Молодежь в настоящее время приобретает нарастающую значимость в общественной жизни. Сосредоточенность государства на реализации различных программ, мероприятий для поддержки молодежи подчеркивает важность и заинтересованность общества в формировании будущего поколения. Молодежь составляет значительную часть в составе населения. По данным статистики, на 2014 год в России молодежь составляет 41,1 млн. человек [1]. Под молодежью понимается социальная группа от 15 до 35 лет. Развивающиеся возможности современного мира позволяют всецело реализовывать потребности молодежи в обучении, спорте, развитию духовного мира, досугой сфере. Взаимопроникновение культур, развитие глобальной сети интернет и глобализация в целом обеспечивают для молодых людей различные пути для самореализации и формирования устойчивой личности. В современное время очень популярным среди молодежи остается принадлежность к какой-либо молодежной субкультуре. Так, выделяют множество различных видов субкультур, которые формируются на определенных базах: музыкальные, танцевальные, национальные, географические, профессиональные и многие другие [2]. Под молодежной субкультурой понимается культура молодых людей, включающая в себя общий стиль жизни, мировоззрения, групповых норм и традиций.
Изучение молодежных субкультур представляет собой актуальную тему для исследования. При этом стоит подчеркнуть, что необходимо проводить обширное, объективное изучение: исследовать не только нормы и традиции субкультур, но и те факторы, которые служат для консолидации и сохранения данных сообществ.
В настоящее время существуют различные исследования по молодежной тематике, но также существуют и различные подходы к изучению молодежи. Татьяна Щепанская в своих работах представляет семиотический подход.
Татьяна Борисовна Щепанская – известный этнограф, историк и преподаватель в государственном Санкт–Петербургском университете. Большинство из ее работ посвящено изучению молодежи во всех ее культурных и субкультурных проявлениях. Наиболее известные ее публикации: «Система. Тексты и традиции субкультуры» и «Символика молодежной субкультуры». С позиции семиотического подхода субкультура молодежи представляет собой систему с особенными способами кодирования множества символов и знаков, которые однозначно воспринимаются всеми членами данной группы, и находит отражение в мировоззрении, образе жизни.
Работа Щепанской «Система. Тексты и традиции субкультуры» направлена на изучение связи системы символов и складывающихся на их основании социальных отношений. И благодаря различным применяемым методам сбора информации, Щепанская смогла изучить взаимосвязь и взаимовлияние данных компонентов в молодежной среде.
По мнению Щепанской, коллективность в молодежном круге достигается посредством наличия в данном сообществе предметов, вещей с закрепленными идеями, смыслами. И важным выступает идея о том, как символы влияют на жизнь внутри данных сообществ, какими механизмами выстраиваются и регулируются отношения между участниками молодежной субкультуры («Система»).
Как и многие исследователи, Щепанская подчеркивает тот факт, что молодежь, начиная с подросткового возраста, имеет тенденцию к выделению себя из всего общества, подчеркивая этим свою индивидуальность. Молодежь выделяется в обществе с помощью речи, стиля одежды и особенного поведения и мировосприятия. Но, естественно, такой образ жизни невозможен без социальной поддержки. И в таком случае происходит либо создание социального окружения, либо вхождение в уже сложенную молодежную субкультуру. Одним из главных составляющих элементов в таких молодежных сообществах является иерархичность в структуре отношений, которая выстраивается в зависимости от времени пребывания в группе, а также этапов социализации и освоения традиций участников сообщества. Так, Щепанская выделяла статусы: элита («олды»), средний слой – («обычные пиплы»), третий – периферия («пионеры, зеленуха»).
Важная мысль, которую подчеркивает Татьяна Борисовна Щепанская, заключается в том, что именно чувство коллективности, общепринятость всеми членами сообщества определенных норм, правил является не только образующим группу механизмом, но и непосредственно сохраняющим и транслирующим данные знания для дальнейшего развития и привлечения новых участников.
В связи с тем, что молодежные сообщества кодируют различные действия в совокупность взаимосвязанных символов, необходимо отметить, что в данном процессе происходит не создание неких новых элементов культуры, а заимствование компонентов общепринятой культуры и их трансфигурация в строго заданных параметрах молодежной группы.
