Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, при этом оказывает не только положительное, но и отрицательное влияние на формирование личности малыша.
Многие педагоги дошкольных учреждений указывают как основное достижение в своих работах – использование ИКТ в работе с детьми. И осваивая компьютерные технологии, они начинают учить дошкольников умению обращаться с компьютерными технологиями.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду являются актуальными проблемами современного дошкольного воспитания в нашей стране. Президент поставил перед каждым учреждением ДОУ и МОУ РФ задачу, которую они должны решить в самые кратчайшие сроки: иметь собственное электронное представительство в Интернете (веб-сайт) с полной информацией по учреждению.
Последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях при помощи законов:
- Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
- Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
- Реализация программы «Электронная Россия»
- Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
- Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
- Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
- Формирование социальных сетей.
Все эти принятые законы приводят к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, и работы ДОУ, их взаимоотношений с вышестоящими организациями, родителями и воспитанниками.
ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Главной целью внедрения информационных технологий в образование является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Для реализации внедрения необходимо иметь подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Информационные технологии, это не только компьютерные технологии, но и их программное обеспечение ведь под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
По сравнению с традиционными формами обучения компьютерные технологии обладают большими преимуществами в образовании дошкольников:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер позволяет самостоятельно исправить ошибки.
Области применения ИКТ для развития дошкольников.
Использование глобальной сети Интернет.
а) Сеть Интернет
Современное образование нельзя уже представить без ресурсов Интернета. Сеть Интернет имеет и выдает очень большой набор образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся одной из частей современного образования. В Интернете можно найти: информацию по проблемам в развитии и обучении, лекции по дошкольному образованию, так же в интернете есть научные методики, книги, статьи, рефераты и преподаватели могут взять большую часть информации для работы не только с детьми, но и взрослыми из интернет ресурсов.
б) Компьютер и ведение документации.
Компьютер оказывает услугу воспитателям и “продвинутым” родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью ежедневников, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные: результаты тестов, отслеживать динамику развития ребенка. Особым примером в челябинской области мы могли бы выделить интернет-ресурс «сетевой город».
в) Развивающие программы.
Возможности компьютера в наше время позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное восприятие вещей, а анимационные герои, рисунки вызывают интерес, в результате внимание ребенка полностью сосредоточено на мониторе.
Существующие на потребительском рынке обучающие программы для дошкольного возраста классифицируются как:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и другие.
2. “Говорящие” словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, “бродилки”.
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и другие.
г) Презентации и видео.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких запоминающихся картинок, наполненных информацией в алгоритмическом порядке. А сменяющиеся слайды могут заинтересовать маленького ребенка.
Компьютерные игры
Компьютер входит в жизнь современного ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, развивает логику, получает набор представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.
В детских садах, как и в начальных классах в школе на уроках информатики, педагоги должны уметь использовать возможность построения и использования единой художественной среды сказки, элементами которой являются сказочная ситуация, сказочные герои, связи, соотношения, которые необходимы для разрешения поставленной проблемы и являются типичными для изображаемых объектов или явлений, наглядные образы, которые помогают завершить описание героя и облегчают восприятие теоретического материала курса информатики [29].
Обобщая выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что компьютерные технологии стали не просто частью образовательной программы в дошкольных учреждениях, но и вошли в жизнь детей и взрослых как способ получение информации, для саморазвития и развлечения.
Библиографический список
- Макасер И. Л. “Игра как элемент обучения”. Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 – 73.
- Моторин В. “Воспитательные возможности компьютерных игр”. Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 – 57.
- Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997г.
- Петрова Е. “Развивающие компьютерные игры”. Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 – 68.
- Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М. : “Гелиос АРВ”, 2000г.
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
- Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
- Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
- Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
- Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. – №2. – с. 37-39
- Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании» // II Международной научной конференции Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине (19 - 22 мая 2015 года, г. Томск) [Электронный ресурс]. URL: itconference15.csrae.ru
- Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
- Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в
- Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс / Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
- Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю. Ефимова, О.О. Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
- Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О Использование современных информационных технологий в образовании. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономикиМатериалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н.. 2015. С. 208-212.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе / И.Н. Мовчан // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т.2. – № 5. – С. 45. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
- Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Савельева Л.А. Информационные технологии и проблемы развития информационной компетентности учащихся // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Томск, 2015. С. 755-759.
- Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А.Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов SWorld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
- Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук / Савельева Людмила Александровна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2005, – 197 с.
- Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
- Савельева Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
- Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3.
- Слинкина И.Н., Устинова Н.Н. Есть ли у ежика хвостик, или некоторые размышления об ошибках и неточностях в современных учебниках информатики для начальной школы / Информатика и образование. 2009. № 4. С. 93-97
- Устинова Н.Н. Использование художественного пространства сказки в процессе изучения основ информатики в начальной школе / Начальная школа. 2011. № 1. С. 79-82.
- Чусавитина Г.Н. Изучение информационно-поисковых технологий Internet студентами педагогических специальностей университета / Г.Н. Чусавитина // Сборник Международной конференции-выставки Информационные технологии в образовании. – 2002. – С. 160-161.
- Чусавитина Г.Н. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на факультете информатики МаГУ / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2.№ 2. С. 84-89.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к использованию автоматизированных информационных технологий в педагогической диагностике: монография / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Гридина Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, – 2005. – с. 242