После присоединения России к Болонскому процессу в 2003 году в нашей стране начался переход к уровневой системе образования, основанной на компетентностном подходе. Образовательный процесс в вузе, в связи с этим, постепенно приобретает прагматическую направленность. Государственные стандарты третьего поколения для вузовской подготовки бакалавров и магистров дизайна, однако, оставляют некоторые вопросы относительно классификации компетенций по видам деятельности и их уровневой соотносимости. В рамках данной статьи рассмотрим компетенции, связанные с проектной деятельностью бакалавров (прикладных и академических) и магистров дизайна, их сущность и место в этапной структуре проектной деятельности будущих дизайнеров.
В европейском проекте TUNING компетенции определяются следующим образом: «…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). [1, с. 11-12] Большинство исследователей сегодня сходятся во мнении, что для успешного овладения технологией проектной деятельности обучающийся должен обладать полным набором необходимых ему в дальнейшей жизни (в случае профессионального образования – в профессиональной деятельности) компетенций. Например, Горячев А. В. рассматривает проектную деятельность школьников как модель профессиональной проектной деятельности. [2] Корякина И. В. выделяет пять видов деятельности, входящих в проектную деятельность как средство реализации частично-поискового метода обучения: анализ проблемы, постановка цели, выбор средств достижения цели, поиск и обработка информации по теме, оценка полученных результатов и выводов. [3, с. 42-43] Эти виды деятельности, также можно рассматривать как этапы работы над учебным проектом. Хотя Корякина И. В. не включает в рассмотрение практические виды деятельности, такие как моделирование или изготовление сигнального образца, но упоминает о связи проектной деятельности с производственной практикой.
Этапность, в частности, дизайн-проекта можно описать следующим образом:
1 Этап. Формулировка целей и задач проекта.
2 Этап. Поиск информации по теме проекта для уточнения задач, методов и средств выполнения проекта.
3 Этап. Разработка творческой проектной идеи.
4 Этап. Эскизирование, моделирование, изготовление сигнального образца.
5 Этап. Подготовка технической документации, презентации и спецификации по реализации проекта.
6 Этап. Сопровождение реализации проекта.
Однако, в государственных стандартах третьего поколения для вузовской подготовки бакалавров и магистров дизайна, вступивших в силу с 2014 года, собственно к проектной деятельности относится очень ограниченный набор компетенций [4, 5]. Анализируя компетенции, отнесённые в стандартах высшего дизайн-образования к проектной деятельности, мы видим, что прикладной бакалавр должен выполнять преимущественно технические задачи при работе над проектом, академический бакалавр – способен к определению подходов и требований к дизайн-проекту, а у магистров формулировка «способен» заменена на «готов», что можно понимать как более высокий уровень развития проектных компетенций. Если же мы обратимся к компетенциям, составляющим художественную деятельность, то оказывается – обладание изобразительными техниками у бакалавров (прикладных и академических) сгруппировано здесь с умением разрабатывать творческую проектную идею и задачи, что, безусловно, является частью проектной деятельности. Информационно-технологическая и организационно-управленческая деятельность также включает компетенции, без которых немыслима работа над дизайн-проектом (см. Приложение 1). Эти компетенции, что закономерно, у магистров раскрываются в стандартах более полно, чем у бакалавров. Академический бакалавр должен справиться с подготовкой полного набора документов и требований по проектам, но для данного образовательного уровня не упоминается необходимость владения информационными технологиями и графическими редакторами, что можно расценить как упущение. Организационная деятельность у прикладного бакалавра отсутствует, как и научно-исследовательская. Добавим, что академический бакалавр по госстандарту обязан использовать научные методы в работе над дизайн-проектом, у магистров же научно-исследовательская компетенция не связывается с проектной, то есть магистр дизайна готов к научно-исследовательской деятельности в любой области.
Рассматривая каждый из этапов проектной деятельности отдельно, мы еще раз убеждаемся в том, что для успешной проектной деятельности необходимо сформировать гораздо больший набор компетенций, чем определен во ФГОС 3+ (см. Приложение 2).
1 Этап. На этапе формулировки целей и задач прежде все задействованы общекультурные компетенции, связанные с культурой мышления (анализ, синтез, целеполагание), информационной, библиотечной культурой и коммуникационными навыками (общение с реальным заказчиком или преподавателем, направленное на однозначное понимание целей и задач проекта). Если это групповой проект, то уже на первом этапе проекта задействованы профессиональные организационно-управленческие компетенции.
