УДК 376.1

ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ КУКЛЫ

Конькина Евгения Владимировна1, Усачева Александра Максимовна2
1Оренбургский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
2Оренбургский государственный педагогический университет, студентка Института педагогики и психологии

Аннотация
В статье рассматривается проблема виктимного поведения младшего школьника. Авторами предлагается использовать традиционную куклу как средство профилактики виктимного поведения младшего школьника, включив знакомство с ней и ее изготовление в учебный процесс на уроках труда. В ходе исследования проанализированы функции традиционной игрушки, ее влияние на усвоение ребенком конструктивных форм поведения и взаимодействия с миром.

Ключевые слова: виктимное поведение; профилактика виктимного поведения; младший школьник; традиционная кукла; урок труда


PREVENTION OF VICTIM BEHAVIOR OF YOUNGER SCHOOLBOYS BY MEANS OF TRADITIONAL DOLLS

Konkina Evgeniya Vladimirovna1, Usacheva Alexandra Maksimovna2
1Orenburg State Pedagogical University, Ph.D., assistant professor of general pedagogy
2Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Psychology and Education

Abstract
The problem of victim behavior of the junior schoolchild. It is proposed to use the traditional doll as a means of preventing victim behavior of junior schoolchild, including familiarity with it, and its production in the educational process in the classroom work. The authors analyzed the function of traditional toys, it's effect on the absorption of child of constructive behavior and engagement with the world.

Keywords: victim behavior; prevention of victim behavior; junior schoolchild; traditional doll; labor lesson


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Конькина Е.В., Усачева А.М. Профилактика виктимного поведения младшего школьника средствами традиционной куклы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6362 (дата обращения: 28.10.2023).

Один из основоположников позитивистской, или интеракционистской виктимологии, Б. Мендельсон, в классической работе «Происхождение доктрины виктимологии» рассматривает понятие «виктимность» в соотношении с понятием «преступность». Автор рассматривает преступность как состояние, факт или свойство быть преступником, соответственно виктимность – это состояние, факт или свойство быть жертвой. Таким образом, виктимность, по мнению автора (от лат. victima — жертва) — это склонность стать жертвой преступления [1].

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что профилактика виктимизации, создание условий для успешной адаптации ребенка в социум сложная и кропотливая работа. Каждый год около двух миллионов несовершеннолетних подвергаются различным видам насилия, более 500 тысяч детей каждый год убегают из семьи, интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников. Социально-экономические и политические преобразования, продолжающиеся в России на протяжении последних 20 лет, привели к увеличению общей социальной виктимизации и криминализации населения [2, с. 3].

На сегодняшний день проблема насилия анализируется с позиции различных научных дисциплин, каждая из которых исследует культурные, психологические, биологические факторы, способствующие сохранению насилия. Данная проблема также приводит к необходимости исследования виктимного поведения жертвы. Отметим, что социализация ребенка во многом зависит от условий его жизни.  На протяжении его развития ребенка окружает мир, полный опасных условий и обстоятельств, которые могут оказать отрицательное влияние на формирование личности и способы его взаимодействия с миром. Возникновение подобных условий социализации способствует появлению категорий детей, которые становятся ее жертвами.

Анализ психолого-педагогической литературы и накопленного отечественного и зарубежного опыта показывает, что понятие «виктимность» следует отнести к междисциплинарным, расположенным на стыке таких наук, как социология, психология, этнопсихология, педагогика. По мнению А. В. Мудрик к категории виктимных детей следует отнести следующие группы:

- лица с ограниченными возможностями здоровья;

- сироты и дети, находящиеся на попечении государства;

- дети беженцев и мигрантов (в страну, в регион, местность), поскольку именно дети мигрантов часто жертвы интолерантности, социального и имущественного неравенства, агрессии со стороны сверстников;

- дети из семей с низким уровнем доходов и (или) образовательным уровнем, аморальной и (или) криминогенной атмосферой;

- бездомные, бродяжки и попрошайки;

- имеющие вредные привычки: алкоголизация, токсикомания, наркомания;

- дети, вынужденные рано начинать зарабатывать себе на жизнь;

- дети, используемые в качестве наемной рабочей силы (занимающиеся проституцией) и т. д.

Поскольку период детства сензитивен к процессу социализации, младший школьный возраст является таковым для преодоления виктимизации. По всей видимости, это объясняется следующими причинами:

-качества личности ребенка данного возраста, в том числе и отрицательные, еще не стали прочными, поэтому легче поддаются исправлению;

-сензитивность возраста заключается в предрасположенности ребенка к воспитанию и обучению;

-авторитет педагога у ребенка данного возраста достаточно высок;

-в организации учебно-воспитательного процесса учащихся начальных классов имеются наиболее благоприятные условия для установления контактов и проведения профилактической работы с семьей ребенка.

Трудности многих виктимных детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как о неспособных. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе [3, с. 55-56].

Мы считаем, что одним из средств, с помощью которого возможно осуществление профилактики виктимного поведения, а также его устранения, является традиционная кукла.

Анализ литературы показывает, что игрушка рассматривается многими исследователями в качестве одного из важнейших средств воспитания и социализации детей. Так, среди образных игрушек Е.А. Коссаковская выделяет куклу в качестве главной, поскольку она «призвана выполнять функции человека» [4, с. 62].

На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы: кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, кукла масленичная, кукла коза, одноручка-свадебная, кукла-крестушка, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, лыковая для охраны дома, кукла Десятиручка, и другие.  Название куклы определяет функции, которые она выполняла в жизни человека. Традиционная кукла являлась продуктом человеческой культуры. Как правило, они были разного размера, возраста и характера, что определяло суть игры, и роль куклы в игре.

Кукла несомненно является средством социализации, которое помогает ребенку развиваться и познавать мир. Прежде всего традиционная кукла знакомит детей с историей народа, традиционной одеждой, приобщает к труду.

Кукла не просто является средством усвоения ребенком социальных ролей, норм поведения, она также позволяет ребенку больше узнать об истории и культуре своего народа, его традициях. Более того, традиционная кукла как продукт человеческой культуры, не утрачивает своей актуальности для младшего школьника, поскольку игра для него хоть и не является ведущей деятельностью, как в случае с дошкольником, но по-прежнему имеет значение. Стоит отметить, что для младшего школьника является притягательным возможность делать что-то своими руками, добиваться “ситуации успеха” в выполнении заданий. Изготовленная собственными руками игрушка будет являться для него предметом  особой гордости.

В самой традиционной кукле, в истории ее появления, в ее названии, заложены социальные нормы и правила поведения, она способствует формированию у ребенка ценностных ориентиров, представления о своем месте в мире. Играя с такой игрушкой, знакомясь с ее предназначением и ее историей, ребенок усваивает и открывает для себя новые формы и способы поведения, что позволяет обеспечить профилактику виктимного поведения.

Мы предлагаем предоставить ребенку возможность познакомиться с традиционной куклой, а также изготовить ее самостоятельно на уроках труда.

Взаимодействуя со сверстниками во время урока, ребенок также включается в учебный процесс и выстраивает новые способы общения с окружающими. Изготовленная игрушка приносит ему не только удовлетворение от  проделанной работы, но и позволяет ощутить свою значимость в коллективном труде, включенность в общую деятельность.

Многое зависит и от способа проведения занятий. Лучшим способом организации подобной работы будет совместная деятельность младших школьников, например, это может быть создание коллекции традиционных кукол классом. Каждый ребенок изготавливает определенную традиционную куклу, после чего педагог организует выставку, чтобы каждый ребенок мог ощутить свою значимость в командной работе, при этом педагогу необходимо помнить о поощрении каждого ученика, что позволит младшему школьнику ощутить “ситуацию успеха”, а также свою значимость в проделанной командой работе, свое место в ней, свою способность выполнять задания и справляться с ними. Ощущение собственной значимости и способности решать жизненные задачи- первое, что позволит ребенку не просто избежать виктимных форм поведения, но и поможет освоить новые формы взаимодействия с окружающим миром, раскрыть и проявить себя.


Библиографический список
  1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Виктимность
  2. Кашуба М.Г. Причины виктимности школьников. 2014. – 21 с. [Электронный ресурс]. URL: http://infourok.ru/-12536.html
  3. Л.Д. Сенгаева.  Психологическая характеристика  виктимных младших школьников.  Вестник РГУ им. И. Канта. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. 2008. – 55—58 с. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-viktimnyh-mladshih-shkolnikov
  4. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Коссаковская; под ред. С.Л. Новосёлова. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. 62 с.


Все статьи автора «Конькина Е. В. Усачева А. М.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: