В условиях модернизации системы российского высшего образования и в связи с переходом на уровневое образование осуществляется подготовка конкурентоспособных специалистов, важными профессиональными характеристиками которых являются позитивное отношение к выполняемой деятельности, прогнозируемость развития их личности, наличие сформированных ценностных ориентаций.
Несомненно, проблема ценностей и ценностных ориентаций является предметом изучения многих наук об обществе и человеке, среди них философия, социология, психология и педагогика. Исторический опыт свидетельствует: проблема ценностей всегда актуализировалась, ее постановка обострялась, приобретала широкое социальное и нравственное значение в сложные, переломные эпохи, когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этические устои общества подвергались дискриминации, начиналась поспешная их замена новыми идеалами и целями [1].
Так, старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые, конечно, не так легко меняются под влиянием событий. А студенчество, молодежь – это та часть современного общества, которая еще формирует свою собственную систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг – в обществе, в семье и в вузе в частности. В свою очередь, от сформированных жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в отдельных странах и в мире уже через несколько лет. Из-за проявления противоречий во внутреннем мире молодежи, в виду отсутствия норм и установок, нарушается четкое представление о современной картине мира, что приводит к хаотическому развитию ценностной ориентации и отсутствию четких морально-нравственных ориентиров и представлений. Поэтому проблема становления ценностных ориентаций современной молодежи носит особенно яркий характер.
В психологии личности уже хорошо известны такие интегральные свойства личности, как способность к личностному росту, стремление к самоактуализации, жизнестойкость, осмысленность жизни. Но необходимо констатировать, что вместе с такими качествами как предприимчивость, инициативность, результативность, жизненный оптимизм тесно соприкасаются скупость и грубость, равнодушие и самоуверенность современной молодежи.
Безусловно, молодёжь по праву считается самой энергичной частью общества, поэтому именно она претерпевает первой все модификации, связанными с различными событиями, происходящими в жизни страны. Ценностные ориентации молодежи заложены на двух основных аспектах. В первом речь идет о духовности, в основе которой лежат моральные установки и гуманизм. Второй - нацелен на индивидуализм, главенство материального над духовным. В соответствии с разноплановыми жизненными позициями молодежи нужно понять, какой из аспектов для них является приоритетным, и что необходимо делать, чтобы направить ориентиры в нужное направление [1]. Ценности существуют не только в качестве основных ориентиров в жизни каждого из нас, определяющих амбиции и задачи, но и являются механизмом создания порядка, проявления здорового образа жизни.
Совокупность главных ценностей молодежи меняется на протяжении всего пути становления: происходит переосмысление взглядов, переоценка своих ориентиров, появление новых интересов. Так, одна часть молодежи достаточно успешно приспособилась к рыночной экономике и ставит на первый план свою карьеру, как в частном, так и в государственном секторе. А другая – стремится к самосовершенствованию, строит планы по самоопределению. Основными мотивами в трудовой сфере становятся материальные потребности. Как показывают социологические опросы, большая часть молодежи не хотела бы повторять достаточно трудный путь своих родителей, основанный на моральных ценностях советской эпохи.
Потребности, интересы, установки и жизненный смысл – все это показывают ценностные ориентации молодежи, которые выделяются среди людей, входивших в другие социальные группы. Их выбор достаточно разнообразен: от литературы, вышивки, музыки, спорта, театра и искусства до наркотиков и алкоголя. Сейчас трудно выделить область, которой не интересовалось бы молодое поколение, а также не стоит забывать, что наряду с классической культурой присутствует и контркультура, выражающаяся в вариативных молодежных объединениях. Молодежь старается реализовать себя в жизни, укрепить свои социальные позиции, иметь возможность выразить свое отношение к этому миру, а также поэкспериментировать со своим имиджем. Это прибавляет им уверенности в себе, олицетворяет их внутренний мир. [2]
Таким образом, система ценностных ориентаций современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей, и равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества. Поэтому внимание к формированию ценностных ориентиров молодежи должно стать первоосновой любого общества, так как именно оно определяет формирование и развитие личности.
Библиографический список
- Гришина Н.В. Ценности студенческой молодежи: к открытости изменениям // Вестник практической психологии образования. 2010. №4. С.44–51.
- Губарева Т.В. Проектирование психологически безопасной образовательной среды // Инновационное развитие образования в регионах Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.К. Гребенкиной, А.А. Петренко, Т.В. Ганиной. Рязань, 2013. С. 273-278.