Научный руководитель: Слепухина Галина Владимировна - к.п.н., доцент, кандидат педагогических наук
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, на 2014 г. численность детей-инвалидов в России составила 580 тыс. человек [5]. Эти цифры четко показывают остроту обсуждаемой проблемы, как в теоретическом, так и в практическом отношении. А это значит, что большому числу родителей многократно приходится сталкиваться с проблемами воспитания и развития детей-инвалидов.
В ходе воспитания такого ребенка, родители непременно сталкиваются с такими проблемами, как процесс социализации и адаптации своего ребенка в социальную действительность и важно, чтобы эти процессы реализовывались успешно. От родителей это требует больше сил, терпения и времени, а для специалистов – тесной связи образовательного учреждения и семьи.
Все семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.
В число таких мероприятий, которые позволяют это реализовать, входят: оказание медико-психологического сопровождения семей с детьми-инвалидами, проведение консультаций специалистами (врачами, психологами) индивидуальной и групповой психологической работой с детьми, проведение просветительских лекций и тренингов для родителей.
Чтобы повысить эффективность психолого-педагогической работы с данной категорией семей, важно использовать возможности такой сферы жизнедеятельности как досуг. Правильно организованный досуг является важнейшим инструментом социализации человека, позволяющий семьям, воспитывающих детей-инвалидов лучше справиться с психологическими и педагогическими проблемами. Он обеспечивает интеграцию детей-инвалидов в социальную среду.
Специалисту, работающему с данной категорией семьи, необходимо знать и учитывать ее особенности, находить такие формы организации досуга, которые были бы пригодны для детей-инвалидов, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал этой деятельности. Например, такие методы сотворчества с детьми как: игровые, соревновательные, методы сотрудничества, импровизации и т.п. мотивируют познавательную деятельность детей-инвалидов, заинтересовывают их в процессе познания различных явлений действительности, способствуют развитию у детей творческого воображения, формируют навыки вступления в различные социальные отношения, развивают физическую активность, а так же способствуют равноправному духовному контакту взрослых и детей.
Накоплен большой опыт работы с семьей, воспитывающих детей-инвалидов в МУ «Центр помощи семье и детям» г. Магнитогорска. В этом учреждении работают педагоги-психологи, которые помогают родителям и детям в решении проблем встающих перед такими семьями. Оказываемая помощь позволяет родителям преодолеть проблемы психологического характера, решить внутрисемейные конфликты, активизировать жизненные ресурсы, создать атмосферу взаимопонимания и уважения, благоприятного климата в семье и на работе и т.д. Дети получают возможность адаптироваться в коллективе, научиться общению с взрослыми и сверстниками, развить интеллектуальные и творческие способности, справиться с агрессией, преодолеть страхи, снизить уровень тревожности, психологически подготовиться к школе, избавиться от суицидальных мыслей и т.д.
Работа в этом учреждении с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, строится следующим образом: на первой встрече с педагогом-психологом выстраиваются отношения между специалистом и семьей, далее проводится диагностическое обследование личности ребенка. После этого составляется индивидуальный коррекционный план работы с ребенком и родителями по преодолению выявленных нарушений. По завершении работы педагог-психолог дает рекомендации родителям на будущее.
Важно помнить, что развитие ребенка-инвалида в большей степени зависит от семейного благополучия, участие родителей в жизни своего ребенка, в его физическом, и духовном становлении. Поэтому необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку семьям, воспитывающих детей-инвалидов.
Библиографический список
- Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 2006. – С. 121.
- Огарков М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения // Отечественный журнал социальной работы. – 2001. – №11. – С. 15-17.
- Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонением в развитии? – М.: МПСИ; Флинта, 2008. – С. 160.
- Слепухина Г.В. Психологическое обеспечение социальной работы с семьей. – 2-е изд.,доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2011.- 143 с.
- Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/# (дата обращения: 11.11.2015).