Качество изучения дидактического материала в современной системе непрерывного профессионального образования связано с различными формами обучения и контроля в высшей школе. Одной из такой форм контроля знаний и сформированности компетенций является дидактический тест, детерминируемый в определенной шкале оценок и отметок.
Попытаемся представить типологию и примеры дидактических заданий, которые могут быть вынесены на контроль сформированности компетенций будущих педагогов по физической культуре в модели детерминации качества в системе тестовых заданий в структуре изучения основ рукопашного боя.
Первый тип заданий – это тестовые задания, в которых представлено несколько ответов, один из которых верный.
В ………………………… вышел первый русский воинский устав, где описывались приемы рукопашного боя и владения холодным оружием.
А. 1647 г.
Б. 1240 г.
С. 1938 г.
Д. 1380 г.
Второй тип заданий – это тестовые задания, в которых представлено несколько ответов, где в полной совокупности два и более являются верными.
Рукопашный бой в российской военной подготовке до 1917 года имел несколько техник: …………………………
А. Техника штыкового боя.
Б. Техника дыхательной гимнастики.
С. Пользование саблей и копьём.
Д. Пользование булавой и арбалетом.
Третий тип заданий – это тестовые задания со свободной формой ответов.
Официальным днём рождения рукопашного боя в России считается ………………………… (число, месяц, год).
Ответ: 16 февраля 1938 года.
Четвертый тип заданий – это тестовые задания на сопоставление числам натурального ряда.
Определите последовательность (от меньшего значения к большему) расстояния между противниками в рукопашном бое.
А. | Пистолет, пехотная лопатка, нож, камень |
Б. | Удары ногами |
С. | Удары кулаками |
Д. | Бой с применением захватов |
А – 4; Б – 3; С – 2; Д – 1.
Пятый тип заданий – это тестовые задания на сопоставление двух колонок, например, понятий и их определений. В структуре такого рода практики могут быть тестовые задания с равным количеством данных в левой и правой колонках, а также неравное количество, где присутствуют два и более варианта ответов на один тип предложенных сопоставлений – понятий, а также может быть использовано свободные от определения понятия, не входящее в теорию и практику рассматриваемого вопроса.
Сопоставьте тактику рукопашного боя и его назначение (определение).
А. | Оборона | 1. | действия, совершаемые с целью выявления намерений и замыслов противника, его подготовленности к рукопашной схватке, оценке его морально-психического состояния, а также определения правильного способа ведения боя с ним. |
Б. | Маскировка | 2. | действия стремительного нападения на противника в процессе рукопашного боя. |
В. | Разведка | 3. | разновидность встречных атак на противника, начавшего свою. |
Г. | Атаки | 4. | передвижение в целью создания благоприятных условий для нападения на противника или обороны от его нападения. |
Д. | Контратаки | 5. | действия, вводящие противника в заблуждение и вызывающие с его стороны неадекватные реакции, которые способствуют его поражению. |
Е. | Маневрирование | 6. | способ действий, направленных на отражения нападения с последующим переходом к ответным действиям |
Ж. | Гимнастика |
А – 6; Б – 5; В – 1; Г – 2; Д – 3; Е – 4.
Сопоставьте данные двух колонок.
А. | Кушнерик Геннадий (Кострома) | 1. | первый заслуженный тренер России по рукопашному бою |
Б. | Иванов Николай (Кострома) | 2. | создатель одной из наиболее известных систем рукопашного боя в России |
С. | Спиридонов Виктор Афанасьевич | 3. | первый заслуженный мастер спорта России по рукопашному бою |
Д. | Кадочников Алексей Алексеевич | 4. | основоположник русского стиля рукопашного боя, ввел понятие «самбо» |
А – 3; Б – 1; С – 4; Д – 2.
В таком понимании необходимо разработать программно-педагогическое обеспечение изучения курса «Основы рукопашного боя», где бы были представлены несколько вариантов дидактических тестов (не менее шести вариантов) со своей специфической шкалой оценок и отметок, а также в работе должны быть представлены основные тактики подготовки различных видов рукопашного боя (армейский, милицейский, спортивный), данное педагогического сопровождение должно быть доступно в электроном формате видео изображений.
С другой стороны, – необходимо уточнить понятия «социализация», «самореализация», «самосовершенствование», «саморазвитие» в системе знаний о качестве и возможностях занятий по рукопашному бою с будущими педагогами по физической культуре в контексте детерминации основ спортивного совершенствования и практики занятий с подростками, включенными в освоение рукопашного боя как одного из направлений спорта, что мы и сделаем, включив научно-педагогические публикации наших коллег [1-35], изучавших и изучающих эффективность подготовки будущих педагогов к продуктивной профессионально-педагогической деятельности, качественному изучению основ педагогики физической культуры и спорта в вузе на факультете физической культуры, формированию потребности в высоких достижениях, профессионально-педагогической культуре и культуре самостоятельной работы как продукте и цели формирования и становления личности в социокультурном (воспитательно-образовательном) пространстве. Кроме того, выделим педагогические условия качественного изучения основ рукопашного боя будущими педагогами по физической культуре в структуре вузовской подготовки.
Социализация подростков через средства и разнообразные системы рукопашного боя – это процесс объективного включения личности подростка в практику изучения основ спортивного рукопашного боя, обеспечивающего личности выбор приоритетов развития и становления в рамках реализации идей акмепедагогического становления личности через направление самореализации «спорт», где происходит мультисредовая коррекция постановки, верификация качества и оптимизация возможностей личности обучающегося в детерминации и решении цепочки противоречий «хочу – могу – надо – есть».
Самореализация подростков в рукопашном бое – процесс определения возможностей оптимизации условий и подготовки подростка в выбранной системе рукопашного боя к достижению поставленных высот освоения спортивного мастерства, получения в системе поощрения – наград и знаков отличия, формирования целостного представления о модели самореализации личности в условия непрерывного профессионального образования, являющегося гарантом стабильности и страховки личности в профессиональных и социальных отношениях, формах сотрудничества и взаимопомощи, самоутверждения и адаптации в различных социальных и профессиональных средах, связанных с непосредственным выполнением трудовых функций.
Самосовершенствование подростков в рукопашном бое – процесс верификации качества повышения спортивного мастерства в структуре занятий рукопашным боем как практикой самореализации личности в полисистемном рассмотрении возможностей самоидентификации, самоутверждения, социализации в микро-, мезо-, макромасштабах рассмотрения и оптимизации педагогических условий описываемого процесса, непосредственно связанного в структуре выявления приоритетов со здоровым образом жизни, продуктивным и своевременным развитием и самореализацией личности спортсмена, высокими достижениями как приоритетами становления личности, определяемыми в контексте соблюдения и принятия нормального распределения способностей и здоровья (распределение Гаусса).
Саморазвитие подростков в рукопашном бое – процесс определения приоритетов и возможностей личности в выборе и решении стратегии повышения качества интеллектуального, спортивного, морально-нравственного и прочих видов самостоятельного развития способностей и возможностей решения одноименных задач, непосредственно определяющих перспективность и состоятельность практики описываемого нами процесса.
Педагогические условия качественного изучения основ рукопашного боя будущими педагогами по физической культуре в структуре вузовской подготовки:
1. Соблюдение и принятие основ научно-педагогической подготовки личности в структуре занятий рукопашным боем как одном из направлений самореализации и самовыражения, саморазвития и самоутверждения, предопределяющем качество и возможности достижений, способность к неустанному развитию и совершенствованию, пропаганде здорового образа жизни и норм культуры в решении полисубъектных и мультисредовых противоречий. Теория и практика организации педагогического взаимодействия с обучающимися имеет многовековую традицию подготовки, где качественное получение результатов является системным продуктом антропологического пространства, провозглашающем с древних времен единство телесного, духовного и интеллектуального в человеке как носителе культуры, этики, морали, науки, искусства, Цивилизации и ноосферы. В ресурсах верификации качества определяемых компонентов профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре и тренера по избранному виду спорта возможность определения оптимальных условий развития и становления личности непосредственно связана с генетическими особенностями обучающегося, социальной средой, в которой проживает обучающийся, и социально-педагогическим обеспечением учебно-тренировочного процесса. Возможность коррекции первого направления не имеет быть возможной в современной реализации, возможность второго и третьего направлений могут быть скорректированы в различных направлениях психо-, дидакто-, смыслотерапии и коррекции.
2. Соблюдение основ гуманизма и нормального распределения способностей личности обучающегося в контексте решения выявляемых противоречий и задач. Данное направление является следствием первого, – человеколюбие в контексте выделения трех групп на кривой нормального распределения («Н» – нормальные, «О» – одаренные, «А» – лица, нуждающиеся в специальных условиях получения специального обучения и образования) определяет потребность педагогов и ее реализацию в моделировании и оптимизации возможностей педагогической поддержки и педагогического сопровождения учебно-тренировочного процесса в выделенном ресурсе детерминации и провозглашения идей гуманизма.
3. Формирование потребности в новых знаниях и оптимальной сформированности различных профессиональных компетенций в системе подготовки и переподготовки кадров работников образования и педагогического состава управления качеством современного образования и образовательных продуктов. Данная тенденция осуществляется в ресурсах формирования профессионально-педагогической культуры и культуры самостоятельной работы, верифицирующих возможность продуктивного становления личности в определении и решении задач развития личности и общественных отношений (в том числе и программно-педагогического комплекса изучения выделенного знания в соответствии с приоритетами получения образования в условиях непрерывности и конкурентоспособности).
4. Формирование адекватной, позитивной самооценки и оптимально подобранного уровня притязаний в различных направлениях самореализации и самосовершенствования личности. Данная тенденция определяется возможностью верификации и оптимизации качества подготовки любого специалиста в современном непрерывном профессиональном образовании. Специфика построения акметраекторий становления личности связана с адекватностью и объективностью ресурсов и целей оптимизации. В таком понимании любые деформации и деструкции наносят непоправимый вред и личности, и системе образования, и обществу в целом.
5. Целостной постановкой проблемы и ее решения в структуре программно-педагогического обеспечения учебно-тренировочного и воспитательно-образовательного процессов, методико-методологической поддержки личности педагога, определяющего и решающего задачи выбора рукопашного боя для конкретного обучающегося специализированным видом спорта, в котором будут получены программируемые результаты, а также определение материально-технической базы, в ресурсах которой проводится образовательная подготовка тренера и обучающихся.
6. Полисистемность постановки и верификации всех выявляемых в полисубъектном пространстве противоречий и оптимизацию возможно-допустимых решений. Данная тенденция имеет место в определении и множественном построении оптимизируемых условий, с точки зрения математики данная модель представляет собой матрицу, каждый элемент и вектор которой описывает возможные приоритеты и достигаемые результаты выбранной деятельности.
7. Ограниченность и ситуативность выбора личностью тех или иных контекстных смыслов и возможных моделей ведущей деятельности (продуктов) в построении, уточнении, верификации и практике определения и коррекции возможностей самореализации и самоутверждения личности определяется и пространственно-временными ограничениями, где рукопашный бой закладывает специфику дальнейшей тактики в освоении не только спортивного совершенствования и мастерства, но и продуктивной реализованности идей становления и самоутверждения в личной и социальной жизни спортсмена.
Выделенные направления будут системно переложены в программно-педагогическое сопровождение курса по выбору «Основы рукопашного боя», построенного и адаптированного для различных категорий обучающихся современной системы образования, имеющего видео-материал, дидактические разработки в области освоения знаний о рукопашном бое, его истории и формируемых компетенциях в системе профессионально-педагогического образования.
Библиографический список
- Перелыгин А. В., Петров А. С., Козырева О. А. Специфика и возможности социализации и самореализации подростков, занимающихся рукопашным боем // Теория и практика образования в современном мире (III): матер. Междун. науч. конфер. (СПб., май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С.16-18.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 76-80.
- Козырева О.А., Гайко М.Е., Горбунова И.А., Седова К.С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // Europan Soucial Science Jornal. 2012. № 8. С.83-90.
- Мелконян Г.М., Зубанов В.П., Козырева О.А. Специфика управления и эффективность профессионально-педагогического взаимодействия в структуре получения и апробации современного педагогического знания //Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education: mater. intern. sc.confer. Prague:Sociosféra-CZ,2014.P.118-119.
- Баландов К.Г., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации спортсмена в модели гуманизации образования //Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 29дек. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 22-24.
- Бурдин А.С., Ермилин В.В., Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации категорий «самореализация» и «саморазвитие» в структуре занятий регби //Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 5 дек. 2014 г.): в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 89-91.
- Ведяпин К. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков в боксе как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Международный академический вестник. 2014. №2. С. 14-16.
- Дронова С. В., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации и самореализации подростков в структуре лыжной подготовки в спортшколе // Problems and prospects of development of education in the 21st century: achievement of personhood in professional sphere: mater. of the IV intern. sc. confer., on Apr. 10-11, Prague : Sociosféra-CZ, 2014. P. 52-53.
- Жихарев В.А., Козырева О.А. Возможности детерминации категорий «социализация» и «самореализация» в структуре подготовки педагогов по ФК // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития: матер. III Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 26 июня 2014г.). Саратов: Академия Бизнеса, 2014. С. 27-28.
