Бесспорно, что качество образовательного процесса в неязыковом вузе в большой степени определяется правильным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения. А так как выбор технологии обучения диктуется определенными обстоятельствами, которые не могут быть одинаковыми в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями, то безусловно и то, что выбор технологии обучения определяется следующим рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогического опыта самих преподавателей.
Оптимизация обучения иностранному языку на кафедре «Иностранные языки и межкультурные коммуникации» и стала возможна благодаря переходу на преподавание по единой технологии, ограниченному числу программ и с использованием высокотехнологичных, эффективных современных учебников и платформы Blackboard.
Что касается вопроса эффективных современных учебников?
Преподаватели кафедры выбрали учебники «Headway», которые занимают одно из ведущих мест в рейтингах российских курсов, ведь этот курс (или система изучения английского) был специально разработан для молодежи лондонскими методистами Джоном и Лиз Соарз. Каждый из представленных уровней (Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper- Intermediate) имеет свой «методический комплект», куда входят учебник, книга для студентов и для учителя, аудиокассеты и DVD.
Обращение к аутентичным учебникам, которое является одним из ключевых аспектов многоуровневого подхода к обучению иностранным языкам, было оправдано, так как данные учебники разработаны на основе интеграции традиционных и современных методов преподавания. А дифференциация и многоуровневый подход дают возможность развития отдельной личности, влияют на ее мировозрение, систему ценностей, самоиндентификацию, умение мыслить, т.е. во главу угла создателями ставится популярный ныне индивидуальный подход. “Headway” нацелен и на развитие четырех языковых навыков: чтения, письма, говорения и аудирования, но при этом большой акцент делается на использование аудио-, видео- и интерактивных ресурсов. К тому же, благодаря разнообразию методических приемов, в числе которых одно из ведущих мест занимают языковые технологии, ”Headway» способствует формированию навыков необходимых человеку в современной деловой жизни (умению делать доклад, проводить презентации, вести переписку и т.д.).
Неоспоримые «плюсы» – составление курса на базе аутентичного материала, большое внимание к стилистике, хорошая систематизация материала и стремление преподать «живой» и «ситуативный» английский через «жизненные» примеры реальных персонажей и оставили наш выбор за этим учебником. В том, что данный учебник эффективно «работает» и способствует оптимизации обучения и изучения английского языка, мы могли убедиться и на практике, находясь в Oxford British Study Centres, где наши британские коллеги ведут дифференцированное обучение английскому языку именно по этому курсу.
Нельзя не сказать и о том, что информационные технологии изменили нашу жизнь. Мы стали по-другому общаться, иначе мыслить и читать. Все это не могло не отразиться на обучении. И в системе современного образования акцент делается уже не на саму методику учения, то есть не на разработку студентами каких то собственных способов и стратегий по освоению учебного материала, а на методически грамотное сообщение учащимся определенного объема информации. Несомненно и то, что современные способы подачи информации учащимся, а также и методы обучения отличаются от тех, что использовались несколько десятилетий ранее. Именно поэтому традиционные методы в нашем университете плавно отходят на задний план, уступая место новому современному подходу к получению знаний. Не секрет, что в наше время студенты в процессе обучения предпочитают книгам и методическим пособиям новейшие технологии, Интернет и различные гаджеты. Вот уже два года как и преподаватели университета путей сообщения стали активно использовать интерактивный формат в своей образовательной деятельности. Речь идет о Blackboard. Что это такое?
Система Blackboard -это настоящая многофункциональная образовательная сеть, которая активно была внедрена в нашем университете с помощью ГК VP Group, являющейся официальным партнером Blackboard на территории России и стран СНГ. Blackboard представляет из себя электронную платформу, которая обеспечивает единую интерактивную среду для обучения, взаимодействия, обмена информацией между обучаемыми или студентами и преподавателями. Система позволяет любому преподавателю самостоятельно создать учебный курс и, учитывая уровень его студентов, добавить в него все необходимые материалы, пособия, презентации и полезные ссылки, а также сгруппировать все по темам и хронологии семестра.
Хотелось бы отметить, что работа в Blackboard существенно повысила интерес студентов и оказалась очень полезной в нашем дифференцированном подходе к обучению английскому языку. Ведь теперь студенты сразу получают доступ ко всей необходимой информации и могут изучить не только обязательный материал, но и ознакомиться с дополнительной информацией, таким образом, появляется потребность в самообразовании.
Пидкасистый П.И. утверждает, что потребность в самообразовании является комплексной и объединяет в себе следующие группы:
1. Потребность в информации, необходимой для решения профессиональных задач, для осуществления деятельности, направленной на саморазвитие, для решения повседневных задач.
2. Потребность в овладении навыками, умениями, способами и приемами осуществления и совершенствования познавательной и творческой деятельности.
3. Потребность в постановке целей и прогнозировании конечного результата и, как следствие, потребность в управлении своей деятельностью.
4. Потребность в положительных эмоциях: радости, удовольствии, удовлетворенности результатами своей деятельности и т.п. [1].
Из вышесказанного можно сделать вывод, работая в системе Blackboard, у студентов появляется возможность просмотреть весь материал целиком, оценить его объемы и количество контрольных точек, которые им нужно будет “закрыть” для сдачи зачета или экзамена, теперь они могут более обдуманно подходить к планированию самостоятельной работы: делать все практические задания как и когда им удобно, благо вся информация и сроки у них под рукой.
К тому же Blackboard дает возможность преподавателям «отследить» активность того или иного студента в системе. Эта функция бывает очень полезна в тех случаях, когда студент не согласен с оценкой и пытается сослаться либо на плохое самочувствие, либо просто невезение при сдаче контрольной точки или экзамена.
Для анализа результатов обучения в Blackboard встроены различные механизмы контроля знаний обучаемых. Для тестовых заданий могут использоваться каталоги вопросов курса, позволяющие быстро создавать индивидуальные для разных обучаемых задания с учетом требуемой тематики и сложности вопросов. В Blackboard также реализованы индивидуальные и групповые тестовые задания, которые могут проверяться как самим преподавателем, так и обучающимися по заданным преподавателем критериям.
Итак, подведем итоги и ответим на вопросы: Что же положительного дает методика дифференцированного обучения английскому языку на платформе Blackboard? Как она способствует оптимизации изучения иностранного языка?
Во-первых, это учет потребностей, интересов и личностных особенностей каждого обучаемого, а возможность изучать иностранный язык в группе того уровня, которым студент реально владеет – это мощный инструмент повышения внутренней мотивации для всех студентов.
Во-вторых, сам процесс обучения становится интересным, приобретает практическую направленность: возникает желание добиться большего, перейти на более высокую ступень. Движение студентов от низкого к более высокому уровню происходит естественным путем, позволяя преподавателю с самого начала обучения создать психологически комфортную образовательную среду.
В-третьих, происходит развитие самостоятельности студента, его творческой активности и личностной ответственности за результативность обучения. А благодаря
Таким образом, благодаря платформе Blackboard:
- повышается интерес к изучаемой дисциплине за счет возможности обсуждать учебные материалы с другими обучаемыми и преподавателями;
- повышается уровень усвоения материала за счет предоставления качественных учебных материалов в различных форматах, а также за счет адаптации курса под индивидуальные особенности обучаемого.
Эта платформа эффективна и для преподавателя:
- повышается точность оценки знаний обучаемых за счет использования разнообразных контрольных заданий;
- повышается качество подготавливаемого курса за счет возможности контроля соответствия курса требуемым наборам учебных целей и учета индивидуальных особенностей обучаемых;
- повышается удобство анализа учебной деятельности за счет использования информации о степени проработки учебных курсов и результатам овладения обучаемыми требуемых наборов компетенций [2].
Как известно, система Blackboard используется в 65 странах мира, а в России по этой технологии работают лишь несколько крупнейших вузов страны: Санкт-Петербургский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет.
Можно утверждать, что Blackboard является новым стандартом качества образовательных услуг и ставит наш Уральский государственный университет путей сообщения в ряд ведущих учреждений с современной и высококлассной учебной базой.
Библиографический список
- Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Второе издание, доп и перераб. М., 2005, 144с.
- Система управления обучением LMS Blackboard Learn http://www.vpgroup.ru/blackboard_learn.aspx (дата обращения: 19.01.2016)
Количество просмотров публикации: Please wait