На сегодняшний день к каждому руководителю предъявляются довольно высокие требования. Эффективность управления людьми и процессами в основном зависит от стремления к саморазвитию и обучению руководителя, образованности, личностных качеств и способностей менеджера, ответственности и достаточно хорошо развитого набора профессиональных управленческих характеристик.
Для того чтобы вести переговоры и деловую переписку, общаться с вышестоящим руководством, а так же со своими подчиненными, коллегами и разрешать напряженные и конфликтные ситуации, коммуникативная компетенция руководителя включает в себя все необходимые умения, навыки и знания.
Также важно помнить, что коммуникация менеджера включает в себя общение и взаимодействие. Общение, в большей степени, направлено на формирование отношений, создание благоприятной атмосферы, а взаимодействие предполагает обмен информацией и эмоциями между людьми, так же определенную деятельность, которая приводит к необходимому результату[3]. Опыт подтверждает, что уровень профессионализма каждого руководителя определяется их теоретической, практической подготовкой, личными качествами и способностью руководить людьми. Это обуславливается тем, что более двух третей рабочего времени руководители всех уровней уделяют общению с другими. Исследователями, в сферы менеджмента, было установлено, что от 50 до 90% рабочего времени каждый руководитель расходует на различные виды общения [1].
Для того, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность руководитель обязан умело владеть искусством общения и наукой, ему так же необходимы знания ключевых механизмов и закономерностей данного процесса, его структуры, он должен использовать конкретные приемы эффективного взаимодействия и, в конце концов, иметь хорошо развитые коммуникативные способности. Руководитель который обладает коммуникативными и организаторскими способностями, может влиять на своих подчинённых. Без них невозможно привлечь людей, создать, организовать и направить деятельность коллектива.
В разных сферах бизнеса, на разных стадиях экономического развития и в разных политических условиях, требования, которые выдвигают к умениям и знаниям руководителя, будут различными, а значит, будет разным и набор компетенций. Он будет меняться в зависимости от тактических и стратегических задач, которые поставлены перед компанией, внешних условий и среды. Если говорить о современном менеджере, то можно выделить ряд управленческих задач, которые присутствуют на разных уровнях управления:
- управление подчиненными;
- управление проектами;
- управление информационными ресурсами;
- управление ресурсами;
- управление задачами, стоящими перед компанией;
- управление качеством работы;
- управление изменениями в организации[6].
Опираясь на данную модель, отметим главные компетенции современного руководителя:
- умение быть готовым к постоянным изменения и управлять ими;
- компетентность, умение взаимодействовать с людьми разных уровней, как подчиненных, коллег, так и вышестоящих руководителей;
- понимание особенностей бизнеса и современный взгляд на его развитие;
- управлять своим эмоциональным состоянием, и необходимо умение влиять на эмоциональное состояние людей;
- умение видеть потенциал и ресурсы сотрудников, уметь их развить;
- необходимо уметь работать с информационными ресурсами, анализировать, отбирать и расставлять ее соответственно приоритетам;
- умение видеть и преодолевать проблемы и ограничения , находить нестандартные решения стоящих перед руководителем задач;
- лидерство, включающее в себя ответственность, а так же умение видеть будущее и побуждать остальных следовать за ним;
- способность и желание к самообучению, саморазвитию;
- умение принимать решения в любых трудных ситуациях.
К профессиональным качествам можно отнести такие качества руководителя как, устойчивость к любым стрессовым ситуациям, организаторский потенциал, лидерство, рассудительность, ответственность, решительность и отзывчивость. К этому набору качеств также относят широту кругозора менеджера, которая включает способность вести дискуссии в разных сферах знаний, способность разбираться в текущих событиях и потребность достичь положительных результатов во всем сферах и областях деятельности.
Библиографический список
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учеб. Пособие. – Спб.: Знание: ИВЭСЭП, 2001.
- Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2003.– (Азбука психологии)
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2004.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001.
- Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М., 2002.
- Курбатов В.И. Искусство управлять общением.2000