left without parental care, motivation, motivational orientation of potential substitute parents, motives, orphans, secondary orphanage, substitute family


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Боенкина Е.А. Определение мотивационной направленности у кандидатов в замещающие родители как профилактика вторичного сиротства // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/12/6172 (дата обращения: 27.10.2023).

На сегодняшний день государством взят курс на деинституционализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» одним из ожидаемых результатов является увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90 процентов, применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители [1]. Также 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», регламентирующий обязательное прохождение кандидатами на роль усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей специальной психолого-педагогической и правовой подготовки.

Психологическая подготовка, на наш взгляд, это не только оказание помощи кандидату в замещающие родители в проработке своих сомнений и страхов, избавлении от излишнего романтизма, осознании обуревающих эмоций, но и задача психолога помочь потенциальным замещающим родителям:

  • разобраться в собственных мотивах принятия ребенка в семью;
  • определить психологическую готовность кандидата к приему ребёнка, лишенного родительского попечения;
  • оценить личные и семейные ресурсы;
  • повысить уровень родительской компетенции.

Мы остановимся более подробно на проблеме изучения мотивации принятия ребенка-сироты потенциальными замещающими родителями, т.к. это одна из ключевых характеристик при отборе замещающих родителей и основополагающий фактор оценки эффективности функционирования замещающей семьи, а именно, от мотивации кандидата напрямую зависят: успех воспитания приемного ребенка, его дальнейшее благополучие, психологическое здоровье замещающей семьи. Кроме того, осмысление мотивации самим кандидатом – непременное условие профилактики возвратов детей из замещающих семей.

Понятие «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: 1) мотивация – как система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека (потребности, мотивы, цели, интересы, стремления); 2) мотивация – как характеристика процесса, обеспечивающего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне.

Мотив – это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Любая деятельность человека является полимотивированной, одновременно отвечающей совокупности мотивов (двух или более) [2, с.57]. Полимотивационный комплекс иерархически организован и включает ведущие (доминирующие) и подчиненные мотивы. Всегда высоко иерархичны, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека – доминирующие мотивы. Подчиненные – выполняют роль дополнительной стимуляции и занимают более низкое иерархическое положение. Но при определенных условиях подчиненные мотивы актуализируются, трансформируются и приобретают доминирующий характер, т.е. меняется иерархия мотивов. Человек может сознательно влиять на формирование доминирующих мотивов на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей. Несмотря на изменчивость мотивационной сферы Ю.П. Платонов считает, что мотивы, побуждающие человека к деятельности, являются относительно устойчивыми. Относительная стабильность мотивационного комплекса обусловлена тем, что мотивация входит в структуру личности, а личность взрослого человека уже достаточно сложно изменить [3, 79].

По мнению А.Н. Леонтьева, мотивы начинают осознаваться только объективно, путем анализа ситуации, самой деятельности, ее динамики. Подлинный мотив можно выявить только с внешней стороны, обнажая смысл действий человека [2, 47].

На наш взгляд, мотивация – это процесс, управляющий поведением, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Другими словами, это то, что побуждает человека действовать определенным образом. Нас в этом смысле интересует, что же движет потенциальным замещающим родителем, когда он принимает решение взять на воспитание приемного ребенка. Мотивы это то, что заставляет нас принимать решение, причины, по которым мы совершаем тот или иной поступок.

Часто желание взять ребенка появляется, если семья испытывает какую-то нереализованную потребность. Иногда эти потребности  обуславливаются текущей ситуацией в семье, а также – ее историей, в том числе, и многопоколенной. В.Н. Ослон в своем исследовании потенциальных замещающих семей, отмечала, что чаще мысль о приеме ребенка появляется в семьях, где был опыт принятия и воспитания некровного ребенка. Исследователи межпоколенной передачи психологического опыта отмечают, что более склонны принять детей семьи, потерявшие в каких-то поколениях ребенка [4, 39].

Кто-то пытается укрепить распадающуюся семью, самоутвердиться при помощи приемного ребенка, изменить отношения с окружающими, решить свои материальные и жилищные проблемы, профессионально самореализоваться. Мотивы у всех разные и чаще всего не какой-то один, а сочетание нескольких, например: удовлетворение собственных потребностей, жалость и желание помочь сироте; реализации собственного «Я», стремление быть не хуже других и желание позаботиться о незащищенном ребенке.

Характер мотивации принятия ребенка в семью у потенциальных замещающих родителей это, прежде всего, ответ на вопросы «Зачем?», «Для чего?», «Что моя семья приобретет, когда появится приемный ребенок?».

Устойчивость мотивации – это ее стабильность по отношению к различным обстоятельствам и возможным трудностям, а также согласованность позиций разных членов семьи. Потребность – осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности – это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути.

Под зрелостью мотивации понимается осознание потенциальными замещающими родителями изменений, которые произойдут в их жизни с появлением приемного ребенка, и готовность к этим изменениям, в том числе не всегда положительным (например, гораздо меньше времени взрослые смогут уделять себе и т. д.).

Как правило, весь мотивационный комплекс человеком не осознается, но проявляется в эмоциональной окраске поступков человека. В большинстве случаев, осознаются цели и отвечающие им действия, а причины, побуждающие к этим действиям, остаются в тени. По мнению А.Н. Леонтьева, мотивы начинают осознаваться только объективно, путем анализа ситуации, самой деятельности, ее динамики. Подлинный мотив можно выявить только с внешней стороны, обнажая смысл действий человека [2, с.108].

При изучении мотивации потенциальных замещающих родителей мы будем придерживаться полимотивационного подхода, предполагающего наличие совокупности мотивов при доминировании одного ведущего. Таким образом, решение о принятии в семью ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, обусловлено как личностными побуждениями, так и социальными факторами.

Существующие в обществе стереотипы и предубеждения формируют определенные нормы и правила поведения, такие, как необходимость обязательного наличия в семье детей, обеспечение себе поддержки в «немощной» старости благодаря детям, продолжение семейных традиций и расширение материального и социального капитала своей семьи и т.п. Социальные факторы, обусловливающие мотивацию кандидатов в приемные родители, могут содержать как позитивную, так и негативную мотивацию. Так, например, под влиянием определенного социального давления окружающих потенциальные родители, не имеющие собственных детей, берут в семью ребенка-сироту, чтобы создать «полноценную» семью и соответствовать определенным социальным нормам [5, с. 133]

Вместе с тем потенциальные замещающие родители могут руководствоваться и меркантильными интересами, решая с помощью существующей системы государственной поддержки замещающих семей свои материальные проблемы. Особенно часто это встречается  в регионах с высоким процентом безработицы, неразвитой инфраструктурой, сельскохозяйственной специализацией региональной экономики.

Считается, что деньги изменяют поведение человека: побудительная мотивация меняется к лучшему, а социальное поведение — к худшему. Команда экономистов и психологов из США и Канады, проведя серию экспериментов, показала, что одно лишь напоминание о деньгах приносит людям ощущение независимости и самодостаточности. Оборотной стороной этого явления оказался эгоизм: вспомнив о деньгах, испытуемые отказывались от помощи и переставали помогать другим. В ходе эксперимента, выяснилось, что люди, помышляющие в душе о высоких доходах, в среднем оказываются более целеустремленными и самонадеянными, но зато и более эгоистичными. Самодостаточность ведет к снижению социальной активности, к уменьшению альтруистических порывов. Хорошо это или плохо? Всё зависит от социального заказа, то есть того, каким общество желает себя видеть. Одно понятно: чтобы возродить общественный статус таких качеств, как щедрость, бескорыстная дружба и взаимопонимание против главенствующих на сегодня самодостаточности, целеустремленности и успешности, нужно хотя бы уменьшить количество подсознательных денежных стимулов в общественных местах [6].

При принятии решения о взятии ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью потенциальные замещающие родители иногда руководствуются мотивами, свидетельствующими о наличии личностных проблем, которые могут выражаться в альтруистических и в эгоцентричных побуждениях. Особенность данной группы мотивов – стремление человека к личностной самореализации, повышению его самооценки. Альтруистические побуждения находят свое воплощение в желании вырвать ребенка из государственной системы воспитания, в стремлении помочь хотя бы одному ребенку. А эгоцентричные побуждения потенциальных замещающих родителей характеризуются намерением улучшить самочувствие, внутренний социально-психологический климат в семье. К таким мотивам относится заполнение пустоты после потери собственного ребенка, или после того, как выросли собственные дети; желание воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи; желание исправить собственный неудачный родительский опыт.

В работе И.А. Фурманова, В.А. Маглыш, Л.И. Смагиной и А.А. Аладьина подчеркивается необходимость содержательной оценки мотивации усыновления. Авторы обосновывают, что наиболее адекватной целям усыновления мотивацией является та, которая исходит из желания «любить, заботиться о ребенке, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни» [7, с.7].

