УДК 37.032

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ТАЛАНТЛИВОГО РЕБЕНКА. (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В.НАБОКОВА)

Лунякина Светлана Андреевна
Санкт-Петербургский государственный университет
студент, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Аннотация
Детство - самый важный период в процессе развития личности. И если ребенок обладает незаурядными способностями, то он имеет некоторые проблемы. Владимир Набоков был очень талантливым человеком. Писатель описал свои собственные трудности в детстве в автобиографических романах.

Ключевые слова: детство, личность талантливого ребенка, одаренность, педагогика, психология, талант


PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A TALENTED CHILD. (ON THE WORKS OF VLADIMIR NABOKOV)

Lunyakina Svetlana Andreevna
Saint-Petersburg State University
student, School of Journalism and Mass Communication

Abstract
Childhood is the most important period of development of the personality. And if child has an extraordinary abilities, he has some problems. Vladimir Nabokov was very talented man. The writer described his own difficulties in childhood in autobiographic novels.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лунякина С.А. Психологические проблемы развития личности талантливого ребенка. (По произведениям В.Набокова) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4503 (дата обращения: 23.09.2024).

Детский возраст – это важный период в становлении личности. А если ребенок с раннего детства проявляет какие-либо таланты, то интерес окружающих к его развитию становится еще выше. Становление личности одаренного ребенка занимает одно из важных мест в социологии, психологии и педагогике.  Сегодня повсеместно открываются школы и центры для одаренных детей, а значит, вопрос о талантливых детях волнует общество.

С одной стороны, тема развития личности у талантливых детей актуальна в силу того, что современность требует наличия неординарных людей, способных на качественное нестандартное мышление: такие личности, несомненно, приносят пользу для общества. С другой стороны, для самих талантливых детей их дар зачастую приносит им множество проблем в ходе развития и социализации. Таким образом, важно понимать, какие психологические проблемы сопровождают талантливого ребенка в процессе развития личности.

Мы часто слышим слова «талант», «одаренность», «способности», но редко понимаем отличия между ними. Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Понятие способностей очень тесно перекликается с понятиями «одаренность» и «талант».

Одаренность –  это совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей.

Талант не может возникнуть из ниоткуда. Он является совокупностью некоторых способностей, желания развивать их и любви к своему делу. По определению Б.М. Теплова «талант»  – это своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности.[1]

Важно понимать, что талант – это не намеренно развитые навыки, а врожденные задатки. Можно сказать, дар. Но вместе с ним в жизнь человека приходят и проблемы, связанные с трудностями управления этим даром. Особенно тяжело с такими трудностями справиться в детстве, когда талант только начинает проявляться в жизни человека.

Во-первых, у талантливых детей часто можно заметить неравномерность в развитии. Например, одаренность ребенка в одной области не дает ему развиться в других (это может быть неразвитость речи, письма и т.д.).

Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности. Именно это и стало главным двигателем для развития шахматных способностей у героя повести В.Набокова «Защита Лужина». В раннем возрасте Лужин случайно увлекся шахматами, игра стала для него смыслом жизни в определенный период времени, мальчик с полной самоотдачей читал журналы о шахматах, вместе с тем забывая о других интересах. И хотя это помогло ему стать знаменитым и реализовать себя, его жизнь была наполнена многими никому не заметными психологическими проблемами.

Еще одной из них стала неспособность самостоятельно принимать решения. Набоков передал это через мотив марионеток, кукол и муляжей, которые сопровождают героев его книг «Дар» и «Защита Лужина» на протяжении всей жизни. Ими (и Лужиным и Годуновым-Чердынцевым), так же как и марионетками, постоянно кто-то управляет (напр. отец, тренер). Ребенок будто скован своим талантом, ведь все его действия планируются кем-то с ориентацией именно на способности мальчика.

Кроме всего прочего, значимый отпечаток на развитие личности накладывает семья. Каждый родитель видит в своем ребенке скрытые способности и старается их развить. Лужин из творческой семьи (дед-музыкант, отец-писатель), а значит, требования к ребенку были изначально заданы высокие. Постоянно гнетущее чувство долга и ответственности за то, что от тебя ожидают очень многого, спровоцировало замыкание Лужина в себе, его нежелание общаться с родными, делиться переживаниями. Мальчик старался постоянно скрыться, чтобы избежать внимания к себе. Ему это удавалось, он становился почти незаметным, забирался в темный угол или садился в школе на дрова. Но даже несмотря на это, отец считал, что скрытый талант в нем есть.

Например, мальчик был отдан в специальную школу с внимательностью к так называемой «внутренней» жизни ученика. Но спрятаться от всех он хотел и в школе, особенно после того, как его фотография появилась в журнале: «Лужин помнил одно совершенно ясно – боязнь; которую он испытывал в школе, боязнь, что узнают о его даре и засмеют его…».

В автобиографическом романе «Другие берега» особое внимание автор уделил такому факту, как более острое восприятие ребенком действительности. В частности, на примере галлюцинаций Набоков объясняет болезненность мальчика в детстве. Они сопровождали героя на протяжении всей жизни: звуковые, зрительные, постоянный внутренний посторонний голос. Набоков тем самым показал, что психика именно талантливого ребенка наиболее подвержена сбоям и максимально восприимчива ко всему окружающему. Набоковым описывается такая необычная идея героя, как «азбучная радуга» (мальчик соотнес цвета с буквами алфавита). В этом примере рассказано о так называемом «цветном слухе», так же одна из форм особенного восприятия вследствие синестезии. 

Синестезия — это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются.[2] 

Так же писатель говорит об «исключительных, даже чудовищных» способностях к математике, из-за которых его иммунитет был ослаблен и он часто болел в детстве.

Таким образом, Набоков пытался показать, что любой дар имеет обратную сторону, которая крайне негативно может сказаться на развитии личности человека. Большинство героев в произведениях Владимира Набокова – это духовно одаренные одиночки, которые, так или иначе, отличаются от окружающих своими способностями. Талантливый ребенок имеет значительные трудности в процессе социализации, это доказано многими учеными и врачами. Но Набоков смог в художественной литературе наглядно и предельно точно описать сложности развития личности талантливого ребенка.


[1] Теплов, Б. М. Психология: учеб. для сред. шк./ Б.М. Теплов. – Изд. 7-е. – М.: Учпедгиз, 1953. – с.109

[2] Синестезия. [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Синестезия  (дата обращения 15.01.2015)


Библиографический список
  1. Набоков, В.В. Собр. соч.: В 4 т. М.,1990.Т.4.
  2. Теплов, Б. М. Психология: учеб. для сред. шк./ Б.М. Теплов. – Изд. 7-е. – М.: Учпедгиз. — 120 с.


Все статьи автора «Светлана Лунякина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: