УДК 159.9

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ НА ДЕТСКОМ ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ

Бойко Виктория Николаевна
Государственное специализированное казённое учреждение Астраханской области «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
Педагог-психолог

Аннотация
Статья посвящена особенностям применения психотерапевтических сказок в телефонном консультировании. В статье представлены основные задачи и формы использования сказок и притч в беседах с детьми и подростками на Телефоне Доверия. Описаны положительные эффекты влияния сказок на детскую психику и некоторые ограничения, связанные с форматом психологической помощи по телефону.

Ключевые слова: абонент, Детский Телефон Доверия, психологическая беседа, психологическая проблема, психотерапевтическая сказка, сказка, сказкотерапия, телефонное консультирование


PSYCHOTHERAPEUTIC TALES IN PSYCHOLOGICAL COUNSELING AT THE CHILDREN’S HELPLINE

Boyko Viktoria Nikolaevna
State specialized state authority of the Astrakhan region “Regional social rehabilitation center for juveniles “Istok”
Educational psychologist

Abstract
The article is devoted to the peculiarities of the use of therapeutic tales in the telephone counseling. The article presents the main objectives and forms of use of fairy tales and parables in conversations with children and adolescents on the Helpline. The positive effects of fairy tales on children’s psyche and some of the limitations associated with the format of the telephone counseling are described in the article.

Keywords: caller, Child Helpline, fairy tale, fairytale therapy, psychological interview, psychological problem, telephone counseling, therapeutic tale


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко В.Н. Психотерапевтические сказки в психологическом консультировании на Детском Телефоне Доверия // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/09/5774 (дата обращения: 12.11.2023).

В последние два десятилетия в нашей стране появляется всё больше специализированных служб экстренной психологической помощи, они присутствуют практически в каждом крупном городе и обеспечивают возможность доверительного общения для всех возрастных групп населения. Детские Телефоны Доверия ориентированы, главным образом, на детей и подростков и в силу более узкой специализации возникает необходимость расширения и дифференциации репертуара  форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. Очевидно, что основным методом работы телефонного консультанта является психологическая беседа. В беседе также важно учитывать особенности детской психики; трудности установления контакта, «молчаливость» абонентов-детей, их пассивность в консультативном диалоге, что требует от консультанта занять позицию «над» и управлять диалогом. Так, А.Н. Моховиков отмечает, что детям не стоит задавать большое количество вопросов и применять к ним приёмы внушения. [1,с.149] Однако, во многом, только с помощью вопросов удаётся прояснить цель и причину обращения ребёнка на Телефон Доверия.

 Консультант с абонентов с первых минут звонка входят в пространство диалога, в котором  консультанту необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, вслушиваться в  его речь,  адаптироваться к манере общения, учитывать его коммуникативный и жизненный опыт.  Согласно А. Н. Моховикову, слова и фразы абонента, «не просто излагают ситуацию, а имеют для него особое, часто символическое значение или выстраданный смысл». [1, с.75] Создать устойчивый контакт с ребёнком можно, освоив его язык или предложив некий универсальный для всех детей язык. Общеизвестно, что язык сказки интересен и понятен для всех детей. Кроме того, следует учитывать, что у детей до 12-ти лет преобладает «правополушарный» тип мышления; для которого характерно лучшее восприятие информации посредством ярких, эмоционально-насыщенных образов. [2, с.62]

Самовыражение с помощью сказки способствует укреплению психического здоровья человека и выступает в качестве значимого психопрофилактического фактора. Применение сказкотерапевтических технологий обеспечивает психологу возможность помочь клиенту справиться с жизненными трудностями, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить нарушения его поведения, способствовать успешной адаптации, способствовать интеллектуальному развитию. [3, с.10]

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, отмечая многие преимущества сказкотерапии как метода, особо отмечает, что сказкотерапия способствует мобилизации творческого потенциала личности для преодоления кризисных ситуаций. «Сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание дается по силам. Понимание этой простой истины часто производит  психотерапевтический эффект: «израненный» человек вдруг осознаёт у себя внутри источник силы. Еще неизвестно, что и как  делать, но уже ясно — Я МОГУ. И в этом случае, сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности». [4, с. 10]

Психотерапевтические сказки затрагивают очень глубокие и даже философские вопросы: жизнь  и  смерть,  утраты  и  приобретениям, повторяющиеся события, любовь  и судьба. Консультант службы экстренной психологической помощи сталкивается с этими вопросами едва ли не в каждом звонке. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что «психотерапевтические  сказки  создаются  в  процессе  поиска смысла  происходящих  событий  и  проблемных  ситуаций». [4, с.68]  Обращаясь к психологу-консультанту, автор спрашивает: «Наверное, нередко слушая рассказ клиента, Вы невольно задавали себе вопросы: почему это происходит именно с ним? Зачем ему дано  это пережить? Есть ли смысл в том, что с ним происходит? Какой же позитивный опыт может содержаться в этой ситуации?» [4,с. 68] По мнению сказкотерапевта, на эти вопросы помогает ответить психотерапевтическая сказка, а помимо этого сказка выступает в качестве посредника между консультантом и абонентом, защищая консультанта от эмоционального «заражения» проблемой позвонившего и контртрансфера.

Для любой сказкотерапевтической сессии обязателен ритуал вхождения в сказку и ритуал выхода из сказки. Эти ритуалы совместимы с этапами установления контакта с ребёнком и завершения беседы. С целью установления контакта с ребёнком  в начале беседы можно предложить ему выбрать своего любимого сказочного персонажа и от его лица рассказать о себе, а также консультант тоже может рассказать о своём сказочном персонаже. Стоит отметить, что персонаж консультанта должен располагать ребёнка к общению, быть эмоционально безопасным  и авторитетным для него, например, Добрая Крёстная (из сказки «Золушка»), Фея, Карлсон, медведь Балу («Маугли») и пр.

На следующем этапе телефонного консультирования  абонент, как правило,  рассказывает о своей проблемной ситуации. Консультант может предложить абоненту сочинить сказку про себя.

Формы работы со сказками в телефонном консультировании могут быть представлены в виде:

- сочинения сказок абонентом;

- совместного с консультантом сочинения сказок;

- рассказывание консультантом сказок, историй, притч, мифов.

Согласно М.В. Киселёвой, в психологическом консультировании основные этапы сказкотерапии выглядят следующим образом: 1) создание комфортной среды; 2)введение клиента в сказочное пространство; 3) сочинение сказочной истории. [5, с. 34]

Применение сказок в телефонном консультировании может решать следующие задачи:

- установление контакта с ребёнком;

- создание психологически безопасной атмосферы диалога;

- снятие эмоционального напряжения;

- помощь в изложении ребёнком своей психологической проблемы, преодоление застенчивости, нерешительности, пассивности в телефонном диалоге;

- диагностическая задача – сказка помогает консультанту сформировать представление об эмоциональном состоянии абонента, его актуальных потребностях и проблемах;

- экспрессивная  задача – сказка поможет выразить основные чувства и мысли абонента;

- помощь в преодолении проблемной ситуации ребёнка.

Основными формами работы со сказками могут выступать следующие:

- сочинение сказки о своей жизни;

- рассказывание консультантом абоненту психотерапевтических сказок, притч, историй, мифов.

Следует отметить некоторые ограничения, связанные с особенностями телефонного консультирования. Так как консультант не может никаким образом подготовиться к звонку и выбрать себе абонента, то решение о применении методов сказкотерапии принимается «здесь и сейчас», должно быть адекватно запросу абонента, его готовности работать со сказкой, и иметь положительный эффект на проблемную ситуацию абонента. Другими словами, использование в работе сказок должно быть целесообразно, а  в связи с тем, что абоненты редко перезванивают, сказки применяются однократно. Также телефонная беседа с ребёнком до 12 лет редко длится долго (от 10 до 30 минут), поэтому следует учитывать и ограниченность по времени – от слишком долгой сказки ребёнок может устать, потерять нить повествования или просто положить трубку. Следовательно, у консультанта должно быть хорошо развито умение выбирать и рассказывать психотерапевтические сказки и истории.

Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. (развод родителей, появление нового члена семьи, желание уйти из дома и др.).

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных. [6]

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева в книге «Практикум по сказкотерапии» также соотнесла психотерапевтические сказки с психологическими проблемами  детей и подростков:

1. Сказки для подростков, имеющих наркотическую зависимость (Е. Хомякова «Тайна цветка папоротника»);

2. Сказки о добре и зле, чистых мыслях и бережном отношении к словам для детей, подростков и некоторых взрослых (А. Смирнова «Сказка про волшебников и чёрных магов», Т. Зинкевич-Евстигнеева «Дар»);

3. Сказка, помогающая в процессе осмысления жизненного пути (Т. Кислицына «Волшебные крылья»);

4. Сказка, предупреждающая пассивную жизненную позицию, «самобичевание», отказ от конструктивной активности (В. Буяновская «Облако и озеро»);

5. Сказка для детей, родители которых расстаются (А. Смирнова «Расставание»);

6. Сказка для детей с проблемой «драчливости» (А. Смирнова «Заяц с рюкзаком»);

7. Сказка для ребёнка-изгоя в классе или группе (А. Смирнова «Ёжик»). [4]

Р. М. Ткач указывает, что эффективное воздействие терапевтических сказок и историй во многом связан с самим процессом рассказывания, и для этого важно придерживаться следующих правил:

1. Для ребенка должна быть сформирована  «зон безопасности».  Сказки, их волшебная атмосфера создают у ребёнка ощущение, что это понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не испытывает чувства вины, страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, соотносит, сравнивает без всяких неприятных психологических последствий.

2.Сказку (историю) следует рассказывать непреднамеренно, будто бы случайно. В эти моменты психологические защиты ребенка естественным образом ослабевают, и ребенок в полном смысле открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что психолог хочет для него донести.

3.Для сказки должно быть какое-то разумное основание.  Начиная сказку следующими словами: «У одного моего знакомого на подоконнике стоял точно такой же цветок…», «Я знаю одного сказочника, который придумал продолжение сказки (например, «Кот в сапогах»)…» или «Я видела по телевизору передачу…», можно продолжить её соответствующей историей или притчей. Сказка, рассказанная доверительно, непринужденно, на разумных основаниях, будет выслушана внимательно.

4. Не интерпретировать и не обсуждать терапевтическую сказку сразу после ее окончания. Ребенку необходимо  время для того, чтобы погрузиться в мир образов, соотнести себя со сказочными персонажами и событиями.

5. Нельзя перегружайте ребенка терапевтическими сказками и историями, в противном случае он может утратить к ним чувствительность. [6, с.10-11]

В сборнике нормативных и методических материалов, выпущенном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и адресованном консультантам Детских Телефонов Доверия указано, что на службе необходимо иметь в качестве методического пособия сборник сказок и рассказов, соотнесённых с наиболее распространёнными детскими проблемами. В сказках и притчах должны содержаться примеры того, как разрешать какие-то сложные ситуации, как себя вести, к кому обращаться за помощью. [7, с.356] В качестве «настольной книги сказок» телефонного консультанта можно использовать сборники авторских психотерапевтических сказок Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, В.А. Гнездиловa, С.А. Черняевой, Н.А. Сакович, а также истории из книги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…».

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психотерапевтические сказки могут быть весьма эффективным и действенным методом оказания психологической помощи детям, обратившимся на Телефон Доверия.


Библиографический список
  1. Моховиков А.Н. «Телефонное консультирование». Изд. 2-е переработанное. – М.: Смысл, 2001г. – 496с.
  2. Мяснянкина Н.Г. «Возможности использования сказкотерапии в телефонном консультировании» «Телефон Доверия – служба понимания в обществе: Сборник статей и тезисов выступлений III Международной конференции Телефонов доверия (Астрахань, 21-23 октября 2008г.)». – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008г. – 134с.
  3. «Практика сказкотерапии». Сборник сказок, игр и терапевтических программ./ Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004г. – 224с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». – СПб.: ООО «Речь», 2000г. – 310 с.
  5. Киселёва М.В., Кулганов В.А «Арт-терапия в психологическом консультировании. Учебное пособие». – СПб.: Речь, 2014г. – 64с.
  6. Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем». – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008г. – 118с.
  7. «Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером 8 800 2000 122». Нормативные и методические материалы: В 3 т. Т.2 Для консультанта. – М. Издательство «Смысл», 2011г. – 362с.


Все статьи автора «Бойко Виктория Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: