Проблема развития творческих способностей всегда была в центре внимания специалистов разных областей, в том числе и психологической науки, ведь каждая цивилизационная страна заботится о творческом потенциале общества и каждого человека в отдельности, и тем более успешность развития государства во многом зависит от високопрофессиональных творческих личностей, которые представляют его в мире.
В процессе овладения профессией «психолог» в условиях высшего учебного заведения (ВУЗ) перед студентом возникает необходимость не только получить знания, сформировать умения и выработать навыки (хотя это очень важно для будущей профессиональной деятельности), но и одновременно овладеть умениями творчески усваивать и в дальнейшем использовать информацию, вырабатывать при этом творческую позицию относительно реализации личного опыта в будущей психологической деятельности. В связи с этим очень важными в организации подготовки будущих профессионалов являются “эффективное использование учебного времени для повышения уровня знаний, умений и навыков студента; развитие их творческого мышления и овладение ими навыками исследовательской работы; получение студентом новых идей и результатов, обобщений (как объективно новых, так и субъективно новых); проявление индивидуальных достижений у когнитивной сфере; создание личного опыта профессиональной деятельности и апробация его на практике” [1], и впоследствии такой организации учебной (вернее учебно-продуктивной) деятельности возможно развитие профессиональных творческих способностей будущих практических психологов, которое обеспечивается наличием творчества и творческого потенциала в обучающихся. При этом “высшее выражение своей индивидуальности человек находит в творческом труде, даже научное творчество, которое имеет своей целью открывать объективные законы действительности, не может происходить иначе, чем путем использования индивидуальной методики индивидуального таланта” [2], тем более когда имеем дело с созданием творческого продукта.
Студент становится настоящим специалистов только тогда, когда начинает видеть мир глазами психолога [3], а именно когда он постигает условия профессиональной деятельности, вникает в психологическую проблематику, имеет опыт решения психологических проблем и задач и т.д. Решение этих и других задач практической деятельности требует от психолога развитых творческих способностей, становление которых основывается на: профессиональном избирательном отношении к окружающей среде, осмыслении и осознании проблемной ситуации, выделении главной проблемы и постановке проблемы в заданных параметрах, поиске подходов к решению проблемы, выборе стратегии решения, разработке идеальной модели реализации стратегий, логическом обосновании принятой идеальной модели решения проблемы путем реализации творческой модели на практике [4]. Исходя из этого, главным в системе развития профессиональных творческих способностей студентов-психологов выступает организация проблемного обучения с помощью таких методов: 1) “демонстрационного решения проблем учителем (преподавателем); 2) самостоятельной проблемно-поисковой деятельности ученика (студента); 3) их коллективной учебно-поисковой работы; 4) совместной поисковой деятельности учителя и ученика (преподавателя и студента) [5, с.44]. Даная система проблемного обучения выступает: во-первых, условием творческого развития личности профессионала-психолога, способного создать оригинальные, неповторимые продукты, выявить новые факты и закономерности, а также применить новые методы реализации психологической деятельности; во-вторых, стимулом развития творческого потенциала студентов-психологов, обеспечивающий принятие ими нетипичных решений, уверенность в собственных силах и действиях, активную жизненную позицию, конкретизацию творческих усилий для решения проблемной ситуации; в-третьих, фактором развития творческих способностей как устойчивых свойств личности будущего психолога, обеспечивающих его способность к творческой деятельности; в-четвертых, предпосылкой эффективности учебно-продуктивной деятельности, в процессе которой в студентов-психологов развиваются такие показатели креативной личности: новизна, продуктивность и гибкость мышления, оригинальность мысли, творческое отношение к к окружающей действительности.
Таким образом, под профессиональными творческими способностями будущих практических психологов подразумевается совокупность свойств личности, обеспечивающие успешность и результативность продуктивной деятельности, одновременно выступая при этом важным фактором эффективности этой деятельности, предусловием и результатом становления, развития и формирования творческой личности психолога-профессионала.
Библиографический список
- Сисоєва С.О. Технологізація освітньої діяльності в умовах непевної професійної освіти // непевна професійна освіта: проблеми, пошуки, перспективи. Монографія. К.: АПН, 2000. 636 с.
- Роменець В.А. Психологія творчості. К.: Вища школа, 1971. 248 с.
- Панок В.Г. Практична психологія. Теоретико-методологічні засади розвитку. Монографія. Чернівці: Технодрук, 2010. 486 с.
- Курлянд З.Н., Осипова Т.Ю., Гурін Р.С та ін. Теорія і методика професійної освіти. Навчальний посібник. К.: Знання, 2012. 390 с.
- Фурман А.В. Теорія навчальних проблемних ситуацій: психолого-дидактичний аспект. Монографія. Тернопіль: Астон, 2007. 164 с.
Количество просмотров публикации: Please wait