2 Этап. На втором этапе – поиск информации по теме – кроме уже перечисленных компетенций у бакалавров добавляется общепрофессиональная компетенция обработки информации с помощью компьютерных и сетевых технологий. У магистров данная компетенция не упоминается, полагаем, что по причине достаточной сформированности её уже на уровне бакалавриата. Безусловно, на втором этапе становятся необходимы компетенции из области научно-исследовательской деятельности, так как именно они помогают систематизировать информацию, сделать непротиворечивые выводы.
3 Этап. Разработка проектной идеи – самый творческий этап работы над проектом. Здесь задействованы профессиональные компетенции системного понимания художественно-творческих задач проекта, при этом не отменяется важность коммуникационных и организационно-управленческих компетенций. Отметим, что у прикладного бакалавра отсутствуют организационно-управленческие компетенции и компетенции системного осмысления целей, задач и требований к проекту.
4 Этап. На данном этапе для успешного эскизирования и моделирования подключается ряд общепрофессиональных и профессиональных компетенций, включающих навыки рисунка, компьютерной графики, макетирования в различных техниках. Владение комплексно-технологическими знаниями, связанными с компьютерным мышлением и моделированием процессов и систем, обозначается, тем не менее, только у магистров.
5 Этап. Презентация проекта (подготовка тех. документации по проекту) многими исследователями рассматривается в качестве последнего этапа собственно проектной деятельности. На данном этапе, кроме соответствующих профессиональных компетенций, незаменимыми являются общекультурные компетенции, связанные с экономической и правовой грамотностью, не отменяя коммуникационные и организационные компетенции. Экономические и правовые компетенции не упоминаются у магистров, предположительно, по причине их достаточной сформированности на предыдущих уровнях профессионального образования.
6 Этап. И всё-таки, без успешной реализации дизайн-проект нельзя считать выполненным полностью. Только с получением опыта успешной реализации своих идей, студенты-дизайнеры смогут стать полноценными специалистами, уверенными в своих профессиональных возможностях. Здесь хотелось бы обратить отдельное внимание на общекультурную компетенцию умения действовать в нестандартных ситуациях – ведь любая реальная ситуация во время реализации проекта, являющегося, в любом случае, лишь идеальным образом готовящихся изменений, сулит нам неожиданности, с которыми нужно уметь справляться без лишних сомнений и в кратчайшие сроки. Правовая, экономическая, коммуникационная и организационно-управленческая подготовленность на шестом этапе не теряет, конечно, своего значения. Компетенции магистров дизайна, связанные с реализацией проекта, приобретают творчески-инициативную, организационную и инновационную направленность.
Проанализировав проекты ФГОС 3+ по направлению «Дизайн» заключаем: тогда как прикладной бакалавр – это, прежде всего, служащий, исполнитель, академический бакалавр должен быть компетентным в организации работы коллектива исполнителей и научных методах обоснования концептуальной идеи, целей и задач проекта. Магистр дизайна – руководитель высшего звена, владеющий дополнительно экспертно-консультационной и инновационная деятельностью. На каждом из трёх рассматриваемых уровней профессионального образования неизменным звеном является именно усвоение навыков проектной деятельности. В целом, соотнести компетенции прикладного, академического бакалавриата и магистратурой с точки зрения их уровневой взаимосвязи и классификации по видам деятельности не всегда получается однозначно, что говорит о необходимости дальнейшего усовершенствования проектов ФГОС 3+ по направлению «Дизайн» в сторону дальнейшей систематизации и согласования компетенций по уровням профессионального образования. Показательным является употребление терминов «способен» и «готов» в формулировке компетенций. При беглом взгляде складывается впечатление, что в стандартах для бакалавров употребляется глагол «способен», а для магистров – «готов», но при внимательном рассмотрении, выясняется, что это не всегда так, поэтому возникает вопрос: по какому принципу использованы два разных термина? Чёткое уровневое соотнесение, в частности, компетенций в области проектной деятельности, будет способствовать пониманию преподавателями, а следовательно, и будущими специалистами их роли в работе над дизайн-проектами.
