УДК 316.346.32-053.6

СИМВОЛИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В ИССЛЕДОВАНИИ Т.Б. ЩЕПАНСКОЙ

Касторская Мария Николаевна
Кубанский государственный университет
студент кафедры социологии

Аннотация
В данной статье рассматривается тема молодежных субкультур в исследованиях Щепанской. Автор статьи описывает систему взаимоотношений в субкультуре, а именно механизмы образования и регулирования отношений среди участников. Также в статье раскрыты ключевые аспекты исследований Т.Б. Щепанской.

Ключевые слова: молодежная субкультура, молодежь, символ, субкультура


SYMBOLICAL ASPECTS OF SPIRITUAL CULTURE OF YOUTH IN Т.B. SHCHEPANSKAYA'S RESEARCHES

Kastorskaya Maria Nikolaevna
Kuban State University
student of the Department of Sociology

Abstract
This article considers of a subject of youth subcultures, as it is presented in T.B. Shchepanskaya's research. The author of the article describes a system of relations in subculture, namely mechanisms of formation and regulation of the relations among participants. Also in article are presented key aspects of researches T.B. Shchepanskaya's.

Keywords: subculture, symbol, youth, youth subculture


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Касторская М.Н. Символические аспекты духовной культуры молодежи в исследовании Т.Б. Щепанской // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5732 (дата обращения: 01.11.2023).

Молодежь в настоящее время приобретает нарастающую значимость в общественной жизни. Сосредоточенность государства на реализации различных программ, мероприятий для поддержки молодежи подчеркивает важность и заинтересованность общества в формировании будущего поколения.  Молодежь составляет значительную часть в составе населения. По данным статистики, на 2014 год в России молодежь составляет 41,1 млн. человек [1].  Под молодежью понимается социальная группа от 15 до 35 лет. Развивающиеся возможности современного мира позволяют всецело реализовывать потребности молодежи в обучении, спорте, развитию духовного мира, досугой сфере. Взаимопроникновение культур, развитие глобальной сети интернет и глобализация в целом обеспечивают для молодых людей различные пути для самореализации и формирования устойчивой личности. В современное время очень популярным среди молодежи остается принадлежность к какой-либо молодежной субкультуре. Так, выделяют множество различных видов субкультур, которые формируются на определенных базах: музыкальные, танцевальные, национальные, географические, профессиональные  и многие другие [2]. Под молодежной субкультурой понимается культура молодых людей, включающая в себя общий стиль жизни, мировоззрения, групповых норм и традиций.

Изучение молодежных субкультур представляет собой актуальную тему для исследования. При этом стоит подчеркнуть, что необходимо проводить обширное, объективное изучение: исследовать не только нормы и традиции субкультур, но и те факторы, которые служат для консолидации и сохранения данных сообществ.

В настоящее время существуют различные исследования по молодежной тематике, но также существуют и  различные подходы к изучению молодежи. Татьяна Щепанская в своих работах представляет семиотический подход.

Татьяна Борисовна Щепанская – известный этнограф, историк и преподаватель  в государственном Санкт–Петербургском университете. Большинство из  ее работ посвящено изучению молодежи во всех ее культурных и субкультурных проявлениях. Наиболее известные ее публикации:  «Система. Тексты и традиции субкультуры» и «Символика молодежной субкультуры». С позиции семиотического подхода субкультура молодежи представляет собой систему с особенными способами кодирования множества символов и знаков, которые однозначно воспринимаются всеми членами данной группы, и находит  отражение в мировоззрении, образе жизни.

Работа Щепанской «Система. Тексты и традиции субкультуры» направлена на изучение связи системы символов и складывающихся на их основании социальных отношений. И благодаря различным применяемым методам сбора информации, Щепанская смогла изучить взаимосвязь и взаимовлияние данных компонентов в молодежной среде.

По мнению Щепанской, коллективность в молодежном круге достигается посредством наличия в данном сообществе предметов, вещей с закрепленными идеями, смыслами. И важным выступает идея о том, как символы влияют на жизнь внутри данных сообществ, какими механизмами выстраиваются и регулируются отношения между участниками молодежной субкультуры («Система»).

Как и многие исследователи, Щепанская подчеркивает тот факт, что молодежь, начиная с подросткового возраста, имеет тенденцию к выделению себя из всего общества, подчеркивая этим свою индивидуальность. Молодежь выделяется в обществе с помощью речи, стиля одежды  и особенного поведения и мировосприятия.  Но, естественно, такой образ жизни невозможен без социальной поддержки. И в таком случае происходит либо создание социального окружения, либо вхождение в уже сложенную молодежную субкультуру. Одним из главных составляющих элементов в таких молодежных сообществах является иерархичность в структуре отношений, которая выстраивается в зависимости от времени пребывания в группе, а также этапов социализации и освоения традиций участников сообщества. Так, Щепанская выделяла статусы: элита («олды»), средний слой – («обычные пиплы»), третий – периферия («пионеры, зеленуха»).

Важная мысль, которую подчеркивает Татьяна Борисовна Щепанская, заключается в том, что именно чувство коллективности, общепринятость всеми членами сообщества определенных норм, правил является не только образующим группу механизмом, но и непосредственно сохраняющим и транслирующим данные знания для дальнейшего развития и привлечения новых участников.

В связи с тем, что молодежные сообщества кодируют различные действия в совокупность взаимосвязанных символов, необходимо отметить, что в данном процессе происходит не создание неких новых элементов культуры, а заимствование компонентов общепринятой культуры и их трансфигурация в строго заданных параметрах молодежной группы.

В настоящее время молодежные субкультуры стали приобретать совершенно иные характеристики. Естественно, данный процесс связан с усовершенствованием технологий, новыми идеями и представлениями о современной и будущей жизни. Но стоит отметить тот факт, что объединяющими факторами в молодежных сообществах являются электронные гаджеты и дополняющие их элементы, которые все больше обретают популярность. Особенный, яркий и привлекающий внимание стиль одежды, прически все реже можно встретить среди молодежи. И условия трансформации первоначального образа субкультуры в современные виды представляют собой интересную тему для исследований на тему молодежи. Щепанская, говоря о субкультуре, в своей работе подчеркивала, что природа возникновения данных явлений в обществе имело конкретные причины. Среди таковых ею были предложены следующие: неправильная социализация молодых людей, стремление молодежи к самовыражению и поиску себя и невозможность реализации полученных знаний на практике в связи с быстроизменяющимися условиями и формирование «своей» культуры.

По результатам исследований, Щепанская пришла к выводу о том, что символы реализуются в практической деятельности молодежных сообществ посредством невербальных и вербальных кодов. К первым относятся пространство, время, предметы и внешний вид. Данные знаки необходимы для разграничения зоны «своих – чужих», а также демонстрации принадлежности к определенной молодежной субкультуре.  Вербальные коды необходимы для демонстрации системы отношений, принятых в данном сообществе. К таким Щепанская отнесла сленг, рассказы, традиции. Главное предназначение вышеупомянутых кодов – это усиление значимости символов, распространение известности молодежной субкультуры, а также консолидация участников внутри группы.

Общественное мнение, как одна из форм общественного сознания, имеющая авторитет и силу, в большей части преобладает в негативной оценке по отношению к различным молодежным субкультурам. Данная позиция общества выражается в давлении и осуждении участников таких сообществ. Скорее всего, такое явление подкреплено различными революциями, особенно среди молодежи, так как отличительная черта революционеров -  инакомыслие и стремление к отчуждению общепринятой культуры и системы традиций. И таким образом, молодежные субкультуры воспринимаются как опасные, неконтролируемые и нерегулируемые сообщества.

Для Щепанской было важно узнать позицию самих участников субкультур. И как показали включенное наблюдение и множество интервью, для большинства молодых людей негативная оценка со стороны общества стимулирует их к еще большему отдалению и стремлению обратить на себя внимание в знак протеста. По этой причине, молодежь заимствует и перекодирует все то, что в общепринятой культуре считается девиантным, отклоняющимся от общепринятых норм: наркомания, криминал. И таким образом выстраивается модель с взаимозависимыми частями: общество стремиться к воздействию на молодежные субкультуры путем контроля и ограничения их деятельности, а молодежь в свою очередь борется за свободу слова и самовыражения по причине вторжения общества в их пространство.

Таким образом, Щепанская повествует читателям о том, что молодежные субкультуры образуются с появлением  системы символов, знаков, смысл которой разделяют все ее участники. С появлением символа происходит формирование коммуникативной сети в субкультуре. И при осознании всеми участниками того, что тот или иной признак входит в понятие «своих», происходит формирование общности. Именно чувство солидарности, коллектива, о которых еще писал Эмиль Дюркгейм, помогают создать систему взаимодействий с присвоением статусов, ролей и выстраиванием иерархии отношений [3].

По мнению автора данной работы, исследования Щепанской молодежных субкультур имеет очень ценный материал на сегодняшний день. Следует подчеркнуть, что изучение коммуникативной связи, группообразующих факторов и механизмов регулирования взаимодействий среди участников субкультуры представляют собой значимый материал, который может использоваться и учитываться в различных социальных науках, особенно, в социологии молодежи.

В заключении, стоит отметить, что молодые люди, которые являются участниками различных субкультур, молодежных движений, имеют иное мировоззрение, представление о ценностях жизни. И данное явление позволит обществу привносить в современную жизнь новые идеи, мысли, которые могут оказать активную помощь в конструировании благополучного будущего. Естественно, приоритетной задачей общества должно стать выстраивание позитивных взаимодействий с представителями данных сообществ посредством уважительного отношения. В настоящее время невозможно запретить существование молодежных субкультур, и поэтому необходимо непринужденно контролировать их деятельность, интересы и стремиться создавать условия для реализации участниками субкультур их лучших сторон. Модель поведения, при которой происходит параллельное сосуществование, неизбежно приведет к накоплению нереализованных потребностей в самовыражении у молодежи и к осознанию необходимости перемен в обществе. Поэтому только стремление к взаимодействиям с положительными, позитивными результатами может быть гарантом стабильности в обществе, как в настоящее время, так и  предстоящем будущем.


Библиографический список
  1. Демография: Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
  2. Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003с.27-33. [Электронный ресурс]. URL: http://poehaly.narod.ru/subcult-f.htm
  3. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004. -288с.
  4. Луков В.А. Биосоциология молодежи. Теоретико – методологические основания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/monographs/Lukov_Biosociology-of-Youth.pdf


Все статьи автора «Marishka1»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: