Проблема патриотического воспитания далеко не нова для педагогической мысли России. А сегодня проблема патриотического воспитания именно подрастающего поколения обретает особую значимость.
Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать ее интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»[3] ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание принадлежности к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.
В «Толковом словаре» В.Даля «патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».
Педагогический энциклопедический словарь рассматривает категорию «патриотизм» как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде».
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения к ним.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста -формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.[5, с.94]
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с историей, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися людьми прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.
Процесс патриотического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты: воспитание любви к Родине, развитие интереса к народной культуре, к родному языку, традициям и обычаям, воспитание патриотических чувств.
Формирование патриотических чувств старших дошкольников имеет свои психологические особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития.
Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают такие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, конкретно-образный характер мышления, эмоционально-чувственный характер отношения к миру. Поэтому, формируя патриотические чувства, воспитатель должен опираться на отмеченные выше психологические особенности старших дошкольников.
Ребенок 5-6-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними – это ближе и понятнее ребенку.
Известная эмоциональность старших дошкольников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые на занятиях, должны быть наглядны, конкретны, сухость в преподнесении материала здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает воспитатель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.
Старшие дошкольники в силу конкретности мышления еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма необходимо начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брату; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями. Это и есть для старшего дошкольника Родина – близкая, понятная, родная, наполненная знакомыми звуками и запахами. На наш взгляд, тема малой Родины является очень продуктивной для формирования патриотических чувств старших дошкольников.
Формируя патриотические чувства, воспитатель должен учитывать и такую особенность старших дошкольников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неуёмная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации процесса патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям старшего дошкольного возраста.
Таким образом, старший дошкольный возраст — это наиболее подходящий возраст для воспитания интереса к жизни своей страны, к традициям и обычаям русского народа, к истории и культуре России.
Для изучения патриотических чувств старших дошкольников были использованы следующие методики:
1) Индивидуальная беседа с детьми по вопросам изучения чувств детей к родному городу (Немкина Е.В.)
2) Методика незаконченных предложений (авторская, разработанная на основе методики Джозеф М. Сакс и С. Леви, в России апробирована Г.Г. Румянцевым,)
3) Беседа с детьми по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города … (авторская, разработанная по Алешиной Н.В.)
4) Анализ продуктов деятельности детей (рисунков на тему “Рисунок родного города” (по Александровой Е. Ю).
Выборку составили 15 старших дошкольников (8 мальчиков и 7 девочек).
Проведенная диагностика показала, что необходимость формирования патриотических чувств к родному краю старших дошкольников налицо. У детей нужно воспитывать чувство любви к малой родине, чувство гордости за свой родной край, уважение к его символике; изучать с детьми старшего дошкольного возраста символы родного края; формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине.
Далее была разработана программа эксперимента по формированию патриотических чувств к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря проведенной в экспериментальной группе программе по формированию патриотических чувств к родному краю у детей старшего дошкольного возраста было отмечено:
1. формирование чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
2. формирование уважительного отношения к символам родного края;
3. формирование гордости за свое Отечество, за свой родной край.
Таким образом, по итогам проведения формирующей программы по сравнению с констатирующим этапом позитивные изменения в сфере формирования и развития патриотических чувств к родному краю на контрольном этапе довольно значительные.
Подводя итог вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование и развитие патриотических чувств к родному краю у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешно, если будут соблюдены такие психолого-педагогические условия как:
- осуществление направленности содержания программы эксперимента на формирование чувства патриотизма, осуществляются межпредметные связи из различных образовательных областей;
- сочетаются разнообразные формы, методы, приемы эмоционального воздействия, способствующие формированию у детей патриотических чувств к родному краю и учитывающие возрастно-психологические особенности дошкольников: беседа, экскурсия, дидактическая игра и др.
Библиографический список
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Юрайт, 2010. – 816 с.
- Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. – 140 с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.programs/patriot_2015.shtml.http://www.programs/patriot_2015.shtml.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – №5. – С. 3-10.
- Новицкая М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
- Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 93-100.
- Патриотическое воспитание молодежи: модели социального партнерства и современные технологии: Моногр. / Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина, С.В. Пазухина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 194 с.