УДК 37

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зайнутдинова Рузиля Фазыловна1, Гарипова Альбина Зуфаровна2
1Елабужский институт Казанского федерального университета, студентка 3 курса факультета русской филологии и журналистики
2Елабужский институт Казанского федерального университета, научный руководитель, ассистент кафедры физической культуры

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению методики проведения подвижных игр с детьми школьного возраста с учетом специфики различных возрастных групп. Особенное внимание уделено описанию нюансов проведения подвижных игр для каждой возрастной группы в психологическом и физиологическом аспектах.

Ключевые слова: дети, подвижные игры


METHODS OF DYNAMIC GAMES WITH CHILDREN OF SCHOOL AGE

Zainutdinova Ruzilya Fazilovna1, Garipova Albina Zufarovna2
1Elabuga Institute of Kazan Federal University, 3nd year student of the faculty of russian philology and journalism
2Elabuga Institute of Kazan Federal University, scientific adviser, assistant department of physical culture

Abstract
This article is devoted to the techniques of outdoor games with school-age children, taking into account the specificity of different age groups. Particular attention is given to describing the nuances of mobile games for each age group in the psychological and physiological aspects.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зайнутдинова Р.Ф., Гарипова А.З. Методика проведения подвижных игр с детьми школьного возраста // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/12/6188 (дата обращения: 27.10.2023).

Сегодня подвижные игры являются неотъемлемой частью системы физического воспитания. Широко известно определение П.Ф. Лесгафта игры как «упражнения, посредством которого ребенок готовится к жизни» [Лесгафт, 1952, с. 384]. Подвижная игра является осознанной, активной деятельностью ребенка, направленной на точное и быстрое выполнение заданий, которые основываются на различных видах движений. Подвижным играм присущи активные творческие двигательные действия ребенка, мотивированные сюжетом игры и ограниченные её правилами.

В подвижных играх одновременно используются как физические, так и умственные способности ребенка, что позволяет гармонично развивать фантазию, интеллект и воображение ребенка, а также – через социальную составляющую подвижных игр – формировать его социальные качества. Кроме того, игры позволяют детям найти выход для накопленной энергии и, таким образом, приносят им радость. Специфика проведения подвижных игр с детьми открывает для педагога широкие возможности для комплексного использования различных методов, направленных на формирование и развитие здоровой и полноценной личности ребенка.

Методика проведения подвижных игр в школьном возрасте отражена в работах многих отечественных ученых, например, П.А. Чумаковой, Л.В. Былеевой,  И.М. Короткова и др. Методика проведения подвижных игр различается для дошкольного и школьного возрастов, а внутри школьного – для различных возрастных групп. Это обусловлено необходимостью постепенного усложнения игр с обязательным учетом особенностей каждой возрастной группы.

При проведении подвижных игр с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать ряд нюансов. Так, дети в начальной школе обладают повышенной утомляемостью. В силу того, что организм ребенка в этом возрасте проходит стадию активного формирования, кости имеют большую гибкость (особенно позвоночник), а мускулатура остается относительно слабой, предпочтительными являются подвижные игры с разнообразными движениями, но без длительного напряжения мышц.

М.Н. Жуков пишет, что дети в этом возрасте «владеют всеми видами естественных движений, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны» [Жуков, 2000, с. 35]. Таким образом оптимальным вариантом для детей данного возраста являются игры, сочетающие недолгий бег, прыжки и др. действия, требующие много активности, но с частым отдыхом. В проведении подвижных игр следует избегать продолжительности и однообразности, т.к. это приведет к быстрому утомлению детей.

В возрасте 6-9 лет дети, как правило, не могут проявлять устойчивое внимание к подвижным играм, «функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита» [Жуков, 2000, с. 33]. Они часто становятся рассеянными, переключаются на различные предметы. Поэтому наиболее оптимальными в этом возрасте являются простые игры с минимальным количеством правил, рассчитанные на быстрое, активное задействование большой группы мышц с последующим отдыхом. Важно помнить, что в этом возрасте дети еще не обладают сформированным чувством воли [Былеева, 2007, с. 56]. Настроение детей может меняться довольно часто. Неудача в игре может быстро расстроить ребенка, однако в случае успеха он также легко может увлечься игрой.

Также важно отметить, что в младшем школьном возрасте у детей «преобладает предметно-образное мышление» [Коротков, 1974, с. 14]. Именно в этом возрасте ребенок переходит от предметно-образного мышления к понятийному. Участие в подвижных играх с другими сверстниками позволяет ему критически отнестись к себе и к товарищам, осмыслить свое участие в игре. Тем не менее, объяснение правил педагогом должно быть максимально лаконичным. Кроме того, для подачи детям сигналов в подвижных играх рекомендуется использовать словесные команды, а не свисток. В этом случае дети быстрее совершенствуют свое владение речью. Кроме того, для развития речевых навыков полезно использовать речитативы, произносимые всеми детьми хором.

Педагогу необходимо максимально терпимо относиться к ошибкам и нарушениям правил игры: во-первых, дети в этом возрасте крайне чувствительны к выводу из игры и прочим наказаниям, во-вторых, в силу возраста им трудно сразу научиться следовать правилам игры. Стремление к активной деятельности приводит к тому, что дети этого возраста «в основном хотят быть водящими» [Жуков, 2000, с. 42], поэтому педагогу желательно часто менять водящих, чтобы как можно больше детей успело побывать в этой роли. Дети младшего школьного возраста очень ранимы и зачастую не умеют оценивать свои возможности, поэтому рекомендуется не использовать соревновательные игры в первом классе. Соревнование должно включаться в подвижные игры постепенно и на коллективном уровне, то есть соревноваться должны команды, а не отдельные дети.