О.М.Филькина, Т.Г. Шанина, О.Ю. Кочерова и др. в своем исследовании представили социальную характеристику потенциальных приемных родителей, а также установили, что планируя взять ребенка на воспитание в семью, потенциальные приемные родители часто преследуют решение своих психологических проблем, в частности проблемы одиночества [8, с. 54].

Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина  в своих исследованиях также рассматривают мотивацию принятия потенциальными приемными родителями ребенка-сироты в семью. На основе разработанного теста-опросника «Мотивация выбора приемного ребенка» ими выделены мотивационные комплексы, свойственные для кандидатов в приемные родители, дана их характеристика и определены пути психолого-педагогической работы с рассматриваемой категорией семей [5, 135]. Так, результаты их исследования показали, что у кандидатов в приемные родители можно выделить следующие преобладающие мотивационные комплексы: гармоничный, альтруистический, акизитивный, нормативный и эгоцентричный. Наиболее конструктивным для построения эффективных отношений между приемными родителями и ребенком является гармоничный мотивационный комплекс. Большая часть кандидатов в приемные родители нуждаются в систематической и целенаправленной подготовке к выполнению функций приемных родителей, коррекции жизненных установок, представлений, что и определяет необходимость разработки системы социально-психологической поддержки и сопровождения приемных семей.

Анализ зарубежных исследований дает более широкое видение того, что нам известно о мотивации, способствующей успешному размещению ребенка-сироты в замещающей семье. В подробном обзоре современных исследований профессором Джуди Себба из Университета Оксфорда был сделан ряд важных выводов [9, c. 18].

  1. Ключевым фактором мотивации для кандидатов в замещающие родители является встреча с опытными приемными родителями или знакомство с теми, кто сегодня стали приемными родителями, а в детстве были приемными детьми. Особенно важно знакомство с замещающими родителями, имеющими теплые отношения с приемным ребенком (McDermidetal., 2012; Rodgeretal., 2006).
  2. Подвигнуть человека к решению создать замещающую семью может распространенный в обществе миф о том, что проблемы с приемным ребенком в семье легко решаются с помощью чтения соответствующей литературы и получения достаточной информации (McHughetal., 2004).
  3. Основной является внутренняя, по сути, альтруистическая мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности по воспитанию ребенка в семье, часто отражающейся в желании «изменить жизнь несчастного ребенка», «любить детей» (Buehleretal., 2003).
  4. По имеющимся данным, доход не является основной мотивацией принятия решения о создании замещающей семьи. И хотя в исследованиях такой мотивации редко специально обращают внимание на разные доходы замещающих родителей, некоторые сведения по данному вопросу имеются » (Randleetal., 2012). Для определенной категории семей получение материальной помощи на воспитание приемного ребенка, замена постоянной работы уходом за ним как основным видом занятости являются важными факторами принятия решения  о продолжении выполнения роли замещающих  родителей (Rodgeretal., 2006).
  5. Другие мотивы включают желание расширить семью (найти брата/сестру для единственного ребенка в семье), что-то сделать для других, получить личный опыт воспитания приемных детей, иметь занятость на дому (Anderssonetal., 2001).
  6. Процесс и длительность процедуры принятия решения о возможности стать кандидатом в замещающие родители в некоторых исследованиях описывается как демотивирующий (Keogh, Svensson, 1999).

Мы рассмотрели сущность понятия мотивация замещающих родителей, ее характеристику, основные исследования отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме,  актуальность определения мотивации  у потенциальных замещающих родителей на современном этапе. Далее считаем необходимым перейти к более подробному анализу мотивационных аспектов создания замещающей семьи.

Исследования по данному вопросу позволяют разделить мотивы принятия ребенка в замещающую семью на 5 групп:

1.      Направленность кандидата в замещающие родители на ребенка.

2.      Направленность кандидата в замещающие родители на себя.

3.      Направленность на собственную семью.

4.      Направленность от себя.

5.      Направленность на общественное мнение.

Так же мотивы принятия ребенка можно разделить на конструктивные и деструктивные. Под конструктивными мотивами понимаются такие мотивы, которые будут способствовать успешной адаптации приемного ребенка в семье, которые нацелены на создание благоприятных условий для развития ребенка, вот некоторые из них:

  • У вас хорошая семья и вы хотите стать родителями.
  • Детям нужна семья, которая бы их любила.
  • Вы оба хотите принять ребенка.
  • Вы готовы любить своего приемного ребенка таким, какой он есть, Вы одиноки, но у Вас высокая самооценка, и хотите, чтобы в Вашей жизни появился ребенок.
  • Вы готовы отдать ребенку свою любовь и родительскую поддержку, в которой он нуждается, наслаждаться плодами и переживать трудности родительства.
  • Вы действительно хотите стать матерью, а беременность невозможна по медицинским показаниям.
  • Вы чувствуете, что будете хорошим родителем, и Вы действительно хотите этого.
  • Вы довольны своей жизнью, но считаете, что дети сделают ее еще лучше.
  • Вы хотите усыновить ребенка, потому что это хорошо скажется на вашей семье [10, 95].

К деструктивным, потенциально опасным мотивам принятия ребенка в семью, Л.С. Печникова относит следующие:

1.      В усыновленном ребенке родители надеются найти замену умершему родному ребенку. В этом случае ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Как следствие для ребенка становится характерным негативное самоотношение. Ребенок в этой ситуации страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями.

2.      Семья решает усыновить ребёнка, поскольку не может иметь детей. Здесь, как правило, детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий родителей в отношении ребёнка. Для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку.

3.      Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом родители постоянно ждут от ребенка благодарности за их поступок.

4.      Семья берёт приёмного ребёнка для реализации своих педагогических амбиций, желая с помощью правильного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда». При этом наблюдается два варианта поведения родителей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, в результате их дети нередко оказываются в больницах на лечении. Во втором случае родители «зацикливаются» на воспитании: они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, связанные с воспитанием приемных детей.

5.      Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу. Границы между детской и родительской подсистемой размыты, что ведет к серьезной невротизации ребенка.

6.      Мотивом может быть экономический интерес.

7.      В основе стремления усыновить ребенка могут лежать также сугубо патологические мотивы [10, 135].

Решение принять ребенка в семью обычно имеет несколько мотивов. Среди них могут быть как конструктивные, так и деструктивные. Замечательно, если у кандидата выявлены (присутствуют) только конструктивные мотивы. При наличии конструктивных мотивов, некоторые деструктивные мотивы допустимы. Если уровень деструктивной мотивации высокий, то имеющиеся конструктивные мотивы не учитываются. При среднем уровне деструктивной мотивации для принятия решения необходимо особо тщательно проанализировать семейную ситуацию и внутрисемейные отношения. Если у кандидата в замещающие родители преобладают деструктивные мотивы, то существует очень большой риск возврата приемного ребенка.

Таким образом, вопрос определения мотивационной направленности у потенциальных  замещающих родителей на современном этапе требует более тщательного изучения, т.к. именно от мотивации принятия ребенка зависит характер детско-родительских отношений в замещающей семье и в целом успешность или не успешность дальнейшего ее существования. Определяя мотивацию кандидата в замещающие родители, мы придерживаемся полимотивационного подхода, который предполагает наличие совокупности мотивов при доминировании одного ведущего. Оценивая риски, наша задача выявить у кандидата доминирующий мотив, чтобы оградить ребенка в дальнейшем от травм, жестокого обращения, предательства, вторичного сиротства – возврата в учреждение из вновь обретенной семьи.


Библиографический список
  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы — Режим доступа: http://www.soprotivlenie.org/?id=56&cid=366 (дата обращения: 28.09.2013).
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  3. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения / Уч. пос. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
  4. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. — № 4.— С. 39.
  5. Палеева Н.А., Савченко В.В., Соломахина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью//Общество. Среда. Развитие. №1. 2011. С. 132-137.
  6. Марков А.Деньги мотивируют человеческие поступки на бессознательном уровне // http://elementy.ru/news/430516
  7. Фурманов И. А., Маглыш В. А., Смагина Л. И., Аладьин А. А. Если вы решили усыновить ребенка. Минск,2004г. 168 с.
  8. Филькина О.М., Шанина Т.Г., Кочерова О.Ю. и др. Мотивы создания замещающих семей у потенциальных приемных родителей//Системная интеграция в здравоохранении. 2009. Вып.4 (6). С. 54–65.
  9. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Использование полуструктурированного интервью при отборе замещающих родителей // Психологическая диагностика. 2009. № 4. С. 95-115.
  10. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Использование полуструктурированного интервью при отборе замещающих родителей // Психологическая диагностика. 2009. № 4. С. 95-115.
  11. Печникова Л.С. Личностные особенности подростков с девиантным поведением, воспитывающихся в приемных семьях. // Мат-лы 1 междунар. конф. по клинической психологии памяти Б.В. Зейгарник / ред. А.Ш. Тхостов. М. МГУ, 2001.


Все статьи автора «Боенкина Елена Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: