В последнее время образовательное сообщество широко обсуждает результаты международных исследований оценки качества образования. Приоритетом современного российского образования, гарантирующим его качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию обучающегося.
Предъявление все более высоких требований к результатам школьного образования предполагает изменение и способов работы педагогов, где решающая роль в соответствии с Профессиональным стандартом педагога отводится умению проектировать программы, индивидуальные образовательные маршруты, образовательную среду, ситуации и события, развивающие различные сферы ребенка и т.д.
Достижение поставленных целей предполагает целенаправленную подготовку будущих педагогов и создание объективных средств оценки учебных достижений студентов в области педагогического проектирования.
Так, в рамках освоения основной образовательной программы по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» студенты Сургутского государственного педагогического университета изучают учебную дисциплину «Основы проектировочной деятельности специалиста». Освоение данной учебной дисциплины позволяет сформировать у студентов ориентировочную основу профессиональной компетенции в области педагогического проектирования, и, следовательно, освоить такие компетенции как:
-
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
-
способен разрабатывать проекты в рамках профессиональной деятельности (ОПК-9);
-
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).
Для достижения поставленной цели в рамках модуля «Психолого-педагогические основы проектной деятельности педагога» у студентов формируется теоретическая готовность к организации проектной деятельности через освоения следующего предметного содержания:
-
основные направления реформирования системы образования в РФ;
-
основные понятия педагогического проектирования;
-
история возникновения и развития потребности человеческого общества в проектной деятельности;
-
педагогическая сущность проектирования;
-
субъекты и объекты проектной деятельности;
-
виды педагогических проектов.
В рамках модуля «Теоретико-методические основы педагогического проектирования» у студентов формируется умение организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов. Освоение данного модуля осуществляется через следующее предметное содержание:
-
логика организации проектной деятельности;
-
основные объекты педагогического проектирования;
-
метод проектов в современной педагогической практике;
-
результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования;
-
требования к участникам педагогического проектирования.
Представленная характеристика построения рабочей программы освоения содержания учебной дисциплины «Основы проектировочной деятельности специалиста» определяет особенности проектирования фонда оценочных средств (ФОС) по данной дисциплине.
Рассматривая ФОС как комплект методических материалов, нормирующих процедуру оценивания учебных достижений студентов, важно понимать, что отправной точкой проектирования ФОС является предварительное определение перечня учебных результатов, достижение которых возможно через осваиваемую дисциплину.
Опираясь на структуру компетенции, предложенную В.С. Лазаревым, можно выделить следующие учебные результаты. Так, в рамках учебной дисциплины «Основы проектировочной деятельности специалиста»когнитивный компонент осваиваемых компетенций включает такие учебные результаты как:
-
знание основных направлений реформирования системы образования в РФ;
-
знание основных понятий педагогического проектирования, субъектов и объектов педагогического проектирования;
-
знание требований к участникам педагогического проектирования;
-
знание видов и уровней педагогического проектирования, видов педагогических проектов.
Ориентировочный компонент осваиваемых компетенций состоит из умения:
-
определять возможности и условия использования метода проектов в образовательном процессе образовательных организаций;
-
раскрывать эволюцию идей проектной деятельности;
-
описывать объективные и субъективные основания проектирования педагогической деятельности;
-
проектировать взаимодействие с различными субъектами проектной деятельности;
-
использовать принципы проектной деятельности при решении актуальных профессиональных задач.
Операциональный компонент осваиваемых компетенций по учебной дисциплине включает:
-
владение способами оценки готовности субъектов к участию в проектной деятельности;
-
владение механизмом организации проектных действий;
-
владение технологией оценки проектов в сфере образования.
Опыт как компонент осваиваемых компетенций состоит из опыта изучения и оценки проектов в сфере образования и опыта создания проекта в рамках профессиональной деятельности.
Данный перечень учебных результатов лежит в основе проектирования ФОС по учебной дисциплине «Основы проектировочной деятельности специалиста». В качестве основных форм текущего контроля учебных достижений по дисциплине, представленных по ФОС, выступают:
-
ответы на контрольные вопросы;
-
устный ответ на вопросы;
-
составление / заполнение схемы;
-
заполнение таблицы;
-
составление каталога;
-
выступление с докладом на учебной конференции;
-
экспертиза проекта;
-
проектирование методической разработки.
Рубежный контроль по дисциплине проводится в форме контрольной работы по модулю «Психолого-педагогические основы проектной деятельности педагога» и защита проекта по модулю «Теоретико-методические основы педагогического проектирования».
Проверка знания студентами субъектов и объектов педагогического проектирования осуществляется через заполнение таблиц «Функции участников проектирования» и «Достоинства и недостатки индивидуальной / коллективной проектной деятельности», а также составление структурно-логической схемы проектирования образовательных систем и схемы факторов, определяющих особенности проектирования контекста педагогической деятельности.
Для проверки знания видов и уровней педагогического проектирования студентам необходимо ответить на следующие контрольные вопросы:
-
Раскройте сущность каждого вида педагогического проектирования на конкретных примерах.
-
Приведите примеры продуктов, полученных на разных уровнях проектирования.
-
Докажите целесообразность выделенных принципов проектной деятельности: принцип прогностичности, принцип пошаговости, принцип нормирования, принцип обратной связи, принцип продуктивности, принцип культурной аналогии, принцип саморазвития.
Так, для оценки умения раскрывать эволюцию идей проектной деятельности студентам необходимо не только дать устный ответ на поставленные вопросы, но и составить структурно-логическую схему истории возникновения и развития потребности человеческого общества в проектной деятельности.
Для оценки сформированности умения описывать объективные и субъективные основания проектирования педагогической деятельности студентам предлагается ответить на следующие контрольные вопросы:
-
На основе анализа статьи В.В. Анисимовой и В.В. Серикова «Проектирование педагогической деятельности: объективные
и субъективные основания» определите объективные и субъективные основания проектирования педагогической
деятельности. -
Обоснуйте отнесение следующих позиций к субъективным основаниям проектирования педагогической
деятельности:
-
использование собственного личностного потенциала для актуализации мотивационной и личностно-рефлексивной позиции учащихся в учебном процессе;
-
внесение различных по масштабу авторских модификаций в рекомендуемую педагогическую методику.
Одним из оценочных средств для проверки уровня владения студентами механизмом организации проектных действий выступает заполнение схемы этапов проектирования с указанием процедур, входящих в каждый этап, описанием особенностей каждого этапа и формулированием общего вывода.
Так, для проверки умения определять возможности и условия использования метода проектов в образовательном процессе образовательных организаций, изучения и оценки проектов в сфере образованиястудентам необходимо подготовить доклад к выступлению на учебной конференции по теме «Метод проектов в современной педагогической практике». В рамках описания и представления опыта педагогов по использованию метода проектов в современной педагогической практике студентам необходимо обратить внимание на следующие параметры:
-
цель и задачи проектной деятельности;
-
содержание проектной деятельности;
-
технологии, методы и средства проектной деятельности;
-
социальные партнеры проектной деятельности и их включенность в процесс;
-
результаты и оценка проектной деятельности.
- В заключении студенты должны определить возможности использования метода проектов в учебном процессе образовательных организаций и сложности организации проектной деятельности.
Для проверки владения технологией оценки проектов в сфере образования студентам необходимо провести экспертизу любого социального проекта и сделать вывод. В качестве методического инструментария используется экспертный лист оценки проекта (С.А. Домрачева).
Проверка знания студентами требований к участникам педагогического проектирования, владение способами оценки готовности субъектов к участию в проектной деятельности осуществляется, в частности, через разработку критериев и показателей готовности обучающихся / педагогов к участию в проектной деятельности.
Рубежная контрольная работа, направлена на проверку знания и умений студентов по психолого-педагогическим основам проектной деятельности педагога, предполагает как воспроизведение определенного теоретического материала, так и применение его для анализа практических ситуаций.
Пример текста контрольной работы: - Обоснуйте ответ на вопрос: «Какие сферы познания сочетает в себе деятельность проектировщика?».
- Раскройте особенности развития метода проектов в отечественной и зарубежной педагогике в период 1930 – 1960-е гг.
- Напишите цель образовательного проектирования.
- Назовите возможные продукты, полученные на содержательном уровне проектирования.
- Докажите необходимость наличия всех проектных ролей для прохождения всех этапов проектирования.
- Раскройте сущность формирования совокупного субъекта через проектную команду. Приведите конкретные примеры.
-
На основе представленных фрагментов определите вид проекта.
Пример 1.
Вид педагогического проекта, описанный в приведенном примере. Основная цель проекта «Между нами» связана с развитием творческого потенциала детей и подростков средствами СМИ. Его миссия – помочь подросткам увидеть мир собственными глазами. Одним из центральных продуктов должно стать информационное шоу для подростков.
Пример 2.
Вид педагогического проекта, пространственная специфика которого заключается в том, что он осуществляется на территории разных государств и регионов, в сетевом пространстве, пространстве межкультурного и межнационального общения.
Оценка сформированности умения организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов осуществляется через защиту проекта. Работа осуществляется в группах по 3-5 человек. Каждая группа выбирает тему проекта, которая отражает актуальную проблему и ее решение в сфере профессиональной деятельности. В качестве критериев оценивания определены такие как: соответствие содержанию, наличие всех структурных компонентов, полнота, логичность, самостоятельность суждений, владение терминами и понятиями, оригинальность, стиль и оформление работы.
Таким образом, представленный фрагмент проектирования ФОС по учебной дисциплине «Основы проектировочной деятельности специалиста» позволяет определить логику деятельности разработчика ФОС через ответы на следующие вопросы: - Какова цель изучения данной дисциплины?
- Какие учебные результаты должны оцениваться?
- Какие способы деятельности будут наиболее оптимальны для оценки конкретных учебных результатов?
-
Какие средства необходимы для оценки выше описанной деятельности?
Ответы на данные вопросы позволят перейти к формированию содержания ФОС по учебной дисциплине.