В настоящее время выведена на рынок труда в качестве товара компетентность специалиста. Компетентность как набор профессиональных и личностных качеств выступает главным фактором при устройстве на работу, поэтому качество образования сегодня связывают именно с формированием компетентности. Признание компетентностного подхода в качестве ведущего подхода в образовании явилось одной из причин обновления профессионального образования и разработки Федеральных государственных образовательных стандартов.
Подготовка компетентного специалиста – это процесс профессионального становления личности обучаемого, обусловленный высоким уровнем профессионализма и мастерства научно-педагогических кадров, инновационными технологиями в образовании, собственной учебной активностью учащегося и направленный на формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности.
Компетентностная модель выпускника, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, учитывает два типа компетенций: общие (надпредметные, универсальные), соответствующие способностям специалиста независимо от специфики его трудовой деятельности, и профессиональные (предметно-специализированные), соответствующие основным видам профессиональной деятельности, т.е. необходимые будущему специалисту именно в области его специализации.
Под способностью, согласно Б.М. Теплову, будем понимать индивидуальное качество личности, связанное с готовностью к успешному освоению/осуществлению определенной деятельности. Способность в данном контексте понимается не как предрасположенность, а как умение.
Изучению профессиональной компетентности посвящены работы Б.С. Гершунского, Е.В. Бондаревской, И.А. Колесниковой, А.К. Марковой и др. Анализ их исследований позволяет определить профессиональную компетентность как способность и готовность специалиста выполнять трудовую деятельность в соответствии с установленными стандартами, требованиями, нормами. И.А. Зимняя считает, что профессиональная компетентность – это опыт социально профессиональной жизнедеятельности человека, основывающийся на знаниях [1]. М.А. Чошанов говорит о том, что профессиональная компетентность – это стержневой показатель уровня квалификации современного специалиста [2]. В учебном пособии под редакцией В.А. Сластенина профессиональная компетентность определяется как интегративная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, выражающаяся в уровне знаний, умений, опыта, необходимых для достижения профессиональных целей, а также социально-нравственную позицию личности [3].
Во время учебно-познавательной деятельности студент приобретает знания, умения, навыки, практический опыт, происходит его умственное развитие, осознание своей причастности к созидательной деятельности, что в результате и позволяет ему решать проблемы в трудовой деятельности, быть ответственным за свою работу, стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, т.е. учебно-воспитательный процесс позволяет формировать компоненты профессиональной компетентности.
Если между изучаемыми дисциплинами будет низкий уровень связи, то возникнут трудности в формировании у студентов целостной картины мира и органичном восприятии профессиональных знаний. Поэтому возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современной технологии интегрированного обучения, что просматривается в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования: уменьшение числа дисциплин и их интеграция в междисциплинарные курсы и профессиональные модули.
Интеграция может быть осуществлена на основе цикловых (между циклами дисциплин), междисциплинарных (между несколькими дисциплинами) и внутридисциплинарных (между содержанием одной дисциплины) связей. Интеграция не только обогащает содержание одной дисциплины содержанием другой, а объединяет их и обеспечивает комплексную подготовку, формирующую общие и профессиональные компетенции. Обучение при этом представляет собой процесс усвоения общей межпредметной области – интегративного содержания дисциплин.
Э.Ф. Насырова [4] определяет последовательность работы руководящих и педагогических работников по интеграции научных знаний:
1. Ознакомление с содержанием, требованиями, учебной нагрузкой, определяемыми Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности.
2. Разработка учебного плана специальности с учетом междисциплинарных связей и интеграции дисциплин.
3. Организация работы объединений (советов) преподавателей по каждому из имеющихся циклов дисциплин в учебном плане специальности.
4. Составление преподавателями списка основных понятий и терминов.
5. Ознакомление всех преподавателей работающих на специальности с тематикой своей дисциплины.
6. Создание банка (единого словаря) ключевых междисциплинарных терминов и понятий, разработанного на основе сквозных междисциплинарных связей для каждого цикла дисциплин. Словарь такого вида должен быть у каждого студента. Работая с ним, студент сможет лучше понять и усвоить содержание дисциплин цикла.
7. Определение порядка (графика) изучения студентами ключевых понятий по циклу дисциплин согласно учебному плану. На учебных дисциплинах в хронологическом порядке преподаватели знакомят с определенными ключевыми понятия и термины. При изучении последующих или параллельных дисциплин преподаватель оценивает знания студентов по терминам, которые по плану должны быть уже изучены и усвоены, затем продолжает обучение следующим понятиям, учитывая график.
8. Разработка рабочих программ дисциплин с ориентировкой на банк (единый словарь) ключевых терминов и с учетом внутридисциплинарной значимости разделов и тем.
9. Составление заданий для «входного» контроля знаний по терминам уже изученным на других дисциплинах, с учетом единого словаря ключевых междисциплинарных понятий для цикла дисциплин.
Рассмотренная последовательность, по нашему мнению, является четкой и логичной, но которую для специальностей среднего профессионального образования, необходимо дополнить пунктом о формах промежуточной аттестации, а именно о проведении комплексного экзамена (комплексного дифференцированного зачета) по двум или нескольким дисциплинам или междисциплинарным курсам. Такие формы промежуточной аттестации появились в силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». «Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям) [5, с.13]». Таким образом, была ещё раз продиктована необходимость в интеграции научных областей. При наличии общей межпредметной области по дисциплинам, их взаимосвязи и взаимодополнении может планироваться комплексный экзамен (зачет). Общую межпредметную область дисциплин следует отображать в календарно-тематическом планировании для выстраивания в логической последовательности изучаемых тем и возможности планирования и реализации проведения совмещённых (бинарных) занятий. В таком случае комплексный экзамен (зачёт) будет проводиться с целью проверки сформированности у студентов интегрированных знаний, приобретению комплекса профессиональных умений, т.е. компетенций. При этом теоретические вопросы и практические задания для проведения промежуточной аттестации обязательно должны носить междисциплинарный характер, а также профессиональную направленность, если в стандарте указано о формировании не только общих компетенций, но и профессиональных [6].
Интеграция дисциплин позволила: уйти от повторений в процессе изложения учебного материала по различным дисциплинам; повысить уровень профессиональной направленности предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов; устранить фрагментарность знаний; формировать системно-целостный взгляд на мир. Применение технологии интегрированного обучения в процессе подготовки специалистов среднего звена является одним из направлений, реализующих основную цель профессионального образования: подготовки высококвалифицированного, компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно, готового к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. Но технология интегрированного подхода к организации учебного процесса требует продолжения работы по согласованию требований работодателей, исследованию ученых, творческих поисков преподавателей, совершенствованию работы отделов по составлению расписания занятий.
Библиографический список
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. №5. С. 34-42.
- Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика.- 1997. №2. – С. 21-29.Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
- Насырова Э.Ф. Интеграция научных знаний в профессиональной подготовке учителей технологии // Вестник ТГПУ. – 2011. Выпуск 4 (106). С. 76-78.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета № 6148 от 7 августа 2013 г.
- Киричек К.А. Комплексный экзамен как форма промежуточной аттестации в системе СПО // Психология, социология и педагогика. – 2015.№ 1 (40). С. 86-89.