Таким образом, успешная проектная деятельность студентов-дизайнеров, являясь, пожалуй, одним из самых многофакторных и комплексных видов деятельности, требует освоения большого числа общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечисленных в государственных стандартах третьего поколения – почти полный список. Не связаны с проектной деятельность только те компетенции, которые отнесены к педагогической деятельности, и некоторые общекультурные компетенции. Хотя, в условиях ориентации современного образования на результат, было бы уместным и педагогическую деятельность будущих дизайнеров связать с проектной. Следовательно, проблема обучения студентов-дизайнеров проектной деятельности в рамках принятого на федеральном и международном уровнях компетентностного подхода – одна из самых актуальных проблем дизайн-образования сегодня.
Приложения.
Приложение 1. Сравнительная таблица профессиональных компетенций бакалавров и магистров дизайна в области проектной деятельности(по проекту ФГОС 3+).
Вид деятельности |
Прикладной бакалавриат (профессио-прикладные компетенции) |
Академический бакалавриат (профессиональные компетенции) |
Магистратура (профессиональные компетенции) |
Сравнительный анализ |
Художественная деятельность | - способность применять приемы работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании, моделировании, при работе с цветом и цветовыми композициями (ППК-1). | - способность владеть рисунком и приемами работы в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями (ПК-1). | - способность к системному пониманию художественно-творческих задач проекта, выбору необходимых методов исследования и творческого исполнения, связанных с конкретным дизайнерским решением (ПК-3).
|
Складывается впечатление, что прикладной бакалавр не должен владеть рисунком, что, естественно, неприемлемо. |
- учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ППК-2). | - способность обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2). | Разработка проектной идеи – это также этап проектной деятельности. Способность к разработке и обоснованию художественной идеи у прикладного бакалавра связана с исключительно практическими задачами, что не сказать об академических бакалаврах (где упоминается концептуальный творческий подход) и магистрах (где говорится о системном понимании). | ||
Проектная деятельность | - способность применять современные технологиями, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике (ППК-3);
|
- способность анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта (ПК-3)
|
- готовность синтезировать набор возможных решений задач или подходов к выполнению проекта, способность обосновывать свои предложения, составлять подробную спецификацию требований к проекту и реализовывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе на практике (ПК-4);
|
Прикладной бакалавр выполняет только технические задачи, а академический бакалавр определяет подходы и анализирует требования к дизайн-проекту. Магистр «способность» к проектной деятельности преобразует в «готовность»? |
- способность выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале (ППК-4);
|
- способность конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды (ПК-4);
|
Прикладной бакалавр только изготавливает эталонные образцы, а академический – конструирует, то есть, изобретает. У магистров здесь упоминается концептуальный творческий подход, как и у академических бакалавров в предыдущей компетенции. | ||
Информационно-технологическая деятельность | - способность использовать информационные ресурсы: современные информационные технологии и графические редакторы для реализации и создания документации по дизайн-проектам (ППК-5);
|
- способность составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту и готовить полный набор документации по дизайн-проекту, с основными экономическими расчетами для реализации проекта (ПК-5);
|
- готовность демонстрировать наличие комплекса информационно-технологических знаний, владение приемами компьютерного мышления и способность к моделированию процессов, объектов и систем используя современные проектные технологии для решения профессиональных задач (ПК-5);
|
Информационно-технологическая деятельность также связана с проектной. Академический бакалавр готовит полный набор документов и требований по проектам, прикладной, судя по всему, нет. Для академического бакалавра не упоминается необходимость владения информационными технологиями и графическими редакторами. Магистр готов демонстрировать наличие комплекса информационно-технологических знаний. |
Педагогическая деятельность | - самостоятельно разрабатывать учебную программу, выполнять методическую работу и вести практические и лекционные занятия (ППК-6) | - способность осуществлять планирование учебного процесса, выполнять методическую работу и самостоятельно проводить лекционные и практические занятия в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования (ПК-8).
|
- способность к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов; ориентированность на разработку и внедрение инновационных форм обучения с помощью компьютерной техники, создание авторских программ и курсов
(ПК-2);
|
Академический бакалавр, в отличие от прикладного, организует учебный процесс и может преподавать в учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования. Магистр внедряет инновационные формы обучения и создаёт авторские программы и курсы. |
Организационно-управленческая деятельность. |
Отсутствует.
|
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности и принимать управленческие решения на основе нормативно-правовых актов (ПК-6);
|
- способность организации работы творческого коллектива исполнителей; готовность к принятию профессиональных и управленческих решений, определению порядка выполнения работ и поиску оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости (ПК-7);
|
Организационно-управленческая компетенция у магистров раскрыта более полно. |
Научно-исследовательская деятельность |
Отсутствует.
