УДК 371.3

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАК ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Носачева Елена Анатольевна1, Кардашян Кристина Вячеславовна2
1Южный федеральный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии;
2Южный федеральный университет, студентка 4 курса

Аннотация
Целью подготовки преподавателей иностранных языков является преподаватель иностранных языков как профессиональная языковая личность. В статье особое внимание уделяется развитию компетенций преподавателя иностранных языков как профессиональной языковой личности.

Ключевые слова: Преподаватель иностранных языков, Профессиональная компетенция, профессиональная языковая личность


THE TEACHER OF FOREIGN LANGUAGES AS A LANGUAGE PERSONALITY

Nossatcheva Elena Anatolievna1, Kardashan Kristina Vetcheslavovna2
1Southern Federal university, candidate of Pedagogic Sciences, docent of the chair of German philology;
2Southern Federal university, 4th year student

Abstract
The aim of the training of teachers of foreign languages is a teacher of foreign languages as a professional language personality. In the article the most attention is paid the improvement of the competencies of teachers of foreign languages as professional language personalities.

Keywords: professional competence, professional language personality, The teacher of foreign languages


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Носачева Е.А., Кардашян К.В. Деятельность преподавателя иностранных языков как языковой личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/12/6219 (дата обращения: 27.10.2023).

Система высшего педагогического образования в России, и в особенности подготовка преподавателей иностранных языков, нуждается в коренной модернизации. На смену прежним концепциям постепенно приходит новая парадигма высшего педагогического образования, ориентированная на подготовку преподавателя нового типа, способного быстро и легко адаптироваться к стремительно меняющимся условиям социума.

Как доказывают зарубежные исследования в области дидактики обучения иностранным языкам, будущим преподавателям следует заниматься научно-исследовательской деятельностью, которая охватывает лингводидактический аспект развития вторичной языковой личности: «…Подготовка преподавателей должна включать анализ процессов обучения и учения, в том числе, на собственном примере, а также функционирование языковых процессов… Если будущий преподаватель не владеет такой компетенцией, то впоследствии возникает опасность несоответствия уровня его профессиональной подготовки динамике изменяющихся языковых процессов» [1, с.16].

Личность студента педагогического вуза предстает в учебном процессе прежде всего как личность языковая. Рассмотрим понятие языковой личности.

Ю.Н. Караулов под языковой личностью подразумевает «личность, выраженную в языке, отражающую через язык картину мира и определяющую процессы восприятия и понимания» [2, с.5].

Особый интерес представляет то, как языковую личность рассматривает А.А. Ворожбитова: это совокупность способностей и характеристик  человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:

А) степенью структурно-языковой сложности,

Б) глубиной и точностью отражения действительности,

В) определенной целевой направленностью [3, с. 22].

По мнению видного лингводидакта Н.Д. Гальсковой, языковая личность представляет собою «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовности к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, включающих выявление и характеристику мотивов и умений, движущих развитием личности, ее поведением…» [4, с. 77].

Применительно к изучению иностранного языка Н.Д. Гальскова, рассматривает понятие вторичной языковой личности. Вторичная языковая личность – это совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур. Таким образом, вторичная языковая личность = овладение вербально-семантическим кодом иностранного языка + овладение глобальной (концептуальной) картиной мира, позволяющей человеку понять новую для него социальную действительность [4, с. 46]. Иными словами, принцип направленности профессиональной подготовки на развитие в студенте черт вторичной языковой личности предполагает развитие у студента способности и готовности осуществлять текстовую деятельность на изучаемом языке, способность к адекватному взаимодействию с представителями иных культур и социумов.

Н.Д. Гальскова вслед за И.И. Халеевой [5] приходит к справедливому выводу о том, что основное внимание должно быть сосредоточено не на учебной деятельности по овладению иностранным языком как таковой, а на личности учащегося как активного субъекта данной деятельности. Изучая закономерности процесса обучения иностранному языку, разработчики концепции вторичной языковой личности рассматривают процесс развития личности в целом, ее некогнитивных характеристик (эмоциональных аспектов, воли и др.) и когнитивных (интеллектуальных), которые проявляются прежде всего в языке. Такой подход позволяет установить взаимосвязь между концепцией автономной личности и концепцией вторичной языковой личности. Поэтому особый интерес представляет концепция вторичной языковой личности, которая выступает в качестве методологической основы данного исследования.

А.А. Ворожбитова вводит понятие профессиональной языковой личности, под которой автор понимает специалиста, который работает в сфере повышенной речевой ответственности (педагогика, юриспруденция, журналистика, дипломатия, медицина и т.д.) [3].

Опираясь на теорию языковой личности, представляется возможным изложить требования к индивидуальным и личностным качествам специалиста-выпускника вуза, в том числе, педагогического, применительно к современному этапу российской истории, который отличает необходимость трансформирования посттоталитарной языковой ситуации в подлинно демократическую. В качестве «идеальной модели» профессиональной языковой личности  выступает «сильная личность демократического типа, обладающая этической ответственностью и специальной, общекультурной, психолого-педагогической и медико-биологической компетенцией» [3, c.22 ].

Отличительными чертами такой личности являются стремление к двусторонним субъект-субъектным отношениям с адресатом, отказ от авторитарного стиля речевого поведения, который отличают субъект-объектные отношения, стремление к конструктивному диалогу, широкой дискуссии, цель которых – принятие взаимоприемлемых решений, направленных на общее благо.

В соответствие с теорией языковой личности, основными целями поликультурного гуманитарного образования и подготовки би/поликультурной личности являются следующие:

  • формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности студента по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;
  • воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
  • создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
  • формирование способности студента к личностному культурному самоопределению.

 


Библиографический список
  1. Кrumm, H.-J. “Fremdsprachenbedarf, Bikdungsplanung und Lehrerausbildung”, In: Paul, Rainer. Curriculumrevision für eine praxisorientierte Lehrerausbildung (Internationale Konferenz am Goethe-Institut Budapest. Vervielfältiges Manuskript). Budapest, 1994, S. 8 -19.
  2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.
  3. Ворожбитова А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Alma mater (Вестник высшей школы). 1999. № 2. С. 22–26.
  4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М. 2000.
  5. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М., 1989.


Все статьи автора «Носачева Елена Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: