УДК 378.147.88:811.111

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Зубрицкая Людмила Степановна1, Чайковская Елена Валерьевна2
1Барановичский государственный университет, Беларусь, старший преподаватель кафедры иностранных языков
2Барановичский государственный университет, Беларусь, преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Актуальность статьи отражена в важности овладения иностранным языком студентами неязыковых специальностей с целью дальнейшего использования в профессиональной деятельности специалиста. В статье рассмотрены факторы, определяющие эффективность управляемой самостоятельной работы по иностранному языку в техническом вузе, проанализированы основные виды заданий. Новизна работы заключается в использовании инновационных методов организации и контроля управляемой самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: внеаудиторное чтение, образовательный процесс, организация самостоятельной работы, профессиональная деятельность, рейтинговая система, реферат, управляемая самостоятельная работа, формы контроля


THE ORGANIZATION OF THE CONTROLLED INDEPENDENT WORK AT LEARNING FOREIGN LANGUAGES AT TECHNICAL HIGH SCHOOL

Zubritskaya Lyudmila Stepanovna1, Chaykovskaya Elena Valeryevna2
1Baranovichi State University, Belarus, senior teacher of English, the chair of foreign languages
2Baranovichi State University, Belarus, teacher of English, the chair of foreign languages

Abstract
The actuality of the article is reflected in the importance of acquiring foreign language of non-language speciality students with the purpose of further usage in their professional activity. The factors defining the efficiency of the operated independent work on foreign languages at technical high school are considered, the principle kinds of tasks are analized in the article. The novelty of the work is concluded in the usage of innovative methods of the organization and control of the operated independent work of students.

Keywords: controlled independent work, educational process, forms of control, out-of-class reading, professional аctivity, rating system, the abstract, the organization of independent work


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зубрицкая Л.С., Чайковская Е.В. Организация управляемой самостоятельной работы при изучении иностранных языков в техническом вузе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/06/5141 (дата обращения: 03.11.2023).

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Эту задачу невозможно решить, передавая студентам только готовые знания. Необходимо научить их самостоятельно приобретать их, уметь формулировать проблему, находить пути её решения, доказать правильность решения.

Учебный процесс – это не только передача знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, но и всемерное развитие у студентов способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению и обновлению знаний, к творческому использованию их на практике, в сферах будущей профессиональной деятельности [1, с. 4].

Задачей преподавателя  вуза в целом является создание условий, гарантирующих обучаемому изучение иностранного языка в соответствии с его потребностями и на каждом этапе его развития [2, с.12], что частично реализуется в организации самостоятельной работы студентов.

Поэтому, самостоятельная работа является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Самостоятельная работа как вид учебной и научно-исследовательской деятельности студентов имеет свои задачи и отличается определенной спецификой от учебной деятельности, осуществляемой под непосредственным руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студентов должна отвечать следующим требованиям:

- осуществляться самими студентами – быть системой их собственных действий, руководимых преподавателем, но без его непосредственной помощи;

- опираться на личный интерес студентов к избранной специальности;

- формировать навыки и умения, обеспечивающие рост самостоятельности студентов при решении учебных познавательных задач;

- обеспечить возможность получения новых сведений профессионального характера посредством чтения литературы на иностранном языке по специальности и использования других источников информации.

Целью данной статьи является определение подходов и методов организации самостоятельной работы при изучении иностранных языков в техническом вузе.

Иностранный язык не является профилирующей дисциплиной в технических учебных заведениях, поэтому количество аудиторных занятий, которое бы  обеспечило выработку у студентов навыков устной речи и устойчивого умения читать оригинальную литературу по специальности на иностранном языке не достаточно.

В нашем вузе часть содержания изучаемой дисциплины отводится на управляемую   самостоятельную   работу   студентов (далее   -   УСРС)  за счет части аудиторных    часов     по     иностранному языку,     предусмотренных     учебными     планами специальностей.

Целью   УСРС   является   создание   условий   для   реализации   творческих способностей   студентов,   развития   их   академических,   профессиональных,   социально-личностных компетенций, активного включения в учебную, научную, общественную и инновационную деятельность факультета, а также реализация принципов инновационного образования в учебной и   научно-методической работе профессорско-преподавательского состава   посредством   снижения   аудиторной   нагрузки   преподавателей   и   студентов, оптимизации использования аудиторного фонда.

Управляемая   самостоятельная   работа   студентов   -   это совместная деятельность преподавателя и студента, которая направлена на самостоятельное овладение студентом частью содержания изучаемой дисциплины. Для этого  специально разрабатывается   научно-методическое   обеспечение,   и    организуются дополнительные консультации. Также проводятся  специальные виды контроля со стороны преподавателя, помимо предусмотренных учебным планом форм промежуточного и итогового контроля знаний студентов по изучаемой дисциплине.

Основой управляемой самостоятельной работы  по иностранному языку  является  формирование навыков работы с иноязычными профессионально ориентированными источниками информации и навыков устной речи в рамках общеобразовательной и профессиональной тематики. Это может быть чтение, перевод, творческое переосмысление информации, реферирование, написание аннотации.

