В настоящее время к качеству высшего образования применяются высокие требования как в учебно-познавательном, так и в общегуманистическом аспектах. Оно должно прежде всего успешно формировать компетенции субъекта обучения, важнейшими из которых являются ценностно-смысловые компетенции.
Согласно общеевропейскому документу «Ключевые компетенции для Европы» (1996) (1), одной из безусловно важных компетенций, обладание которой является необходимым условием для жизни в современном мультикультурном обществе в условиях процесса глобализации, является межкультурная компетенция, которая подразумевает и ценностно-смысловой компонент, а именно уважение прав личности, ее свободы, права выбора, права на жизнь, веротерпимости, толерантности.
По мнению А.В. Хуторского, этот вид компетенций касается формирования системы взглядов на мир и место человека в нем, что неотделимо от понятия ценностей и способности к их оценки, а также неразрывно связано с категориями смысла и цели действия: «данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом» (2).
Жизнь в постиндустриальном обществе, процесс глобализации, включения в общемировую культуру требуют от образованного человека способности принимать собственные решения, соответствующие сложившейся у него мировоззренческой позиции, быть самостоятельно мыслящей личностью, способной как к рефлексии над собственной духовной жизнью, так и к осмыслению феноменов духовного порядка в контексте общемировой философской, эстетической, аксиологической, этической мысли. Ценностно-смысловая компетенция не может быть отделена от прочих компетенций — познавательной, социальной, трудовой, бытовой, поскольку в каждой из этих сфер так или иначе реализуется мировоззрение субъекта деятельности, его личностные установки, знание и уровень отрефлексированности им морально-этических норм, способность к проявлению эмоций высшего порядка (сострадания, любви), к совершению собственного жизненного выбора. Поэтому ценностно-смысловые компетенции относят к разряду ключевых, надпредметных. По словам И. А. Зимней, существует прямая корреляция между уровнем развития компетенций субъекта обучения и состоянием духовной культуры: «сопоставления оценки компетентности с оценкой общей культуры человека, его воспитанности позволяют оптимистически решать … проблему, … связанную с повышением качества образования в общем контексте его гуманизации и определения новой парадигмы результата образования” (3).
Курс новой и новейшей русской литературы как зарубежной для иностранных студентов основывается на ряде международных образовательных документов, разработках психологов, социологов, педагогов, дидактиков, литературоведов.Развитие ценностно-смысловой компетентности предполагает работу над рядом уже имеющихся у субъектов обучения умений, таких как способность сформулировать и аргументированно обосновать собственную систему ценностей, произвести исходя из нее рефлексию над учебным и жизненным материалом, действовать в соответствие с результатами самостоятельного анализа мировоззренческих проблем, определить гуманистический аспект своей учебной и будущей профессиональной деятельности; сделать выбор линии поведения в жизни, самостоятельно проанализировав его с точки зрения морально-правовых норм и общечеловеческих ценностей, быть готовым сознательно нести за него ответственность. Будущий специалист, имеющий высшее профильное образование, должен развивать свою личность в профессиональном плане в соответствие с требованиями, предъявляемыми социальными нормами; рассматривать всю совокупность мировой духовной культуры как ценность, с тем чтобы успешно адаптироваться в жизни социума, отвечать его требованиям.
Анализ философско-эстетических взглядов и гуманистических представлений современных русских писателей на занятиях по истории русской литературы дает студентам возможность развивать эти умения, формировать собственную мировоззренческую, культурную и гражданскую позицию посредством рефлексии над историко-культурными и аксиологическими установками, содержащимися в текстах художественных произведений.Формирование ценностно-смысловых компетенций на занятиях по истории русской литературы подразумевает и развитие умения выявлять авторскую позицию, интерпретировать художественный текст. В программу учебной дисциплины «Новая и новейшая русская литературы», изучаемой иностранными студентами при прохождении образовательной программы магистратуры, входит изучение феномена женской прозы.
Гуманистическое начало, понимание ценности человеческой личности, пусть даже самой незначительной, на первый взгляд, ярко проявилось в произведениях женщин-писательниц — Л. Петрушевской, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Своеобразию творчества этих авторов посвящен один из модулей курса новой и новейшей истории русской литературы. Особое внимание в этом курсе обращается на выявление авторской позиции посредством анализа и интерпретации художественной структуры произведения на разных уровнях. При этом студенты анализируют, формулируют и оценивают различные стереотипы поведения, дают оценку системе мировоззрения героев, их жизненных убеждений.
На занятиях изучаются следующие темы:
Художественный мир Т. Толстой. Анализ идейно-эстетической специфики рассказов «Петерс» (1983) и «Соня» (1984) (сборник «Не кысь»)
Анализ романа-антиутопии Т.Толстой «Кысь». Азбука как модель мира. Новый мир и новый человек на руинах культуры и цивилизации.
В. Токарева. Анализ идейно-эстетической специфики творчества (на примере повести «Я есть. Ты есть. Он есть»; рассказов «Уик энд», «Самый счастливый день. Рассказ акселератки)
Л. Петрушевская. Анализ идейно-эстетической специфики творчества (на примере рассказов «Мужественность и женственность», «Выбор Зины» (сборник «Реквиемы», 2001); «Круги по воде» (сборник «Черная бабочка», 2008)
Л. Улицкая. Анализ идейно-эстетической специфики творчества (на примере рассказов «Дочь Бухары» (Сборник «Бедные родственники», 1993); «Пиковая дама» (2003).
В качестве методов обучения используются лекция, рассказ и эвристическая беседа. Формой оценки знаний является подготовка доклада на темы «Проблема «маленького человека», «Богаты нищие духом», «Проблема добра и зла в современном обществе», «Больные и здоровые: соотношение тела и духа» на материале творчества одной из писательниц (по выбору студентов) и его дальнейшее обсуждение в аудитории.
Библиографический список
- «Договор о Европейском союзе», 1992; Hutmacher, W. Ключевые компетентности, принятые советом Европы в 1996 году, Берн.http://letopisi.org/index.php/
- Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm#_ftnref2