Постановка проблемы. Основной целью высших учебных заведений является подготовка ведущих специалистов в различных сферах деятельности. Не представляют исключения и высшие учебные спортивные заведения, задачей которых является обеспечение педагогической науки специалистами по физической культуре и спорте. Однако, ориентация физического воспитания на усвоение жестко регламентированного программного материала, содержание которого определяется обязательной прикладной подготовкой и сдачей нормативных зачетов, исключает возможность обращения к личности обучающегося и развития его индивидуальности [2].
Специфическая направленность в использовании средств, методов, форм обучения и воспитания в сфере физической культуры привела к разрыву образования и физической культуры – обучающиеся не полностью осознают и не воспринимают физическую культуру как жизненно важную ценность. В результате физическая культура как учебный предмет не выполняет в полной мере своей важной функции – формирование действенного отношения человека к собственному физическому совершенствованию, а следовательно, характеризуется снижением интереса у большинства к физкультурно-спортивной деятельности [1; 2].
Вследствие перечисленных проблем возникают существенные разногласия между значительным ростом количества выпускников факультетов физического воспитания и не готовностью применения умений в профессиональной деятельности (физкультурно-оздоровительной и спортивной).
Решение указанных противоречий требует поиска более гибких подходов к повышению уровня профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре к работе с детьми школьного возраста или студенческой молодежью с использованием основных средств обучения в профессиональной деятельности, переосмысление организационно-методических условий, цели, содержания, функций и задач профессиональной подготовки в высших учебных заведениях России в соответствии с требованиями современной парадигмы образования [6].
Цель работы заключается в анализе особенностей (факторов), влияющих на эффективность процесса профессиональной подготовки будущих преподавателей физической культуры и спорта.
Изложение основного материала исследования. Сегодня человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные черты рассматриваются не только как средства, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но и, прежде всего, как цель, результат этих преобразований и существования самого общества. Именно человеческие качества и характер, в первую очередь, используются при профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры [1; 4].
Теоретический анализ базовых понятий исследования по профессиональной подготовке будущих специалистов по физической культуре дает возможность сделать вывод, что специалист в этой области должен быть человеком, способным к выполнению педагогической, психологической, юридической, геологической, исследовательской, медицинской деятельности, разнообразной содержательно-полезной деятельности, например, патриотической, оздоровительной и т.д. [1].
Подготовка и переподготовка кадров для физической культуры и спорта связана с повышением квалификации этих специалистов, что, при отсутствии базового образования по физической культуре не решает кадровой проблемы подготовки таких специалистов. Высшие спортивные и педагогические учебные заведения России должны быть ориентированными на подготовку только квалифицированных специалистов физического воспитания [2, 4].
Анализ профессиональной подготовки специалистов физической культуры в ведущих странах мира позволяет сделать вывод, что наиболее весомыми идеями по совершенствованию данной подготовки являются: широкое использование информационных технологий; жесткие критерии отбора абитуриентов; принятие закона, закрепляющего прием на работу лиц с профессиональным образованием; целесообразность функционирования общественно квалификационной структуры кадров и актива (рис. 1).
Рис. 1. Структурно-логическая схема совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки.
Можно выделить следующие особенности или факторы, влияющие на успешность осуществления профессиональной физической подготовки специалистов [4]. Во-первых, профессиональную подготовку будущих специалистов следует рассматривать как целостную систему, построенную на основе органического единства общего, особенного и индивидуального. Ей должна быть присуща своя специфика, и показана четкая зависимость эффективности подготовки от личностных качеств будущего специалиста, его психологической культуры, способности к педагогической и тренерской деятельности. Во-вторых, профессиональную подготовку необходимо осуществлять по принципу интегративного подхода к формированию ее содержания, отбора форм и методов, поскольку она интегрирует в себе подготовку как специалистов физической культуры и спорта, так и специалистов по конкретным видам спорта [1, 3, 4].
Наконец, в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта преимущественно должен использоваться деятельностный подход. Средствами реализации профессиональных возможностей специалистов в профессиональной деятельности является их физкультурно-педагогическая и тренерско-преподавательская деятельность. Особенность этой подготовки заключается также в том, что физическое развитие студента, его спортивная и специальная подготовка осуществляются в неразрывном единстве и взаимообусловленности, что позволяет рассматривать новую функцию профессиональной деятельности будущих специалистов физической культуры, а именно – национально-физкультурно-спортивную [2; 3].
Не менее важной в психолого-педагогической подготовке будущих специалистов физической культуры является их готовность к реализации «субъект-субъективных» отношений в системах «учитель-ученик», «преподаватель-студент», «тренер-спортсмен», которая в значительной мере зависит от личностных качеств специалиста. При этом личностные качества тренера-преподавателя, в отличие от учителей физической культуры, обусловлены спецификой и особенностями определенного вида спортивной деятельности. Выбор методов обучения связывается с совершенствованием содержания подготовки и с развитием познавательных способностей студентов, их личностным совершенствованием.
Только при условии рационального сочетания теоретической и практической подготовки можно получить высококвалифицированного специалиста своего дела (рис. 2).
Рис. 2. Этапы практической подготовки специалиста в области физической культуры.
Только при условии рационального сочетания теоретической и практической подготовки с целью формирования системы взаимодействия «учитель-ученик» («преподаватель-студент», «тренер-спортсмен») можно получить высококвалифицированного специалиста своего дела, ориентированного, прежде всего, на субъекта обучения.
Выводы и предложения. Научная значимость проблемы подготовки будущего преподавателя физической культуры и спорта является перспективной для проведения дальнейших исследований. Эта подготовка может быть эффективной только в том случае, когда учитываются все ее особенности, а также делается акцент на личностные факторы. Профессиональная подготовка должна быть целостной системой мероприятий, методов и приемов, должна строиться с учетом личностных качеств специалиста, иметь четко определенную структуру и специфику. Она должна интегрировать в себе комплекс различных методов, которые используются по отношению как к общей, так и к специальной подготовке специалиста. При осуществлении профессиональной подготовки специалистов должен использоваться деятельный подход, согласно которому будущий специалист должен сочетать физкультурно-педагогическую и тренерско-преподавательскую деятельность. Если все вышеперечисленные особенности подготовки будут учтены, то от будущего специалиста следует ожидать высоких результатов в его профессиональной деятельности.
Библиографический список
- Агаджанян Н. А., Уйба В.В., Куликова М. П., Кочеткова А. В. Актуальные проблемы адаптационное, экологической и восстановительной медицины (2-ое изд.). – М .: Медика, 2015. – 208 с.
- Багин Н.А. и др.. Современные образовательные технологии: педагогика и психология, монография / Издательство ЦРНС. Новосибирск, 2014. Том Книга 14. – 247 с.
- Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г // Гигиена и санитария. – 2013. – № 6. – С. 26-30.
- Малашенко М.С. Институционализация и институциональное пространство социального института физической культуры и спорта в современной России // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 9. – С. 42-44.
- Агаджанян Н. А., Григорьев А. И., Черешневый В. А., Сидоров П. И. и др. Экология человека. Учебник. (Гриф Минобрнауки РФ) – М .: Изд- во ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 240 с.