Самосохранительное поведение современного студента основано на сочетании хорошей осведомленности о здоровом образе жизни и недостаточной мотивации к претворению его на практике в свою собственную жизнь, что сами студенты связывают с окружением и необходимостью реализации различных субъективных задач – учебы, работы, досуга и прочее [1].
Наиболее весомыми факторами здоровья студентов являются: устойчивый интерес значительной их части к здоровому образу жизни; достаточный материальный уровень жизни семьи; обращение за профилактической помощью в медицинский учреждения; регулярное поддержание физической формы и комфортное социальное самочувствие.
Для изучения такого феномена как самосохранительное поведение студенческой молодежи был проведен ряд фокус-групп с участием студентов Башкирского государственного университета, из них в том числе бакалавров и магистрантов гуманитарных направлений подготовки.
На основе проведенных исследований были выделены следующие модели самосохранительного поведения:
Комплексная модель - включает в себя:
- физическое здоровье;
- психологическое (духовное) здоровье;
- нравственное (социальное) здоровье
Примеры ответов респондентов: «здоровье -это состояние, когда тебя ничего не тревожит не только в физическом плане (боль, например), но и в психологическом состоянии, ты чувствуешь полный комфорт внутри себя и с окружающими».
Модель, направленная на культ физического тела – характеризуется:
- усиленной профилактикой заболеваний
- Употреблением биодобавок, витаминов
- посещением фитнес-центров
- медицинских и косметологических центров
Примеры ответов респондентов: «я уже год посещаю фитнес клуб, как минимум 3 раза в неделю с утра», «в 25 лет начинается погоня за молодостью», «… обязательно сделаю ботокс, подтяжку лица».
Информированная модель - характеризуется:
- Максимальной информированностью в сфере медицины
- Изучением медицинских сайтов
- Изучением медицинских инноваций
- Использованием инновационных фармакологических препаратов
Примеры ответов респондентов: «…да, интересовалась как правильно очищаться», «изучала правильное питание», «…использую нутрикосметику».
Модель «вынужденная забота о здоровье». Содержит такие характеристики как:
- Наличие болезни
- Обращение к специалисту
- Выполнение рекомендаций специалиста
Примеры ответов респондентов: «…своим здоровьем я занялась год назад, вообще серьезно, из-за заболевания».
Модель «Равнодушия к собственному здоровью» – характеризуется:
- Хорошим самочувствием
- Хорошим состоянием здоровья
- Наличием вредных привычек
Примеры ответов респондентов: «…у меня было такое ощущение, что надо», «зарядку иногда делаю, когда вспоминаю», «узнаю о своем здоровье на медосмотре», «… жить нужно полной жизнью».
Модель деструктивного поведения – характеризуется:
- Отсутствием лечения при болезни
- Необращение к врачу при наличии заболевания
- Недооценивание своего здоровья, неадекватно завышенная самооценка собственного здоровья.
- Наличие вредных привычек
- Примеры ответов респондентов: «у меня все хорошо», « у меня не так все плохо», «у меня все пройдет само».
Для оздоровления общества необходимо разрабатывать и проводить в жизнь последовательную социальную политику, направленную на:
- формирование через молодежных лидеров и средства массовой информации моды на здоровый образ жизни, который несовместим с употреблением различных психоактивных веществ;
- создание курсов, которые направлены на обучение молодых людей различным техникам и практикам для улучшения здоровья, психологического и эмоционального состояния и формирования позитивного мышления;
- развитие инфраструктуры сферы досуга и физической культуры;
- организацию системы здорового питания в вузах.
Вузы в своих регионах должны стать инициаторами по формированию навыков, ценностей и конкретных умений самосохранительного поведения студенческой молодежи и создать необходимые условия для успешного применения данных стратегий.
Библиографический список
- Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р. Качественное социологическое исследование самосохранительного поведения у студентов (методом фокус-группы) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5