УСРС – это самостоятельное выполнение студентом поставленного преподавателем учебного задания [3, c.13–14].  Внедрение УСРС   позволяет разгрузить преподавателей и студентов от рутинных  форм и видов деятельности,  сокращает количество аудиторных занятий. Приоритет в реализации данных педагогических новаций принадлежит преподавателям, однако для эффективной деятельности в данном направлении в функциональных обязанностях профессорско-преподавательского состава должен произойти своеобразный ролевой сдвиг: переориентация с классического «передатчика знаний» на «провайдера образовательных услуг» [4, c.4].

Для того чтобы организация УСРС была эффективной, необходимо  наличие научно-методического обеспечения.

Научно-методическое обеспечение УСРС по учебной дисциплине включает:

-       методические рекомендации по организации и выполнению УСРС по учебной

дисциплине;

-       перечни заданий;

-       учебную, справочную, методическую литературу;

-       учебно-методические комплексы, в том числе электронные.

В учебной программе (рабочий вариант) дисциплины, по которой вводится УСРС, в разделе «Учебно-методическая карта»  указаны темы, которые переводятся из общего   объема   часов   аудиторной   работы на самостоятельную работу,   и   формы   контроля.

Преподаватели на первом занятии информируют студентов о темах, формах контроля, видах отчетности и сроках ее предоставления на кафедру, методике организации УСРС.

Учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения,  включают аутентичные тексты, содержащие профессионально значимую и страноведческую информацию, и являться неотъемлемой частью всего комплекса учебных материалов. Они составляются таким образом, чтобы работа студента в аудитории была логическим продолжением его самостоятельной работы вне аудитории.

Для самостоятельной работы  используются различные виды заданий. Наиболее широко на технических специальностях используются самостоятельное внеаудиторное чтение и реферирование текстов по специальности. Для чтения отбираются тексты профессиональной направленности, даются  задания перед чтением, в основном связанные с изучением нового лексического материала, а также послетекстовые задания, указываются формы контроля понимания прочитанного.

Связь содержания литературы для самостоятельного чтения с материалом профилирующих дисциплин в техническом вузе  способствует созданию условий для развития интереса к иностранному языку как к источнику получения информации.

Реализация межпредметных связей позволяет студентам практически использовать иностранный язык для формирования интереса к будущей специальности, способствует интеграции познавательных интересов к иностранному языку с профессиональными интересами. Содержание материала усложняется, постепенно приближаясь к тематике узкой специальности студентов.

Не менее важный  вид заданий для самостоятельной работы – это реферирование, т.е.  лаконичное изложение основных мыслей текста-источника, их систематизация, обобщение и оценка.

Реферирование  предлагается на продвинутом этапе обучения иностранному языку и представляет собой сложный творческий процесс. Перед  реферированием текстов по специальности, студенты выполняют подготовительные задания. Это могут быть такие упражнения, как: сократить отдельные предложения за счет указанных членов; заменить придаточные предложения оборотами; дать письменные ответы на вопросы; реконструировать текст по ключевым словам; выписать основную мысль каждого абзаца текста; составить план к тексту.

Задача всех материалов – обеспечить активную самостоятельную работу студентов, желание работать творчески, искать и находить самостоятельные решения, развивать готовность к дальнейшему самообразованию.

Результативность УСРС во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Для этого   используется рейтинговая система оценки знаний, которая предусматривает регулярное отслеживание выполнения студентом планового объема самостоятельной работы. Студенты получают график самостоятельной работы с указанием сроков выполнения конкретных заданий, а также возможных оценок усвоения определенного учебного материала и коэффициентов значимости выполняемых заданий при выведении итоговой оценки.

Основными формами контроля являются проверка и анализ знаний на аудиторных занятиях; письменный и устный перевод; изложение содержания на русском/ иностранном языке, дискуссии в группе по прочитанному тексту; обсуждения рефератов; другие мероприятия.

Формы   контроля   УСРС   не   заменяют   предусмотренных   учебным   планом итоговых форм контроля по учебной дисциплине (экзамена, зачета).

Для методической поддержки УСРС могут проводиться консультации. Эта работа может осуществляться в аудитории, на кафедре, в учебно-методическом кабинете.

Таким образом, оптимизация самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка  – это совместная деятельность преподавателей и студентов, продуктивность которой во многом зависит от инициативной позиции преподавателя. Управление самостоятельной работой должно быть направлено на создание у студентов потребности заниматься иностранным языком. При этом приобретаются умения и навыки практического владения языком, что обеспечивает возможность последующей самостоятельной работы со специальной литературой. От этого зависит качество подготовки будущего специалиста.


Библиографический список
  1. Сергеенкова В.В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы. Мн.: РИВШ, 2004. 132 с.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов. и фак. ин. яз. высш. пед. учебных заведений.  3-е изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2006. 336 с.
  3. Лобанов А.П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий. Мн.: РИВШ, 2005.  107 с.
  4. Жук О.Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студ. Мн.: РИВШ, 2005. 112 с.


Все статьи автора «lyudmila__»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: