Грамотность, традиционно определявшаяся как умение читать и писать, в настоящее время стала учитывать стремительный рост распространения и использования цифровых устройств, ресурсов и услуг. Появилось понятие «цифровая грамотность», которое стало базовым компонентом образования и научно-технического прогресса и определяется как совокупность важнейших жизненных навыков [1]. Как инструмент информационной деятельности оно включает в себя важные для современного человека группы навыков:
- компьютерную грамотность, сочетающую в себе пользовательские и технические навыки в области использования компьютерной техники;
- ИКТ грамотность, объединяющую в себе коммуникационную составляющую (навыки для использования сервисов и культурных приложений, поддерживаемых и распространяемых через Интернет), и информационную составляющую, под которой подразумевается способность оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать и использовать цифровую информацию.
Характерной проблемой современного мира является, то, что приобретение перечисленных навыков для людей более старшего поколения не всегда доступно и легко.
С 2012 года при Смоленском государственном университете на базе Социально-психологического центра открыто социальное отделение «Мудрость» для пожилых людей (Институт третьего возраста), где людям старшего поколения предоставляются дополнительные образовательные услуги по программе «Основы компьютерной грамотности». Основные содержательные разделы данной программы [2], [3]:
- основы работы с персональным компьютером и архитектура компьютера;
- операционная система;
- текстовый редактор Word;
- возможности редактора Microsoft PowerPoint;
- приемы записи информации на внешние носители;
- возможности сети Интернет;
- система государственных структур.
В рамках указанной программы у пожилых людей формируются следующие базовые навыки цифровой грамотности:
1) навыки использования информации:
- понимание значения информации в XXI веке;
- знание, как выбрать источник информации в зависимости от вида деятельности и специфики задачи;
- владение методами поиска информации;
- умение критически оценивать информацию;
2) навыки отношений в информационной среде:
- умение присоединиться к выбранному сообществу и участвовать в его жизни, например, участие в сообществах по интересам;
- умение создавать аккаунты в социальных сетях;
- способность взаимодействовать с людьми, живущими в различных частях планеты, например, по средствам электронной почты, социальных сетей, Skype;
3) владение языком медиа:
- способность создавать корректные, ясные и последовательные информационные сообщения, например, с помощью электронной почты;
4) навыки творческого использования ИКТ:
- умение подбирать необходимый контент;
- умение создавать простые тексты и мультимедийные презентации с помощью специальных программных средств;
5) навыки в области этики в информационной среде:
- знание о праве на доступ к информации и ограничениях, связанных с этим;
- понимание обязательности соблюдения законов в отношении авторского права, права на неприкосновенность частной жизни;
6) навыки безопасности в информационной среде:
- знание о необходимости защиты личной информации;
- знание о рисках работы в компьютерных сетях.
Открытие подобных геронтологических структур призвано значительно улучшить качество жизни пожилых людей за счет их адаптации к новым современным условиям.
Библиографический список
- Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. – Москва, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013. – 68 с.
- Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2959 (дата обращения: 07.07.2015).
- Киселева О.М. Преподавание основ компьютерной грамотности гражданам пожилого возраста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3175 (дата обращения: 07.07.2015).