В настоящее время молодежные субкультуры стали приобретать совершенно иные характеристики. Естественно, данный процесс связан с усовершенствованием технологий, новыми идеями и представлениями о современной и будущей жизни. Но стоит отметить тот факт, что объединяющими факторами в молодежных сообществах являются электронные гаджеты и дополняющие их элементы, которые все больше обретают популярность. Особенный, яркий и привлекающий внимание стиль одежды, прически все реже можно встретить среди молодежи. И условия трансформации первоначального образа субкультуры в современные виды представляют собой интересную тему для исследований на тему молодежи. Щепанская, говоря о субкультуре, в своей работе подчеркивала, что природа возникновения данных явлений в обществе имело конкретные причины. Среди таковых ею были предложены следующие: неправильная социализация молодых людей, стремление молодежи к самовыражению и поиску себя и невозможность реализации полученных знаний на практике в связи с быстроизменяющимися условиями и формирование «своей» культуры.
По результатам исследований, Щепанская пришла к выводу о том, что символы реализуются в практической деятельности молодежных сообществ посредством невербальных и вербальных кодов. К первым относятся пространство, время, предметы и внешний вид. Данные знаки необходимы для разграничения зоны «своих – чужих», а также демонстрации принадлежности к определенной молодежной субкультуре. Вербальные коды необходимы для демонстрации системы отношений, принятых в данном сообществе. К таким Щепанская отнесла сленг, рассказы, традиции. Главное предназначение вышеупомянутых кодов – это усиление значимости символов, распространение известности молодежной субкультуры, а также консолидация участников внутри группы.
Общественное мнение, как одна из форм общественного сознания, имеющая авторитет и силу, в большей части преобладает в негативной оценке по отношению к различным молодежным субкультурам. Данная позиция общества выражается в давлении и осуждении участников таких сообществ. Скорее всего, такое явление подкреплено различными революциями, особенно среди молодежи, так как отличительная черта революционеров - инакомыслие и стремление к отчуждению общепринятой культуры и системы традиций. И таким образом, молодежные субкультуры воспринимаются как опасные, неконтролируемые и нерегулируемые сообщества.
Для Щепанской было важно узнать позицию самих участников субкультур. И как показали включенное наблюдение и множество интервью, для большинства молодых людей негативная оценка со стороны общества стимулирует их к еще большему отдалению и стремлению обратить на себя внимание в знак протеста. По этой причине, молодежь заимствует и перекодирует все то, что в общепринятой культуре считается девиантным, отклоняющимся от общепринятых норм: наркомания, криминал. И таким образом выстраивается модель с взаимозависимыми частями: общество стремиться к воздействию на молодежные субкультуры путем контроля и ограничения их деятельности, а молодежь в свою очередь борется за свободу слова и самовыражения по причине вторжения общества в их пространство.
Таким образом, Щепанская повествует читателям о том, что молодежные субкультуры образуются с появлением системы символов, знаков, смысл которой разделяют все ее участники. С появлением символа происходит формирование коммуникативной сети в субкультуре. И при осознании всеми участниками того, что тот или иной признак входит в понятие «своих», происходит формирование общности. Именно чувство солидарности, коллектива, о которых еще писал Эмиль Дюркгейм, помогают создать систему взаимодействий с присвоением статусов, ролей и выстраиванием иерархии отношений [3].
По мнению автора данной работы, исследования Щепанской молодежных субкультур имеет очень ценный материал на сегодняшний день. Следует подчеркнуть, что изучение коммуникативной связи, группообразующих факторов и механизмов регулирования взаимодействий среди участников субкультуры представляют собой значимый материал, который может использоваться и учитываться в различных социальных науках, особенно, в социологии молодежи.
В заключении, стоит отметить, что молодые люди, которые являются участниками различных субкультур, молодежных движений, имеют иное мировоззрение, представление о ценностях жизни. И данное явление позволит обществу привносить в современную жизнь новые идеи, мысли, которые могут оказать активную помощь в конструировании благополучного будущего. Естественно, приоритетной задачей общества должно стать выстраивание позитивных взаимодействий с представителями данных сообществ посредством уважительного отношения. В настоящее время невозможно запретить существование молодежных субкультур, и поэтому необходимо непринужденно контролировать их деятельность, интересы и стремиться создавать условия для реализации участниками субкультур их лучших сторон. Модель поведения, при которой происходит параллельное сосуществование, неизбежно приведет к накоплению нереализованных потребностей в самовыражении у молодежи и к осознанию необходимости перемен в обществе. Поэтому только стремление к взаимодействиям с положительными, позитивными результатами может быть гарантом стабильности в обществе, как в настоящее время, так и предстоящем будущем.
Библиографический список
- Демография: Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
- Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. с.27-33. [Электронный ресурс]. URL: http://poehaly.narod.ru/subcult-f.htm
- Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004. -288с.
- Луков В.А. Биосоциология молодежи. Теоретико – методологические основания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/monographs/Lukov_Biosociology-of-Youth.pdf