УДК 159.928 : 955

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БУДУЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шандрук Сергей Константинович
Тернопольский национальный экономический университет
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной работы

Аннотация
В статье рассматриваются условия и факторы становления творческой личности психолога-профессионала. Выделяются профессиональные творческие способности будущих практических психологов в качестве фактора успешности и эффективности их будущей психологической деятельности. Доведена целесообразность развития способностей к творчеству студентов психологического профиля, что позволит развивать творческую личность будущих практических психологов.

Ключевые слова: деятельность, личность, профессиональные творческие способности, психолог, психологическая деятельность., творческий потенциал, творчество, эффективность


PROFESSIONAL CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS- PSYCHOLOGISTS AS A FACTOR OF EFFECTIVENESS OF FUTURE PSYCHOLOGICAL ACTIVITY

Shandruk Sergiy Konstantynovych
Ternopil National Economic University
candidate of psychological, docent, professor of the department of psychology and social work

Abstract
In the article is considered the conditions and factors of becoming creative person of the psychologist-professional. Singled out professional creative abilities of future practical psychologists as a factor of successfulness and effectiveness of their future psychological activity. Proved the expediency of the development abilities to creativeness of students of psychological profile that will allow to develop creative personality of future practical psychologists.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шандрук С.К. Профессиональные творческие способности студентов-психологов как фактор эффективности будущей психологической деятельности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5706 (дата обращения: 01.11.2023).

Проблема развития творческих способностей всегда была в центре внимания специалистов разных областей, в том числе и психологической науки, ведь каждая цивилизационная страна заботится о творческом потенциале общества и каждого человека в отдельности, и тем более успешность развития государства во многом зависит от високопрофессиональных творческих личностей, которые представляют его в мире.

В процессе овладения профессией «психолог» в условиях высшего учебного заведения (ВУЗ) перед студентом возникает необходимость не только получить знания, сформировать умения и выработать навыки (хотя это очень важно для будущей профессиональной деятельности), но и одновременно овладеть умениями творчески усваивать и в дальнейшем использовать информацию, вырабатывать при этом творческую позицию относительно реализации личного опыта в будущей психологической деятельности. В связи с этим очень важными в организации подготовки будущих профессионалов являются “эффективное использование учебного времени для повышения уровня знаний, умений и навыков студента; развитие их творческого мышления и овладение ими навыками исследовательской работы; получение студентом новых идей и результатов, обобщений (как объективно новых, так и субъективно новых); проявление индивидуальных достижений у когнитивной сфере; создание личного опыта профессиональной деятельности и апробация его на практике” [1], и впоследствии такой организации учебной (вернее учебно-продуктивной) деятельности возможно развитие профессиональных творческих способностей будущих практических психологов, которое обеспечивается наличием творчества и творческого потенциала в обучающихся. При этом “высшее выражение своей индивидуальности человек находит в творческом труде, даже научное творчество, которое имеет своей целью открывать объективные законы действительности, не может происходить иначе, чем путем использования индивидуальной методики индивидуального таланта” [2], тем более когда имеем дело с созданием  творческого продукта.

Студент становится настоящим специалистов только тогда, когда начинает видеть мир глазами психолога [3], а именно когда он постигает условия профессиональной деятельности, вникает в психологическую проблематику, имеет опыт решения психологических проблем и задач и т.д. Решение этих и других задач практической деятельности требует от психолога развитых творческих способностей, становление которых основывается на: профессиональном избирательном отношении к окружающей среде, осмыслении и осознании проблемной ситуации, выделении главной проблемы и постановке проблемы в заданных параметрах, поиске подходов к решению проблемы, выборе стратегии решения, разработке идеальной модели реализации стратегий, логическом обосновании принятой идеальной модели решения проблемы путем реализации творческой модели на практике [4]. Исходя из этого, главным в системе развития профессиональных творческих способностей студентов-психологов выступает организация проблемного обучения с помощью таких методов: 1) “демонстрационного решения проблем учителем (преподавателем); 2) самостоятельной проблемно-поисковой деятельности ученика (студента); 3) их коллективной учебно-поисковой работы; 4) совместной поисковой деятельности учителя и ученика (преподавателя и студента) [5, с.44]. Даная система проблемного обучения выступает: во-первых, условием творческого развития личности профессионала-психолога, способного создать оригинальные, неповторимые продукты, выявить новые факты и закономерности, а также применить новые методы реализации психологической деятельности; во-вторых, стимулом развития творческого потенциала студентов-психологов, обеспечивающий принятие ими нетипичных решений, уверенность в собственных силах и действиях, активную жизненную позицию, конкретизацию творческих усилий для решения проблемной ситуации; в-третьих, фактором развития творческих способностей как устойчивых свойств личности будущего психолога, обеспечивающих его способность к творческой  деятельности; в-четвертых, предпосылкой эффективности учебно-продуктивной деятельности, в процессе которой в студентов-психологов развиваются такие показатели креативной личности: новизна, продуктивность и гибкость мышления, оригинальность мысли, творческое отношение к к окружающей действительности.

Таким образом, под профессиональными творческими способностями будущих практических психологов подразумевается совокупность свойств личности, обеспечивающие успешность и результативность продуктивной деятельности, одновременно выступая при этом важным фактором эффективности этой деятельности, предусловием и результатом становления, развития и формирования творческой личности психолога-профессионала.


Библиографический список
  1. Сисоєва С.О. Технологізація освітньої діяльності в умовах непевної професійної освіти // непевна професійна освіта: проблеми, пошуки, перспективи. Монографія. К.: АПН, 2000. 636 с.
  2. Роменець В.А. Психологія творчості. К.: Вища школа, 1971. 248 с.
  3. Панок В.Г. Практична психологія. Теоретико-методологічні засади розвитку. Монографія. Чернівці: Технодрук, 2010. 486 с.
  4. Курлянд З.Н., Осипова Т.Ю., Гурін Р.С та ін. Теорія і методика професійної освіти. Навчальний посібник. К.: Знання, 2012. 390 с.
  5. Фурман А.В. Теорія навчальних проблемних ситуацій: психолого-дидактичний аспект. Монографія. Тернопіль: Астон, 2007. 164 с.


Все статьи автора «Shandruk»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: