Проблема роста количества суицидов среди молодежи является важной социальной проблемой мирового уровня. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждые 40 секунд в мире один человек заканчивает жизнь, путем совершения суицида. Ежегодно в мире 800 тысяч человек, согласно докладу ВОЗ, совершают самоубийства.[1] Проблема распространения суицидальных наклонностей среди населения становится важной социальной проблемой в России. Так, согласно докладу Роспотребнадзора, в 2013 году Россия занимала 1 место среди стран Европы по количеству детских и подростковых самоубийств в год. [2]
Развитие телекоммуникационных технологий и доступность Интернета существенным образом влияют на сознание молодого поколения. В связи с этим средства массовой информации становятся перспективным полем для продвижения положительных социальных идей. Тем самым, социальная реклама становится одним из эффективных способов воздействия на сознание молодежи. Несмотря на то, что каждый человек уникален, у людей, склонных к мыслям о самоубийстве существуют общие черты, которые дают возможность социальным рекламным кампаниям влиять на сознание таких людей.
Социальные кампании, посвященные данной проблеме, разрабатываются в двух направлениях:
1. Ролики, направленные на окружение. Цель таких роликов показать, что любая, даже самая незначительная помощь может оказаться эффективной для предотвращения самоубийства.
Примером такой рекламы является ролик «Спаси друга до того, как ты его потеряешь». Данный ролик показывает, что любая простая помощь: разговор, объятие, может спасти человека от радикального шага и предотвратить негативные последствия его действия.
Другой пример, кампания SAVE, цель которой предотвращение самоубийств через повышение осведомленности общественности. Данная компания выпустила серию телевизионных роликов, а также рекламу на радио и биллбордах, призывая спасать жизни людям, предотвращая самоубийства.[4]
2. Ролики, направленные на молодых людей, склонных к мыслям о суициде. Цель данных роликов показать зрителю, что мир изменчив, и то, что вчера было проблемой, завтра станет лишь воспоминанием.
Примером такой рекламной кампании является ролик, созданный для компании «Lifeline»(США). Ролик под названием «Reach out» призывает подростков обращаться за помощью и поддержкой к взрослым, по телефону доверия.[3]
Телефон доверия во многих странах Европы и Америки давно уже стал эффективной технологией психологической помощи людям с различными проблемами, в том числе и подросткам, склонным к суициду. Социальная реклама в этом случае помогает напомнить о том, что психологическая помощь доступна всегда. Так, в Швейцарии агентство Saatchi & Saatchi Simko (Женева) создало рекламу для швейцарского центра помощи «Stop Suicide». Рекламное сообщение было размещено десяти метровом трамплине для дайвинга в Женеве, целью рекламной кампании было напомнить молодежи, что они могут всегда получить квалифицированную помощь, позвонив по телефону доверия.[5]
В Бразилии компания Leo Burnett Sao Paulo разработала серию плакатов для Центра профилактики самоубийств. Кампания «Помоги себе!» — призывает молодых людей, находящихся в стрессовой ситуации, позвонить по телефону доверия, таким образом. сделав первый шаг навстречу выходу из трудной ситуации. На плакатах был изображен вырезанный силуэт человека падающего вниз, и его держит за руку его собственная тень.
В калифорнийском городе Пасадина мост Колорадо Стрит Бридж, на котором установлены щиты, цель которых уберечь потенциальных самоубийц от рокового шага. На щитах, на фоне пейзажа с восходящим над мостом солнцем, лозунги: «Жизнь стоит того, чтобы жить!», «Надежда есть!», «Ты не одинок». А также указаны номера на которые можно позвонить за помощью.[5]
В современную эпоху технологического прогресса социальная реклама выходит за рамки телевидения, радио и печати и приобретает все более необычные формы. Так, в одной из стран-лидеров по количеству самоубийств Южной Корее, был создан «Мост жизни», как попытка напомнить людям, как важно ценить жизнь. Мост стал своего рода интерактивным носителем информации, в перила моста были установлены сенсоры, реагирующие на движение, тем самым проходя по мосту, у человека создавалось ощущение, что мост с ним разговаривает. Сообщения не были нравоучительными или предупредительными. Это просто слова поддержки, отрывки из песен, анекдоты — то есть то, что способно унять беспокойство и утихомирить запутавшееся воображение.[5]
Таким образом, в современном обществе существует множество различных социальных проблем, которым необходимо уделять максимальное внимание, и применять различные меры по их устранению. Социальная реклама позволяет привлечь внимание общества к существующей проблеме, а также дать рекомендации по решению этой проблемы. Цель социальной рекламы не только изменить отношение общества к раскрываемой социальной проблеме, но и выработать у зрителя данной рекламной кампании новые социальные ценности. Тем самым, эффективная социальная реклама не только показывает наличие проблемы, но и предлагает ее решение.
Библиографический список
- Интерфакс// URL: http://www.interfax.ru/world/395021 (дата обращения 10.06.15)
- Риа Новости// URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2013/03/11/n_2792477.shtml (дата обращения 10.06.15)
- Официальный сайт кампании «Lifeline»// URL: http://www.suicidepreventionlifeline.org/ (дата обращения 12.06.15)
- Официальный сайт кампании «SAVE»// URL: http://www.save.org(дата обращения 11.06.15)
- Сайт о творчестве AdMe// URL: http://www.adme.ru (дата обращения 12.06.15)