Проблема суицида, а особенно суицида среди молодежи, остается актуальной для нашего общества. Об этом свидетельствует увеличение самоубийств по статистическим данным. Расширенное изучение феномена суицида за последнее десятилетие подтвердило его разнообразность и неопределенность. Самоубийством, суицидом, согласно современным представлениям, выступает поведенческий акт осознанного лишения себя жизни, как правило, добровольного (хотя бывают и вынужденные самоубийства) и самостоятельного (бывают случаи, когда суицид осуществляется с помощью других лиц). [1]. Под самоубийством понимается индивидуальный феномен, при котором человек прерывает свое существование в силу различных социальных причин. Дюркгейм относил к самоубийству всякий случай смерти, который непосредственно или опосредовано, является результатом отрицательного или положительного поступка, совершенного самим пострадавшим, если он знал об ожидавших его результатах [2, с. 14].
Проблема совершения суицидов для современного социума является достаточно значимой. Статистика суицидов официальная сильно отличается от реальной (по различным оценкам в 2 – 4 раза), так как в нее попадают только явные случаи [3]. Причинами суицида по исследованиям социологов и психологов являются: несчастная любовь, сильная страсть, несчастливая семейная жизнь, неприятности с учёбой, позор, пережитое в детстве насилие, тяжелые болезни, социальная изоляция, расстройства психики, включая депрессию с шизофренией, беднота и так далее.
Сами подростки указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии» – около 40% случаев, «заставить испытывать угрызения совести человека, который плохо с тобой обращался»- около 30% случаев, «показать, как ты любишь другого и выяснить, любит ли тебя действительно другой» – 25%, «повлиять на другого, чтобы он переменил свое решение» – 25%, и, наконец, в 18 % случаев «призыв, чтобы другой подал руку помощи» (естественно, мотивов может быть у каждой жертвы суицида, несколько) [4, с. 20]. Молодежь, которая совершает суицид, не всегда хочет умереть – она желает убежать от всех тех обстоятельств, которые считает невыносимыми.
Немалую роль в совершении суицидальных поступков играют представления молодых людей о жизни, об ее основных категориях. Мы предполагаем, что к суициду молодого человека может подтолкнуть своеобразное понимание феномена безопасности, объединяющего собой ряд ключевых параметров окружающего мира и определяющего состояние психики человека, его личностные и поведенческие особенности [5]. Действительно, согласно оформившимся представлениям [6], субъектная безопасность является феноменом, во многом определяющим не только мировосприятие человеком своей и социальной жизнедеятельности. Субъектная безопасность связана с широким спектром поведенческих особенностей человека [7, 8]. Потребность в безопасности, как отмечается, особенно актуализируется в субъективно напряженных, экстремальных, кризисных для человека ситуациях, которые, в принципе, могут приводить и к суицидальным действиям [9, 10, 11].
Наше исследование было посвящено острой проблеме, касающейся причин самоубийств. Целью исследования выступило выявление особенностей суицидальных намерений у студентов с разными приоритетами безопасности.
Проблема связи суицида и феномена безопасности уже поднималась в научных источниках [12]. Уже было показано, что суицидальные намерения порождают широкий спектр стратегий поведения человека. Возможно, они влияют и на поведенческие сценарии человека [13]. Немалую роль в этом процессе, очевидно, играет установка субъекта на безопасность, выработанные у него ценностные приоритеты безопасности. Вместе с тем, очевидно, что многие ее ракурсы остаются не раскрытыми. В частности, отсутствуют данные о связи субъектных ориентиров молодых людей на разные проявления безопасности и атрибутирования ими субъективно приемлемых суицидальных действий. Рассмотрение данного вопроса и составило предмет нашего исследования.
В качестве использованного метода исследования выступил метод анкетирования. Студентам (n=23) было предложено по 7-мибалльной шкале оценить список из девяти возможных причин суицида с точки зрения их убедительности для совершения соответствующих действий. Им также было предложено на выбор четыре группы типов безопасности, выделенных по разным основаниям: физическая и психологическая безопасность; текущая и стратегическая безопасность; личная безопасность, безопасность семьи и государства; безопасность как стабильность и безопасность как развитие. Данные разновидности безопасности, как было показано ранее [14, 15, 16, 17, 18 и др.], в принципе, образуют большую часть его возможного диапазона. Таким образом, нами выявлялись ценностные приоритеты наиболее значимых для студенческого возраста видов безопасности жизнедеятельности.
Изучение эмпирических результатов позволило установить, что студенты при расхождениях в атрибутировании причин самоубийства различаются по приоритетам в сфере безопасности.
Установлено, что несчастная любовь как причина самоубийства наиболее приемлема для студентов, ориентированных на психологическую безопасность (xпсих..сред.=3,5; xфиз..сред.=3,1; xпсих..сред.3,5>3,1 xфиз..сред.). Сильная страсть как причина самоубийства наиболее значима для студентов, ориентированных на психологическую безопасность (xпсих..сред.=3,7; xфиз..сред.=3,3; xпсих..сред.3,7>3,3 xфиз..сред.). Для студентов, признающих несчастливую семейную жизнь в качестве причины, достаточной для самоубийства, характерна в большей степени ориентация на физическую безопасность (xфиз..сред.=3,2; xпсих..сред.=2,4; xфиз..сред.3,2>2,4 xпсих..сред.). При рассмотрении потери вкуса к жизни и бессилии как возможной причине самоубийства для студентов более свойственно доминирование приоритетности психологической безопасности (xпсих..сред.=3,7; xфиз..сред.=2,8; xпсих..сред.3,7>2,8 xфиз..сред.). Рассматривая позор в качестве наиболее возможной причины самоубийства, студенты более ориентированы на физическую безопасность (xфиз..сред.=4,1; xпсих..сред.=3,4; xфиз..сред.4,1>3,4 xпсих..сред.). Студенты, рассматривающие в таком качестве потерю состояния, нужду, более ориентированы на психологическую безопасность (xпсих..сред.=3,6; xфиз..сред.=3,0; xпсих..сред.3,6>3,0 xфиз..сред.). Понимание измены, предательства в качестве причины самоубийства более характерно для студентов с доминантами физической безопасности (xфиз..сред.=2,0; xпсих..сред.=1,7; xфиз..сред.2,0>1,7 xпсих..сред.). Рассматривать тяжелую болезнь в качестве причины самоубийства более всего присуще студентам с приоритетами психологической безопасности (xпсих..сред.=6,4; xфиз..сред.=5,3; xпсих..сред.6,4>5,3 xфиз..сред.). Страх страданий в качестве причины самоубийства в большей мере рассматривают студенты, ориентированные на психологическую безопасность (xпсих..сред.=4,4; xфиз..сред.=3,0; xпсих..сред.4,4>3,0 xфиз..сред.).
Таким образом, студенты, ориентированные на психологическую безопасность, склонны в качестве достойной причины самоубийства тяжелую болезнь (xпсих..сред.=6,4.), страх страданий (xпсих..сред.=4,4.), сильную страсть (xпсих..сред.=3,7.), потерю вкуса к жизни (xпсих..сред.=3,7.), потерю состояния нужды (xпсих..сред.=3,6.), несчастную любовь (xпсих..сред.=3,5.). Студенты, ориентированные на физическую безопасность, склонны причиной самоубийства тяжелую болезнь (xфиз..сред.=5,3.), позор (xфиз..сред.=4,1.), сильную страсть (xпсих..сред.=3,3.), несчастную семейную жизнь (xфиз..сред.=3,2.).
Теперь мы рассмотрим средние значения, полученные по итогам самооценки своей ориентации на соответствующие виды безопасности (текущую и стратегическую).
Несчастная любовь как причина самоубийства наиболее приемлема для студентов, ориентированных на текущую безопасность (xтек..сред.=4,0; xстрат..сред.=2,9; xтек..сред.4,0>2,9 xстрат..сред.). Сильная страсть как причина самоубийства наиболее значима для студентов, ориентированных на стратегическую безопасность (xстрат..сред.=3,7; xтек..сред.=3,25; xстрат..сред.3,7>3,25 xтек..сред.). Для студентов, признающих несчастливую семейную жизнь в качестве причины, достаточной для самоубийства, характерна в большей степени ориентация на текущую безопасность (xтек..сред.=2,8; xстрат..сред.=2,7; xтек..сред.2,8>2,7 xстрат..сред.). При рассмотрении потери вкуса к жизни и бессилии как возможной причине самоубийства для студентов более свойственно доминирование приоритетности текущей безопасности (xтек..сред.=3,5; xстрат..сред.=3,1; xтек..сред.3,5>3,1 xстрат..сред.). Рассматривая позор в качестве наиболее возможной причины самоубийства, студенты более ориентированы так же на текущую безопасность (xтек..сред.=3,8; xстрат..сред.=3,6; xтек..сред.3,8>3,6 xстрат..сред.). Студенты, рассматривающие в таком качестве потерю состояния, нужду, более ориентированы на стратегическую безопасность (xстрат..сред.=3,6; xтек..сред.=2,8; xстрат..сред.3,6>2,8 xтек..сред.). Понимание измены, предательства в качестве причины самоубийства более характерно для студентов с доминантами текущей безопасности (xтек..сред.=2,0; xстрат..сред.=1,5; xтек..сред.2,0>1,5 xстрат..сред.). Рассматривать тяжелую болезнь в качестве причины самоубийства более всего присуще студентам с приоритетами текущей безопасности (xтек..сред.=6,5; xстрат..сред.=5,4; xтек..сред.6,5>5,4 xстрат..сред.). Страх страданий в качестве причины самоубийства в большей мере рассматривают студенты, ориентированные на стратегическую безопасность (xстрат..сред.=4,5; xтек..сред.=3,1; xстрат..сред.4,5>3,1 xтек..сред.).
Мы видим, что студенты, ориентированные на текущую безопасность, склонны в качестве достойной причины самоубийства тяжелую болезнь (xтек..сред.=6,5.), несчастную любовь (xтек..сред.=4,0.), позор (xтек..сред.=3,8.), потерю вкуса к жизни (xтек..сред.=3,5.), сильную страсть (xтек..сред.=3,25.), страх страданий (xтек..сред.=3,1.). Студенты, ориентированные на стратегическую безопасность, склонны причиной самоубийства тяжелую болезнь (xстрат..сред.=5,4.), страх страданий (xстрат..сред.=4,5.), сильную страсть (xстрат..сред.=3,7.), позор (xстрат..сред.=3,6.), потерю состояния нужды (xстрат..сред.=3,6.), потерю вкуса к жизни (xстрат..сред.=3,1.).
Переходим к средним значениям, полученным по итогам самооценки своей ориентации на соответствующие виды безопасности (семьи и государства).
Несчастная любовь как причина самоубийства наиболее приемлема для студентов, ориентированных на безопасность государства (xгос..сред.=7,0; xсем..сред.=3,1; xгос..сред.7,0>3,1 xсем..сред.). Сильная страсть как причина самоубийства наиболее значима для студентов, ориентированных на безопасность государства (xгос..сред.=6,0; xсем..сред.=3,8; xгос..сред.6,0>3,8 xсем..сред.). Для студентов, признающих несчастливую семейную жизнь в качестве причины, достаточной для самоубийства, характерна в большей степени ориентация на безопасность семьи (xсем..сред.=2,8; xгос..сред.=1,0; xсем..сред.2,8>1,0 xгос..сред.). При рассмотрении потери вкуса к жизни и бессилии как возможной причине самоубийства для студентов более свойственно доминирование приоритетности безопасности семьи (xсем..сред.=3,3; xгос..сред.=3,0; xсем..сред.3,3>3,0 xгос..сред.). Рассматривая позор в качестве наиболее возможной причины самоубийства, студенты более ориентированы так же на безопасность семьи (xсем..сред.=3,8; xгос..сред.=2,0; xсем..сред.3,8>2,0 xгос..сред.). Студенты, рассматривающие в таком качестве потерю состояния, нужду, более ориентированы на безопасность семьи (xсем..сред.=3,3; xгос..сред.=3,0; xсем..сред.3,3>3,0 xгос..сред.). Понимание измены, предательства в качестве причины самоубийства более характерно для студентов с доминантами безопасности семьи (xсем..сред.=1,8; xгос..сред.=1,0; xсем..сред.1,8>1,0 xгос..сред.). Рассматривать тяжелую болезнь в качестве причины самоубийства более всего присуще студентам с приоритетами безопасности государства (xгос..сред.=7,0; xсем..сред.=5,1; xгос..сред.7,0>5,1 xсем..сред.). Страх страданий в качестве причины самоубийства в большей мере рассматривают студенты, ориентированные на безопасность государства (xгос..сред.=5,0; xсем..сред.=3,6; xгос..сред.5,0>3,6 xсем..сред.).
Итак, студенты, ориентированные на безопасность семьи, склонны в качестве достойной причины самоубийства тяжелую болезнь (xсем..сред.=5,1.), сильную страсть (xсем..сред.=3,8.), позор (xсем..сред.=3,8.), страх страданий (xсем..сред.=3,6.), потерю состояния нужды (xсем..сред.=3,3.), потерю вкуса к жизни (xсем..сред.=3,3.), несчастную любовь (xсем..сред.=3,1.). Студенты, ориентированные на безопасность государства, склонны причиной самоубийства тяжелую болезнь (xгос..сред.=7,0.), несчастную любовь (xгос..сред.=7,0.), сильную страсть (xгос..сред.=6,0.), страх страданий (xгос..сред.=5,0.), потерю вкуса к жизни (xгос..сред.=3,0.), потерю состояния нужды (xгос..сред.=3,0.).
Анализируя средние значения, полученные по итогам самооценки своей ориентации на соответствующие виды безопасности (стабильную и как развитие), установлено, что несчастная любовь как причина самоубийства наиболее приемлема для студентов, ориентированных на стабильную безопасность (xстаб..сред.=3,5; xразв..сред.=3,2; xстаб..сред.3,5>3,2 xразв..сред.). Сильная страсть как причина самоубийства наиболее значима для студентов, ориентированных на стабильную безопасность (xстаб..сред.=4,25; xразв..сред.=3,3; xстаб..сред.4,25>3,3 xразв..сред.). Для студентов, признающих несчастливую семейную жизнь в качестве причины, достаточной для самоубийства, характерна в большей степени ориентация на безопасность как развитие (xразв..сред.=2,8; xстаб..сред.=2,7; xразв..сред.2,8>2,7 xстаб..сред.). При рассмотрении потери вкуса к жизни и бессилии как возможной причине самоубийства для студентов более свойственно доминирование приоритетности безопасности как развитие (xразв..сред.=3,6; xстаб..сред.=2,0; xразв..сред.3,6>2,0 xстаб..сред.). Рассматривая позор в качестве наиболее возможной причины самоубийства, студенты более ориентированы на стабильную безопасность (xстаб..сред.=4,5; xразв..сред.=3,5; xстаб..сред. 4,5>3,5 xразв..сред.). Студенты, рассматривающие в таком качестве потерю состояния, нужду, более ориентированы на стабильную безопасность (xстаб..сред.=4,0; xразв..сред.=3,1; xстаб..сред.4,0>3,1 xразв..сред.). Понимание измены, предательства в качестве причины самоубийства более характерно для студентов с доминантами безопасности как развитие (xразв..сред.=2,0; xстаб..сред.=1,0; xразв..сред.2,0>1,0 xстаб..сред.). Рассматривать тяжелую болезнь в качестве причины самоубийства более всего присуще студентам с приоритетами стабильной безопасности (xстаб..сред.=6,25; xразв..сред.=5,8; xстаб..сред.6,25>5,8 xразв..сред.). Страх страданий в качестве причины самоубийства в большей мере рассматривают студенты, ориентированные на стабильную безопасность (xстаб..сред.=4,25; xразв..сред.=3,6; xстаб..сред.4,25>3,6 xразв..сред.).
Студенты, ориентированные на стабильную безопасность, склонны в качестве достойной причины самоубийства потерю состояния нужды (xстаб..сред.=6,25.), позор (xстаб..сред.=4,5.), сильную страсть (xстаб..сред.=4,25.), страх страданий (xстаб..сред.=4,25.), потерю состояния нужды (xстаб..сред.=4,0.), несчастную любовь (xстаб..сред.=3,5). Студенты, ориентированные на безопасность как развитие, склонны причиной самоубийства тяжелую болезнь (xразв..сред.=5,8.), потерю вкуса к жизни (xразв..сред.=3,6.), страх страданий (xразв..сред.=3,6.), позор (xразв..сред.=3,5.), сильную страсть (xразв..сред.=3,3.), несчастную любовь (xразв..сред.=3,2.), потерю состояния нужды (xразв..сред.=3,1.).
В целом, студенты, ориентированные на безопасность семьи, психологическую, текущую и безопасность как развитие обладают более широким диапазоном приемлемых причин для самоубийства, чем студенты с ориентацией на безопасность государства, физическую, стратегическую и стабильную. Можно предполагать, что ориентация на безопасность семьи, психологическую, текущую и безопасность как развитие делает их более ранимыми, «чувствительными» и мнимыми к действию негативных факторов жизнедеятельности.
Образовательные программы для молодежи и родителей, как показывают исследования, считают лучшим способом профилактики суицидов более 70% подростков. В этом отводится особая роль средствам массовой информации. Замалчивать абсолютно случаи суицида молодежи не нужно, однако подавать эту информацию надо несколько иначе: буквально в двух-трех предложениях без «громких» заголовков, без ярких фотографий сухим языком сообщить, что произошло, не расписывая никакие детали. А затем внимание уделить тому, что это несчастье можно было предотвратить, что всегда есть альтернатива, выход, сообщить телефоны, координаты соответствующих служб, куда можно обратиться, телефоны доверия и так далее. Тогда эта информация будет носить нужный характер, она будет ориентировать не на подражание подобному, а будет полезна для самих молодых людей, их родителей и их окружения. На сегодняшний день проблема суицида среди молодежи продолжает оставаться актуальной.
Для предупреждения повышения количества суицидов среди молодежи также следует предпринимать такие меры профилактики как:
- информировать подростков о причинах и последствиях самоубийства;
- создавать центры оказания бесплатной анонимной квалифицированной психологической помощи;
- предоставлять информацию о телефонах доверия;
- развивать молодежный спорт;
- привлекать подростков к культурно- массовым мероприятиям.
Качественная социальная реклама, правильное освещение информации СМИ, поведение бесед с родителями и учителями, также помогает многим молодым людям не совершить эту ужасную, непоправимую ошибку.
Самоубийство есть явление социальное. Статистика показывает, что в каждой данной стране, в каждую данную эпоху совершается определенное количество самоубийств и даже способы покончить с собой оказываются в строго точных численных соотношениях. Конечно, каждый самоубийца приходит к своему решению индивидуальным путем, но, тем не менее, основные факторы индивидуального решения создаются социальными причинами. На каждую тысячу жителей приходится определенный процент людей с наклонностью к самоубийству, т.е. людей с относительно слабой волей, с недостаточным запасом энергии, склонных преувеличивать дурное в окружающих обстоятельствах, а иногда и в себе самих, люди типа меланхолического.
Рассмотрев мотивы, толкающие человека на самоубийство, выявив категории лиц, способных совершить этот шаг, можно прийти к выводу, что самоубийства происходили, происходят и будут происходить, в связи с тем, что существование идеального общества с высоким уровнем человеческого счастья – этого всего лишь мечта, как для нас, так и для всех предшествовавших и будущих поколений.
Проблемы же остаются и на глобальном уровне, и на бытовом, проблемы, которые могут «убить» даже сильного человека, который не в состоянии найти какой-либо выход.
Но самое ужасное и, наверное, глупое, на наш взгляд, – это самоубийства молодёжи, не столкнувшейся ещё с по-настоящему серьёзными проблемами, но умеющей преувеличивать величину своего, порой, надуманного горя. Поэтому, необходимо быть более внимательными друг к другу, ведь это немаловажно в разрешении этой проблемы.
Библиографический список
- 1. Ведрин Ж., Вебер Д. Можно ли оценить риск суицида? // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 3. С.69-72.
- 2. Карпухин О. Легко ли быть молодым? // Диалог. 1999. № 2. С.14.
- 3. Дарк О. Право на смерть: феноменология суицида // Независимая газета. 1999. 3 сентября. С. 16.
- 4. Мелихов А. Выход не здесь! // Учительская газета. 1999. 20 июля (29). С. 20.
- 5. Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта: монография. Ессентуки: РОССЫ, 2002. 156 с.
- 6. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 238-247.
- 7. Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. 2005. № 40. С. 145-153.
- 8. Краснянская Т.М. Закономерности самообеспечения безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 53. № 9. С.147-148.
- 9. Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 252-258.
- Краснянская Т.М. Психология безопасности субъекта экстремальной ситуации: монография. Таганрог, 2005. 252 с.
- Краснянская Т.М. Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 49. № 5. С. 207-213.
- Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 49. № 5. С. 246-257.
- Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 90-95.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 2. URL: http://ppip.idnk.ru.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Экстремальность в туризме: психологические подходы к самообеспечению безопасности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2012. № 1. С. 3. URL: http://ppip.idnk.ru.
- Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии): дис. … д-ра психол. наук / НОЦ РАО в г. Сочи. Таганрог, 2006. 383с.
- Благодырь Е.М. Безопасное поведение человека: предметно-категориальное содержание в истории психологической науки // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 1. С. 322-326.
- Ковдра А.С. Проблема безопасности в современной психологической науке // Сборник научных трудов Sworld. 2011. т. 20. № 2. С. 25-26.