Для организации большей части подвижных игр педагог нуждается в ярком и удобном инвентаре. Инвентарь должен быть гигиеничным и адекватным физическим возможностям ребенка. И.М. Коротков рекомендует пластмассовый инвентарь «предпочитать металлическому и даже деревянному» [Коротков, 1974, с. 32]. Так, например, тяжелые набивные мячи весом до 1 кг нельзя использовать для бросков, только для перекатывания и подобных действий; для подвижных игр с детьми младшего школьного возраста лучше использовать более легкие волейбольные мячи. В этом возрасте, за исключением контрольных занятий, возможно проведение уроков, состоящих исключительно из подвижных игр. На таких уроках, как правило, проводятся несколько уже известных детям подвижных игр, а затем разучиваются несколько новых.

Следующая возрастная группа – средняя, дети 9-12 лет. В этой группе подвижные игры должны постепенно усложняться как в физическом, так и в духовном плане, более того, они могут становиться более продолжительными [Чумакова, 1976, с. 71]. Физическая нагрузка при этом усиливается незначительно, только в рамках стимуляции нормального развития ребенка. И.М. Коротков пишет, что в этом возрасте дети закрепляют правила игр, усвоенных ими ранее и совершенствуют свои естественные виды движений [Коротков, 1974, с. 68]. В этом возрасте с помощью подвижных игр нужно начинать культивировать выносливость и работу в команде. В среднем школьном возрасте интерес детей смещается от сюжетных, образных игр к бессюжетным, направленным на получение удовольствия от самого процесса игры. Тем не менее, сюжетные игры также можно использовать как ставшие привычными для детей.

В возрасте 9-12 лет возрастает значимость мнения товарищей, которое порой ценится ими более, чем мнение взрослых. Для педагога становится особенно важным умение «воздействовать на отдельных играющих через коллектив» [Жуков, 2000, с. 50]. Также этот возраст благоприятен для формирования честного отношения к играм и, в частности, честного судейства. Дети в этом возрасте очень чутки к объективности судей в подвижных играх. В этом плане предпочтительно делать помощниками в судействе самих детей, давая им возможность постепенно самостоятельно судить игры.

В среднем школьном возрасте уже не практикуются уроки, состоящие целиком из подвижных игр [Былеева, 2007, с. 91]. Они занимают, как правило, вторую половину урока. Иногда уже знакомые детям подвижные игры используются как разминка перед уроком.

Наконец, в старшей школьной группе, соответствующей 8-9 классам, подвижные игры окончательно становятся бессюжетными и претерпевают некоторые другие изменения. Так, если в младших и средних возрастных группах игры не разделяются по половому признаку, то в старшей группе игры начинают варьироваться, в первую очередь, из-за разницы в физическом развитии девочек и мальчиков [Жуков, 2000, с. 75]. В этом возрасте мальчики получают некоторое преимущество в играх, основывающихся на выносливости с сопротивлением. В то же время девочкам лучше удаются игры, основанные на ловкости и чувстве ритма. Таким образом, в парных играх с сопротивлением противники должны быть одного пола. Подвижные игры, направленные на развитие точности и координации, полезны как девочкам, так и мальчикам.

В 10-11 классах подвижные игры, как правило, приближаются по своему характеру к спортивным играм. В этот период формирование тела у молодых людей завершается. Как пишет В.М. Жуков, главным в подвижных играх для этого возраста становится командное начало: так, например, в командных играх «дифференцируются роли отдельных игроков или групп («защитники», «нападающие»)» [Жуков, 2000, с. 79]. В возрасте 15-17 лет юноши и девушки осваивают наиболее сложные подвижные игры. Следует отметить, что регулярное проведение подвижных игр благотворно сказывается на заключительной стадии формирования организма, укрепляя его жизненные силы [Коротков, 1974, с. 88]. При проведении подвижных игр важно не допустить перегрузку организма слишком тяжелыми упражнениями, вместо этого рекомендуется проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями.

Роль педагога в работе с данной возрастной группой заключается в координировании юношей и девушек, прививании им умения добиваться результатов путем упорных, постоянных тренировок [Былеева, 2007, с. 156]. Педагог должен доказать серьезность подвижных игр, необходимость их качественного выполнения. Необходимо учитывать возрастные особенности молодых людей, их возможное смущение перед противоположным полом. От педагога требуется деликатный подход к трудным случаям, умение различными способами мотивировать отстающих к совершенствованию своих навыков. Кроме того, педагог должен оказывать содействие молодым людям, которые планомерно занимаются тем или иным видом спорта.

Таким образом, мы отчетливо видим, что подвижные игры занимают важнейшее место в системе физического воспитания в школе. Методика проведения подвижных игр имеет свои специфические черты для разных возрастных групп, проходя развитие от простейших игр, основанных на образном мышлении, до сложных игр, максимально приближающихся к спортивным. Педагог должен знать и уметь учитывать возрастные группы школьников, знать подход к трудным детям, уметь находить общий язык с детьми в любом возрасте. Регулярные занятия подвижными играми, как мы видим, при соблюдении методики, приносят пользу и укрепляют молодой организм, наиболее полно раскрывая потенциал его жизнедеятельности.


Библиографический список
  1. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2. – М.: 1952. – 384 с.
  2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  3. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М., 1974.  – 190 с.
  4. Подвижные игры: учеб. для вузов / Л. В. Былеева и др. ­– Москва: Физ. культура, 2007. – 283 с.
  5. Чумакова П.А. Спортивные и подвижные игры. Физкультура и спорт. – М., 1970. – 392 с.


Все статьи автора «Зайнутдинова Рузиля Фазыловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: