УДК 364.1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ

Иржанова Асель Амангельдиевна
Магнитогорский государственный университет им. Г.И Носова
студентка 4 курса, институт педагогики, психологии и социальной работы, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования

Аннотация
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические проблемы, которые испытывают семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Автор, опираясь на существующие теоретические знания, анализирует проблемы, рассматривает опыт работы с такими семьями и, исходя из этого, предлагает варианты решения проблем.

Ключевые слова: воспитание, дети-инвалиды, психолого-педагогическая помощь, семьи


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

Irzhanova Assel Amangeldiyevna
Magnitogorsk state University G. I. Nosov
4th year student, Institute of pedagogy, psychology and social work, Department of social work and psychological-pedagogical education

Abstract
This article discusses psychological and pedagogical problems of families raising children with disabilities. The author, basing on the existing theoretical knowledge, analyzes problems, considers the experience of such families and, on this basis, offers solutions to problems.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Иржанова А.А. Психолого-педагогическая помощь семьям воспитывающих детей - инвалидов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/12/6196 (дата обращения: 11.09.2024).

Научный  руководитель: Слепухина Галина Владимировна - к.п.н., доцент, кандидат педагогических наук

По данным Федеральной службы государственной статистики  РФ, на 2014 г. численность детей-инвалидов в России составила 580 тыс. человек  [5]. Эти цифры четко показывают  остроту обсуждаемой проблемы, как в теоретическом, так и в практическом отношении. А это значит, что большому числу родителей многократно приходится сталкиваться с проблемами воспитания и развития детей-инвалидов.

В ходе воспитания такого ребенка, родители непременно сталкиваются с  такими проблемами, как процесс социализации и адаптации своего ребенка в социальную действительность и важно, чтобы эти процессы реализовывались успешно. От родителей это требует больше сил, терпения и времени, а для  специалистов – тесной связи образовательного учреждения и семьи.

Все семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье,  так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

В число таких мероприятий, которые позволяют это реализовать, входят: оказание медико-психологического сопровождения семей с детьми-инвалидами, проведение консультаций специалистами (врачами, психологами) индивидуальной и групповой психологической работой с детьми, проведение просветительских лекций и тренингов для родителей.

Чтобы повысить эффективность психолого-педагогической работы с данной категорией семей, важно использовать возможности такой сферы жизнедеятельности как досуг. Правильно организованный досуг является важнейшим инструментом социализации человека, позволяющий семьям, воспитывающих детей-инвалидов лучше справиться с психологическими и педагогическими проблемами. Он обеспечивает  интеграцию детей-инвалидов в социальную среду.

Специалисту, работающему с данной категорией семьи, необходимо знать и учитывать ее особенности, находить такие формы организации досуга, которые были бы пригодны для детей-инвалидов, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал этой деятельности. Например, такие методы сотворчества с детьми как: игровые, соревновательные, методы сотрудничества, импровизации и т.п. мотивируют познавательную деятельность детей-инвалидов, заинтересовывают их в процессе познания различных явлений действительности, способствуют развитию у детей творческого воображения, формируют навыки  вступления в различные социальные отношения, развивают физическую активность, а так же способствуют равноправному духовному контакту взрослых и детей.

Накоплен большой опыт работы с семьей, воспитывающих детей-инвалидов в МУ «Центр помощи семье и детям» г. Магнитогорска. В этом учреждении работают педагоги-психологи, которые помогают родителям и детям в решении проблем встающих перед такими семьями. Оказываемая помощь позволяет родителям преодолеть проблемы психологического характера, решить внутрисемейные конфликты,  активизировать жизненные ресурсы, создать атмосферу взаимопонимания и уважения, благоприятного климата в семье и на работе и т.д. Дети получают возможность адаптироваться в коллективе, научиться общению с взрослыми и сверстниками, развить интеллектуальные и творческие способности, справиться с агрессией, преодолеть страхи, снизить уровень тревожности, психологически подготовиться к школе, избавиться от суицидальных мыслей и т.д.

Работа в этом учреждении с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, строится следующим образом: на первой встрече с педагогом-психологом выстраиваются отношения между специалистом и семьей, далее проводится диагностическое обследование личности ребенка. После этого составляется индивидуальный коррекционный план работы с ребенком и родителями по преодолению выявленных нарушений. По завершении работы педагог-психолог дает рекомендации родителям на будущее.

Важно помнить, что развитие ребенка-инвалида в большей степени зависит от семейного благополучия, участие родителей в жизни своего ребенка, в его физическом, и духовном становлении. Поэтому необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку семьям, воспитывающих детей-инвалидов.


Библиографический список
  1. Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 2006. – С. 121.
  2. Огарков М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения // Отечественный журнал социальной работы. – 2001. – №11. – С. 15-17.
  3. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонением в развитии? – М.: МПСИ; Флинта, 2008. – С. 160.
  4. Слепухина Г.В. Психологическое обеспечение социальной работы с семьей. – 2-е изд.,доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2011.- 143 с.
  5. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#  (дата обращения: 11.11.2015).


Все статьи автора «Иржанова Асель Амангельдиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: