Природа человеческая символично разделяется на три сущности – духовную, физическую и личностную. В свою очередь, трактовок этих сущностей очень много. Некоторые склоняются к тому, что человеческая личность это продукт воспитания в социуме, другие авторы отмечают, что личность – это главная составляющая человека, выделяющая его среди других ему схожих. С другой стороны все исследователи сходятся в одном, что личность очень редко остается в начальном состоянии: как правило, на протяжении всей своей жизни человек непременно развивается.
Необходимым условием для личностного развития, а в том числе и для саморазвития является общение с себе подобными. Истории и науке известны случаи из жизни «современных Маугли». Когда человека выкормленный дикими животными, после адаптивного периода не мог привыкнуть и научиться жить среди себе подобных людей. У личности такого Маугли не было способности к развитию, а тем более к саморазвитию, так как он был обделен огромной помощью на начальных этапах становления. На протяжении всей своей жизни человек каждый день стоит перед потребностью личностного развития. В след за личностным развитием идет физическое и духовное.
Выше сказанные этапы развития были выделены Эриком Эриксоном – американским психологом. Если рассматривать его версию, то важное условия личностного развития в раннем возрасте находятся вне самого человека. Направляют и корректируют формирование ребенка родные и близкие ему люди. Но с возрастом, на следующих этапах взросления внутренние факторы все меньше уступают внешним. Наиболее очевидно это становится видно в подростковый период. Личность начинает развиваться и действовать, опираясь на внутреннее «хочу», самоутверждаться там, где еще вчера ей не пришло бы и в голову. Часто такие процессы протекают очень трудно. Неприятие социумом вызывает агрессию или закрытость, что может привести даже к суицидальным попыткам. Комфортное личностное развитие нуждается в хорошей психологической поддержке, доброжелательном отношении в семье.
Теперь перейдем к понятию тесно связанному с развитием, можно сказать вытекающему из него, к саморазвитию, и к личностному саморазвитию в частности.
Для начала постараемся понять, что такое саморазвитие. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев были одними из первых в отечественной психологии, кто дали определение понятию «саморазвитие». Итак, по их мнению, саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [1, с. 256].
Во-первых, требуется сказать, что для анализа саморазвития самым общим считается понятие жизнедеятельность как непрерываемый процесс деятельности, поведения и целеполагания личности. В пределах жизнедеятельности происходит и сам процесс саморазвития. В связи с этим личность с раннего, в рамках трехлетнего, возраста, с того момента как начинает выделяться своё собственное Я из окружающего его мира (образуется система «Я»), оказывается субъектом своей собственной жизнедеятельности, так как начинает ставить цели, слушаться своих желаний и устремлений с учетом требований общества. Впрочем, как отмечают некоторые исследователи, а именно Г. А. Цукерман, полноценным субъектом саморазвития личность (ребенок) становится только в юношеском возрасте, когда происходят существенные изменения в самосознании, формируется чувство «взрослости», происходит процесс переориентации на взрослые нормы, с детских. Но полноценным субъектом саморазвития ребенок становится исключительно тогда, когда он начинает вполне осознанно ставить цели по самосовершенствованию, самореализации, самоутверждению, а именно обозначать перспективы того, чего он хочет достигнуть, добиться, что хочет или, наоборот, не хочет изменить в самом себе [2, с.69].
Другим условием личностного саморазвития в юношеском возрасте считается активность личности, которая бывает или социальной реактивностью или активностью. Мерой измерения социальной активности считается приемлемое сочетание исполнительности и инициативы.
Социальная реактивность выявляется или как социальной импульсивности, или как пассивности, но и в том, и в том случае она не характеризует личность как субъекта жизнедеятельности. Ряд уровней в своем развитии проходит социальная активность. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в целом свойственен нормативный уровень, когда ребенок только имитирует, повторяет то, что воспринимает в результате взаимодействия со взрослыми. Уровень нормативно-личностный он свойствен юношам и подросткам. Тут совершается выход за границы нормативно-заданного, выявляется свое отношение к тому, что делается человеком, познается. [3, с.78].
Уровень воспроизводства – это нормативный уровень, а нормативно-личностный уровень предоставляет человеку возможность заявить о себе, проявиться в полной мере как индивидуальности. В юношеском возрасте пересмотру подвержена вся личность. Незаменимые составляющие социальной активности – это самостоятельность и сознательность, которые в свою очередь укрепляют и усиливают положение человека как субъекта саморазвития. Возможность к проявлениям социальной активности формирует и возможность к осуществлению личностных выборов.
И еще одна главная определяющая саморазвития – это способность к самопознанию, уровень развития самосознания. Сформированная способность к самопознанию входит в процесс самопостроения личности, способов и средств саморазвития, определения перспектив [4, с. 114-123].
В итоге, как и Л. Н. Куликова, мы полагаем, что саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям [5, с. 3-10].
На наш взгляд, рассматривая процесс саморазвития, необходимо так же учитывать и возрастные особенности личности. Итак, давайте проведем анализ психологических характеристик юношеского возраста.
Г. Селевко изучает саморазвитие в юношеском возрасте через индивидуализацию, которая проходит через две фазы: 1 фаза – третий год жизни, 2 фаза – период взросления. Вторая фаза включает в себя повышенную чувствительность личности, доминирование потребности менять себя, для того чтобы гармонировать с новыми требованиями развития, что говорит о повышении сензитивности личности к саморазвитию [6, с.126].
Те не менее, в данный период необходимо принимать во внимания и возникновение психопатологических симптомов, когда личность неспособна справиться с задачами возникающими в процессе возрастного развития, отделения от близких, позволяющее человеку находить объекты любви вне семьи.
По мнению Э. Эриксона, данный возрастной период связан, с регулярным стремлением юноши к сохранению собственной идентичности. В то время как под идентичностью понимается осознание равенства личности самой себе и чувство, что другие признают это. Идентификация понимается в психологии как процесс формирования идентичности. Одной из главных мыслей Э. Эриксона является разделение процесса развития идентичности на фазы, и на каждой из таких фаз личность подвергается ряду психосоциальных кризисов. В период взросления происходит «нормативный кризис», он не является аномалией, но может способствовать развитию патологий и отклонений. Главной проблемой в данный период является формирование идентичности. Выработка статуса и поиск своего места в жизни, вот это является главной темой психологического саморазвития личности.
Самосознание в юношеском возрасте играет важную роль в саморазвитии. В психологии отдельным аспектом в концепции личности рассматривается самосознание и его составляющая Я-концепция. Существует две формы Я-концепции – реальная и идеальная. Реальная включает в себя представление человека о себе, которое основано на личностном представлении о самом себе, и собственной оценке. Вторая форма Я-концепция – это самооценка личности в соотношении с желаниями. Существует три показателя, в соответствии с которыми мы можем говорить о самопознании личности: широта активность установки на будущее, карьерно-профессиональная направленность личности и саморефлексия. [7, с.56].
Сущность Я-концепции может быть разной. Для нас интересно значение позитивной Я-концепции и ее формирования в юношеском возрасте, так как такая Я-Концепция направляет в положительную сторону саморазвития личности. Р.Бернс в своих работах отмечает, что самовосприятие личности идет через точки зрения окружающих людей. чувство собственной ценности которое при этом возникает и формирует позитивную самооценку и следовательно, позитивную Я-концепцию [8, с. 127-136].
Независимо от значительных возрастных и индивидуальных особенностей осуществления шагов саморазвития юношей, можно определить общие трудности, для преодоления которых потребуется вмешательство или помощь других: психологов и специалистов-педагогов, взрослых, сверстников.
К таким трудностям относятся:
- несформированность у юношей мотивов саморазвития, отсутствие стремления к самовоспитанию. В итоге затрудняется постановка целей для более углубленного познания самого себя, самосовершенствования. Все это доводит до того, что процессы саморазвития обретают стихийный характер, они подчиняются только законам адаптации к обществу и деятельности, а любая преграда принимается как трудность;
-несформированность приемов и способов саморазвития, что приводит к слабому визуальному представлению о своей Я-концепции, о себе. Это переживается человеком как самоуверенность или, наоборот, неуверенность, что приводит к функционированию множественных психологических защит и форм защитного поведения [9, с.228].
Это дает повод для возникновения заниженной или завышенной самооценки, желания или к доминантной позиции, или к подчинительной, иными словами, агрессивному или пассивному способу взаимодействия с обществом;
-много проблем, возникающих у юношей, с заниженным самоуважением к себе, они не могут полностью принять себя. Это проявляется в неумении принимать и понимать других, формируя защиты, которые позволяют спрятать за маской успешности и уверенности собственную беспомощность и неуверенность;
-многие юноши, просто игнорируют сформированные способы саморазвития и самопознания. Они считают, что целенаправленно заниматься самосовершенствованием, самовоспитанием изнурительно и долго, а результаты, с вою очередь, очень смутны. Причина тут ясна: целенаправленное занятие самопознанием и саморазвитием — весьма тяжелая работа, требующая воли и сосредоточенности. И тут возникает некий парадокс: целенаправленно саморазвитием будет заниматься только лишь психологически зрелая личность, имеющая представление, что ей необходимо в жизни, а с другой стороны, чтобы стать психологически зрелой личностью, необходимо заниматься самовоспитанием и саморазвитием [10, с.227].
На наш взгляд, такой парадокс имеет решение. Возникшее противоречие можно убрать, если образовательные учреждения будут склоняться не только на знания, предоставление среды для полноценного психического развития, а так же и на образования специальных условий и предпосылок для саморазвития. Именно поэтому в наше время со стороны практиков и ученых существенно увеличился интерес к психологическим механизмам и проблемам саморазвития, и к вопросам организации обучающего процесса, воспитания, проявления максимальной помощи в саморазвитии.
В итоге, саморазвитие – постоянный процесс, в котором под воздействием некоторых мотивов определяются и достигаются определенные цели при помощи изменения собственного поведения, деятельности или с помощью изменения самого себя, применяя формы самоактуализации, самоутверждения, самосовершенствования.
Специфика личностного саморазвития в юношеском возрасте заключается в становлении позитивной самооценки, а в след за ней и позитивной Я-концепции. Условия, которые будут способствовать благополучному саморазвитию личности молодого человека, те при которых будет происходит улучшение его личностной самооценки.
Библиографический список
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология образования человека. Учебное пособие для ву- зов. -М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс,1995.- С.96.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор [Текст]/ Н.Р. Битянова.- М.: МПСИ; Флинта,1998.- С.386.
- Бояринцева А.В. Творчески развиваться – просто и интересно: [О духовном саморазвитии детей, формировании чувств, представлений методом погружения] [Текст]/ А.В. Бояринцева // Одаренный ребенок.-2004.-№2.-С.280.
- Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя – основа гуманистической педагогики [Текст]/Л.И. Куликова //Педагогика развития. – 2001.-С.229.
- Селевко Г. Воспитательная система саморазвития школьника завоевывает признание практиков: [Технология саморазвития личности, апробированная на базе ср. шк. №19 г. Рыбинска] [Текст]/ Г. Селевко // Народное образование.-2004.-№8.-С.155-164.
- Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности школьников: Как стать экспериментальной площадкой [Текст]/Г.К. Селевко//Народное образование. – 2005.-№1.-С.181-185.
- Осипов П.Н. Концепция стимулирования самовоспитания учащихся [Текст] / П.Н. Осипов //Современные концепции воспитания. – Ярославль,2000.-С. 170.
- Особенности личностного развития одаренных старшеклассников: материалы IV Международной научно-практической конференции «Научная мысль информационного века – 2008». – Прага, 2008. – № 10. – С. 15-22.
- Аксиньева М.А. Формы включения старшеклассников в опытно-экспериментальную работу [Текст]/ М.А. Аксиньева // Проектирование комплекса социально-педагогических условий приобщения старшеклассников к научно-техническому творчеству. Материалы региональной научно-практической конференции педагогических работников УСПО «Стратегии педагогического успеха: пути и средства реализации». – Ростов н/Д: Эверест, 2005. – 412 с.