|
- способность применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-7);
|
- готовность демонстрировать навыки научно-исследовательской деятельности (планирование исследования, сбор информации и ее обработки, фиксирования и обобщения полученных результатов); способность представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати; владеть опытом публичных выступлений с научными докладами и сообщениями (ПК-1) | Академический бакалавр используем методы научных исследований для решения единичных задач работе над дизайн-проектами, магистр систематически занимается научно-исследовательской деятельностью, планирует её, выступает с научными докладами. |
Производственно-технологическая деятельность. |
Отсутствует.
|
Отсутствует.
|
- готовность к оценке технологичности проектно-конструкторских решений, проведению опытно-конструкторских работ и технологических процессов выполнения изделий, предметов, товаров, их промышленного производства; способность организовать рабочие места, осуществлять профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний (ПК-6);
|
Данный вид деятельности присутствует только у магистров дизайна, связан с проектной деятельностью. |
Экспертно-консультационная. |
Отсутствует.
|
Отсутствует.
|
- способность владеть методами авторского надзора, способами продвижения творческого продукта на рынке услуг и иметь целостное представление о проведении процедуры консультационного характера (ПК-8) | Данный вид деятельности присутствует только у магистров дизайна, связан с проектной деятельностью. |
Инновационная |
Отсутствует.
|
Отсутствует.
|
- способность к трансформации художественных идей, результатов научных исследований, внедрению их в практику и организации проведения художественно-творческих мероприятий (ПК-9) | Данный вид деятельности присутствует только у магистров дизайна, связан с проектной деятельностью. |
Приложение 2. Компетенции, необходимые для работы над дизайн-проектом.
Прикладной бакалавриат |
Академический бакалавриат |
Магистратура |
Этапы работы над проектом |
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-10). | - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-10). | - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1). | 1 Этап. Формулировка целей и задач проекта.
2 Этап. Поиск информации по теме проекта для уточнения задач, методов и средств выполнения проекта. |
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5).
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). |
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5).
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). |
-готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1). | 1 Этап. Формулировка целей и задач проекта.
2 Этап. Поиск информации по теме проекта для уточнения задач, методов и средств выполнения проекта. 3 Этап. Разработка творческой проектной идеи. 5 Этап. Подготовка технической документации, презентации и спецификации по реализации проекта. 6 Этап. Сопровождение реализации проекта. |
- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-7). | - способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-7). | 2 Этап. Поиск информации по теме проекта для уточнения задач, методов и средств выполнения проекта.
5 Этап. Подготовка технической документации, презентации и спецификации по реализации проекта. |
|
- способность применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-7).
|
- готовность демонстрировать навыки научно-исследовательской деятельности (планирование исследования, сбор информации и ее обработки, фиксирования и обобщения полученных результатов); способность представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати; владеть опытом публичных выступлений с научными докладами и сообщениями (ПК-1).
|
2 Этап. Поиск информации по теме проекта для уточнения задач, методов и средств выполнения проекта. | |
- способность анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта
(ПК-3).
|
- способность к системному пониманию художественно-творческих задач проекта, выбору необходимых методов исследования и творческого исполнения, связанных с конкретным дизайнерским решением (ПК-3).
|
1 Этап. Формулировка целей и задач проекта.
2 Этап. Поиск информации по теме проекта для уточнения задач, методов и средств выполнения проекта. 3 Этап. Разработка творческой проектной идеи.
|
|
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6). | - способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6). | - готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
|
1 Этап. Формулировка целей и задач проекта.
2 Этап. Поиск информации по теме проекта для уточнения задач, методов и средств выполнения проекта. 3 Этап. Разработка творческой проектной идеи. 4 Этап. Эскизирование, моделирование, изготовление сигнального образца. 5 Этап. Подготовка технической документации, презентации и спецификации по реализации проекта. 6 Этап. Сопровождение реализации проекта. |
- способность применять приемы работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта… (ППК-1);
|
- способность обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2). | - готовность синтезировать набор возможных решений задач или подходов к выполнению проекта, способность обосновывать свои предложения… (ПК-4);
- готовность проявлять творческую инициативу, брать на себя всю полноту профессиональной ответственности и к активному общению в творческой, научной, производственной и художественной жизни (ОПК-4); - инновационная компетенция – способность к трансформации художественных идей… (ПК-9). |
3 Этап. Разработка творческой проектной идеи.
|
- способность владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1).
- владение основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ОПК-2). - Обладание элементарными профессиональными навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании (ОПК-3). - способность применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемыме в дизайн-проектировании (ОПК-4). - способность применять приемы работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании, моделировании, при работе с цветом и цветовыми композициями (ППК-1); - учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ППК-2); - способность выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале (ППК-3);
|
- способность владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1).
- владение основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ОПК-2). - Обладание элементарными профессиональными навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании (ОПК-3). - способность применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемыме в дизайн-проектировании (ОПК-4). способность владеть рисунком и приемами работы в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями (ПК-1). - способность конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды (ПК-4). |
- готовность к оценке технологичности проектно-конструкторских решений, проведению опытно-конструкторских работ и технологических процессов выполнения изделий, предметов, товаров, их промышленного производства; способность организовать рабочие места, осуществлять профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний (ПК-6)
- готовность демонстрировать наличие комплекса информационно-технологических знаний, владение приемами компьютерного мышления и способность к моделированию процессов, объектов и систем используя современные проектные технологии для решения профессиональных задач (ПК-5).
|
4 Этап. Эскизирование, моделирование, изготовление сигнального образца.
5 Этап. Подготовка технической документации, презентации и спецификации по реализации проекта.
|
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3). | - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3). | 5 Этап. Подготовка технической документации, презентации и спецификации по реализации проекта.
6 Этап. Сопровождение реализации проекта. |
|
- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4). | - способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4). | 5 Этап. Подготовка технической документации, презентации и спецификации по реализации проекта.
6 Этап. Сопровождение реализации проекта. |
|
- способность разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологий изготовления: выполнять технические чертежи разрабатывать технологическую карту исполнения дизайн-проекта (ППК-4);
- способность использовать информационные ресурсы: современные информационные технологии и графические редакторы для реализации и создания документации по дизайн-проектам (ППК-5); - способность применять современные технологиями, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике (ППК-3);
|
- способность составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту и готовить полный набор документации по дизайн-проекту, с основными экономическими расчетами для реализации проекта (ПК-5). | … составлять подробную спецификацию требований к проекту и реализовывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе на практике (ПК-4).
|
5 Этап. Подготовка технической документации, презентации и спецификации по реализации проекта.
6 Этап. Сопровождение реализации проекта. |
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности и использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОПК-3).
- готовность… использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОПК-3); - инновационная – способность к трансформации художественных идей, результатов научных исследований, внедрению их в практику и организации проведения художественно-творческих мероприятий (ПК-9). - готовность проявлять творческую инициативу, брать на себя всю полноту профессиональной ответственности и к активному общению в творческой, научной, производственной и художественной жизни (ОПК-4). |
6 Этап. Сопровождение реализации проекта. | ||
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-11). | - готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-11). | - готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2).
|
6 Этап. Сопровождение реализации проекта. |
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности и принимать управленческие решения на основе нормативно-правовых актов (ПК-6).
|
- способность организации работы творческого коллектива исполнителей; готовность к принятию профессиональных и управленческих решений, определению порядка выполнения работ и поиску оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости (ПК-7).
|
1 Этап. Формулировка целей и задач проекта.
2 Этап. Поиск информации по теме проекта для уточнения задач, методов и средств выполнения проекта. 3 Этап. Разработка творческой проектной идеи. 4 Этап. Эскизирование, моделирование, изготовление сигнального образца. 5 Этап. Подготовка технической документации, презентации и спецификации по реализации проекта. 6 Этап. Сопровождение реализации проекта. |
Библиографический список
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
- Горячев А. В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100» // Школа 2100 как образовательная система. 2005. – № 8. – с. 129-130.
- Корякина И. В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды: дис. … канд. пед. наук. – Хабаровск, 2013. – 166 с.
- ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 0725 Дизайн (квалификации: «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»). Проект. [Электронный ресурс]/ Официальный сайт ГБОУ ВПО МГПУ. – Режим доступа: URL: http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=6972 (дата обращения: 15.11.2014).
- ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 070500 Дизайн (квалификация: «магистр»). Проект. [Электронный ресурс]/ Официальный сайт ГБОУ ВПО МГПУ. – Режим доступа: URL: http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=6972 (дата обращения: 15.11.2014).
Количество просмотров публикации: Please wait