Детский возраст – это важный период в становлении личности. А если ребенок с раннего детства проявляет какие-либо таланты, то интерес окружающих к его развитию становится еще выше. Становление личности одаренного ребенка занимает одно из важных мест в социологии, психологии и педагогике. Сегодня повсеместно открываются школы и центры для одаренных детей, а значит, вопрос о талантливых детях волнует общество.
С одной стороны, тема развития личности у талантливых детей актуальна в силу того, что современность требует наличия неординарных людей, способных на качественное нестандартное мышление: такие личности, несомненно, приносят пользу для общества. С другой стороны, для самих талантливых детей их дар зачастую приносит им множество проблем в ходе развития и социализации. Таким образом, важно понимать, какие психологические проблемы сопровождают талантливого ребенка в процессе развития личности.
Мы часто слышим слова «талант», «одаренность», «способности», но редко понимаем отличия между ними. Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Понятие способностей очень тесно перекликается с понятиями «одаренность» и «талант».
Одаренность – это совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей.
Талант не может возникнуть из ниоткуда. Он является совокупностью некоторых способностей, желания развивать их и любви к своему делу. По определению Б.М. Теплова «талант» – это своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности.[1]
Важно понимать, что талант – это не намеренно развитые навыки, а врожденные задатки. Можно сказать, дар. Но вместе с ним в жизнь человека приходят и проблемы, связанные с трудностями управления этим даром. Особенно тяжело с такими трудностями справиться в детстве, когда талант только начинает проявляться в жизни человека.
Во-первых, у талантливых детей часто можно заметить неравномерность в развитии. Например, одаренность ребенка в одной области не дает ему развиться в других (это может быть неразвитость речи, письма и т.д.).
Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности. Именно это и стало главным двигателем для развития шахматных способностей у героя повести В.Набокова «Защита Лужина». В раннем возрасте Лужин случайно увлекся шахматами, игра стала для него смыслом жизни в определенный период времени, мальчик с полной самоотдачей читал журналы о шахматах, вместе с тем забывая о других интересах. И хотя это помогло ему стать знаменитым и реализовать себя, его жизнь была наполнена многими никому не заметными психологическими проблемами.
Еще одной из них стала неспособность самостоятельно принимать решения. Набоков передал это через мотив марионеток, кукол и муляжей, которые сопровождают героев его книг «Дар» и «Защита Лужина» на протяжении всей жизни. Ими (и Лужиным и Годуновым-Чердынцевым), так же как и марионетками, постоянно кто-то управляет (напр. отец, тренер). Ребенок будто скован своим талантом, ведь все его действия планируются кем-то с ориентацией именно на способности мальчика.
Кроме всего прочего, значимый отпечаток на развитие личности накладывает семья. Каждый родитель видит в своем ребенке скрытые способности и старается их развить. Лужин из творческой семьи (дед-музыкант, отец-писатель), а значит, требования к ребенку были изначально заданы высокие. Постоянно гнетущее чувство долга и ответственности за то, что от тебя ожидают очень многого, спровоцировало замыкание Лужина в себе, его нежелание общаться с родными, делиться переживаниями. Мальчик старался постоянно скрыться, чтобы избежать внимания к себе. Ему это удавалось, он становился почти незаметным, забирался в темный угол или садился в школе на дрова. Но даже несмотря на это, отец считал, что скрытый талант в нем есть.
Например, мальчик был отдан в специальную школу с внимательностью к так называемой «внутренней» жизни ученика. Но спрятаться от всех он хотел и в школе, особенно после того, как его фотография появилась в журнале: «Лужин помнил одно совершенно ясно – боязнь; которую он испытывал в школе, боязнь, что узнают о его даре и засмеют его…».
В автобиографическом романе «Другие берега» особое внимание автор уделил такому факту, как более острое восприятие ребенком действительности. В частности, на примере галлюцинаций Набоков объясняет болезненность мальчика в детстве. Они сопровождали героя на протяжении всей жизни: звуковые, зрительные, постоянный внутренний посторонний голос. Набоков тем самым показал, что психика именно талантливого ребенка наиболее подвержена сбоям и максимально восприимчива ко всему окружающему. Набоковым описывается такая необычная идея героя, как «азбучная радуга» (мальчик соотнес цвета с буквами алфавита). В этом примере рассказано о так называемом «цветном слухе», так же одна из форм особенного восприятия вследствие синестезии.
Синестезия — это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются.[2]
Так же писатель говорит об «исключительных, даже чудовищных» способностях к математике, из-за которых его иммунитет был ослаблен и он часто болел в детстве.
Таким образом, Набоков пытался показать, что любой дар имеет обратную сторону, которая крайне негативно может сказаться на развитии личности человека. Большинство героев в произведениях Владимира Набокова – это духовно одаренные одиночки, которые, так или иначе, отличаются от окружающих своими способностями. Талантливый ребенок имеет значительные трудности в процессе социализации, это доказано многими учеными и врачами. Но Набоков смог в художественной литературе наглядно и предельно точно описать сложности развития личности талантливого ребенка.
[2] Синестезия. [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Синестезия (дата обращения 15.01.2015)
Библиографический список
- Набоков, В.В. Собр. соч.: В 4 т. М.,1990.Т.4.
- Теплов, Б. М. Психология: учеб. для сред. шк./ Б.М. Теплов. – Изд. 7-е. – М.: Учпедгиз. — 120 с.