- Зубанов В.П., Меркушева Э.А., Козырева О.А. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК //Society, culture, personality. Current problems of socio-humanitarian knowledge: intern. sc. conf. Prague: Sociosféra-CZ. P.118-119.
- Кириенко С.А., Козырева О.А., Невзоров П.П., Шайдулина Т.Н. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею // Вестник КузГПА. 2012. 9(23). URL:http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/
- Кириенко С.А., Наместников Д.А., Козырева О.А. Детерминация особенностей социализации и самосовершенствования в структуре подготовки тренеров по хоккею // Тенденции развития психологии и педагогики: матер. III Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 сент. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 30-31.
- Козырева О. А., Креган А. С., Кириенко С. А. Особенности детерминации процессов социализации и самореализации в структуре подготовки будущих тренеров по хоккею // Приоритетные направления развития науки: матер. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2 ч. Ч.1 ; отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 139-141.
- Козырева О. А., Недзельская О. А. Особенности и условия социализации подростков как модель гуманизации современного образования // Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: mater. of the V intern. sc. confer., May 15–16, 2014. Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». P. 73-75.
- Коломова Е. В., Козырева О. А. Некоторые особенности детерминации процессов «социализация», «самореализации», «самосовершенствование» в структуре занятий горнолыжным спортом // Наука XXI века: теория, практика, перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.(Уфа, 6 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 135-136.
- Корниенко Е. Д., Кириенко С. А., Козырева О. А. Социализация и самореализация личности юного хоккеиста и будущего тренера по хоккею как социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30 июля 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.27-29.
- Корниенко Е.Д., Зубанов В.П., Козырева О.А. Некоторые особенности детерминации категории «социализация» в структуре идей культурологического подхода // Мир на пороге новой эры. Как это будет?: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 21 мая 2014 г.): в 2-х ч., Ч.1. Саратов: Академия Бизнеса, 2014. С. 73-75.
- Лапин И.А., Ерохин Е.Н., Козырева О.А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013.№5(52). С.733-736.
- Максимчук А.Г., Студеникина С.А., Козырева О.А. Некоторые педагогические условия самореализации будущих педагогов по ФК в легкой атлетике //СОЦИОСФЕРА. 2014. №1. С.256-258.
- Морозова К. А., Недзельская О. А., Козырева О. А. Особенности социализации и самореализации спортсмена, занимающегося вольной борьбой // Закономерности и тенденции развития науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 янв. 2015 г.): в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 182-184.
- Недзельская О.А., Козырева О.А., Петухова Н.А. Возможности и специфика самореализации подростков в ДЮСШ //Пед. деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: науч.-метод. сб. Вып.I. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. С.44-46.
- Похоруков О.Ю., Зуев Е.Н., Козырева О.А. Возможности социализации в структуре реализации идей и практики продуктивного самовыражения // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: матер. III Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 окт. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 36-37.
- Радостев А. Н., Козырева О. А. Специфика и результативность социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: матер. Всеросс. науч.-практ. конфер. Махачкала: Алеф (ИП Овчинников М. А.). 2014. С. 123-126.
- Хоменко С. М., Козырева О. А. Практика сравнительного анализа особенностей социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» // Социология и образование: проблемы и перспективы: матер. Росс. науч.-практ. конфер.(Ижевск,11-12 марта 2014 г.). Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2014. С. 426-428.
- Хоменко С.М., Завьялова Я.Е., Козырева О.А. Сравнительный анализ особенностей социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» //Актуальные задачи педагогики: матер. V Междун. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2014. С.173-175.
- Хоменко С.М., Козырева О.А., Ерохин Е.Н. Возможности и специфика социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» //Проблемы и перспективы развития образования: матер. V Междун. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2014.С.164-166.
- Шалунов Н.В., Ермилин В.В., Козырева О.А. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби //Молодой ученый. 2013. №6.С.749-752.
- Шипина К. К., Полосин В. В., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации и самореализации личности в лыжном спорте // Инновационные тенденции развития системы образования: сб. ст. II Междун. науч.-практ. конфер. (Чебоксары, 13 июня 2014г.) ; гл. ред. О. Н. Широков. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 234-236.
- http://steel-wolf.ru/history/84-istoricheskie_aspekty_razvitija_rukopashnogo_boja_v_rossii.html
- http://sclubs.ru/articles/istoriya_sporta/istoriya_rukopashnogo_boya/
- http://www.universalinternetlibrary.ru/book/kadochnikov/russkiy_rukopashnyy_boy_po_sisteme_vyzhivaniya.shtml