В настоящее время в научных исследованиях, посвященных проблемам стресса, возрастает интерес к рассмотрению вопросов взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей с характером реакций на стресс.
Известно, что реакция человека на стрессогенное воздействие, его восприятие и оценка зависит не столько от врожденных, биологически закрепленных механизмов, сколько от совокупности свойств, черт индивида, развивающихся в процессе развития и деятельности личности в определенных окружающих ее условиях.
От индивидуально-психологических характеристик личности зависит присущая ей реактивность в той или иной ситуации. Накоплено множество значимых наблюдений о роли индивидуальности личности в результативности решения различных задач в стрессовых ситуациях.
На одно и то же воздействие стресса каждый индивид реагирует по-разному. Направленность поведения и тип реагирования в этих условиях во многом зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, влияющих на социальные представления.
Таким образом, целью нашего исследования стало изучение влияния индивидуально-психологических особенностей личности на склонность к стрессу. Эмпирическая база исследования составила 80 человек (40 студентов в возрасте 18-20 лет и 40 работников сферы образования в возрасте 25-40 лет).
В качестве диагностического инструментария применялся комплекс психодиагностических методик: «16-факторный личностный опросник» (Р.Кеттелл); Опросник на выгорание «MBI» (К.Маслач, С.Дженкинсон, адаптация Н.Водопьянова); Методика «Диагностика склонности к стрессам» (адаптированный вариант методики Дж.Дженкинсона). Полученные результаты подверглись корреляционному анализу при помощи пакета программ SPSS 17.0.
Первоначально мы рассматривали взаимосвязи между склонностью к стрессу и характерологическими чертами по методике «16-факторный личностный опросник» Р.Кеттелла
Установлена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу и чертами личности: сердечность, общительность, доброта, мягкосердечность, покладистость, естественность, чуткое внимательное отношение к людям с коэффициентом корреляции r=0,223 при уровне достоверности p≤0,05. Это означает, что высокая степень проявления в характере личности человека перечисленных черт может приводить к более высокому уровню подверженности стрессу. Возможно, это связано в первую очередь с тем, что стресс в большей степени охватывает эмоциональные натуры, делая их подверженными к дезорганизированному поведению. Люди, наделенные богатством и яркостью эмоциональных проявлений, способны оказывать социальную поддержку, проявлять доверие, уважительное отношение к окружающим. Довольно часто, такие люди чутки к стрессогенным ситуациям.
Установлена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу уровнем интеллекта и типом мышления с коэффициентом корреляции r=0,285 при уровне достоверности p≤0,05. Следовательно, чем выше у человека уровень интеллекта, тем выше подверженность стрессу. Люди с высоким уровнем интеллекта, абстрактно и логически мыслящие способны смотреть на ситуацию в целом, адекватно оценивания ее, абстрагироваться от мелких деталей. Возможно, человек в большинстве случаев становится привязанным к стрессогенной ситуации.
Определена обратная корреляционная связь между склонностью к стрессу и самоконтролем с коэффициентом корреляции r=-0,226 при уровне достоверности p≤0,05. Следовательно, высокая степень развития самоконтроля соотносится с низкой подверженностью к стрессу. Чувства людей по поводу их способности контролировать ситуацию можно рассматривать в качестве серьезной предпосылки к стрессу. Контроль стрессовых факторов ведет к сокращению уровня стресса и активизации защитных реакций. Люди способные к самоконтролю, как правило, дисциплинированны, обязательны, с чувством собственного достоинства.
Умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение способствует развитию устойчивости к негативным факторам. Люди с внутренним источником контроля, в большинстве случаев, сталкиваясь со стрессовой ситуацией, пытаются взять над ней верх.
Выявлена взаимосвязь склонности к стрессу и составляющих профессионального выгорания. Определена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу и эмоциональным истощением с коэффициентом корреляции r=0,306 при уровне достоверности p≤0,05. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень эмоционального истощения, тем выше уровень подверженности к стрессу. Эмоциональное истощение проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, пониженной психической истощаемости, аффективной лабильности. Кроме того, у людей с высоким уровнем эмоционального истощения прослеживается утрата интереса и позитивных чувств. Возможно, некая неудовлетворенность собой и, в некоторых случаях, жизнью в целом. Все это часто способствуют неадекватному восприятию человеком стрессовых ситуаций. Возможно, именно, позиция пессимиста связана с нежеланием избегания стрессовых ситуаций.
Выявлена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу и деперсонализацией с коэффициентом корреляции r=0,233 при уровне достоверности p≤0,05. Следовательно, чем выше уровень развития деперсонализации, тем выше склонность к стрессу. Поскольку основными признаками деперсонализации являются: эмоциональнее отстранение, безразличие, формальное выполнение профессиональных обязанностей, отсутствие личностной включенности, низкий уровень сопереживания, прослеживается связь с подверженностью стрессу. Возможно, также негативное циничное отношение по отношению к людям, что, также, быть может, влияет на поведение человека при столкновении со стрессорами «лицом к лицу».
Установлена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу и редукцией личностных достижений с коэффициентом корреляции r=0,228 при уровне достоверности p≤0,05. Следовательно, выраженность редукции (принижения) личностных достижений способствует подверженности к стрессу. Человеку с выраженной тенденцией к негативной оценке своей значимости, компетентности и продуктивности, как правило, очень сложно оценивать ситуацию. Такие люди недовольны собой и, возможно, предъявляют к себе завышенные требования, не осознавая того, что многие из сил давления, которые они ощущают, создают они сами, а не внешняя среда. Снижение мотивации, нарастание негативизма, изоляция от окружающих, отстраненность приводит к потере возможности получить социальную поддержку со стороны близких, что в свою очередь является очень важным при столкновении со стрессом.
Таким образом, полученные результаты могут свидетельствовать о том, что индивидуально-психологические особенности личности оказывают влияние на склонность к стрессу. Нами было установлено, что более высокая склонность к стрессу характерна для испытуемых с высоким уровнем интеллекта и общительности. Кроме того, более высокий уровень самоконтроля соответствует более низкому уровню склонности к стрессу. Эмоциональное выгорание, как и предполагалось, является фактором провоцирующим формирование высокой склонности к стрессу.