Проблема выбора информативных диагностических методик, направленных на выявление предрасположенности подростка к девиантному поведению, всегда будет являться актуальной. Л.В. Шипова считает важным изучение проблемы диагностики предрасположенности к девиантному поведению подростков с ограниченными возможностями здоровья [1]. Т.М. Попова подчеркивает, что возникновение девиаций у подростков связано с симптоматикой дизонтогенеза, что обуславливает ее анализ в каждом конкретном случае [2]. Можно признать тот факт, что в русле отечественной специальной психологии вопрос диагностики суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья не является достаточно изученным.
Суицидальным можно назвать поведение подростка, которое угрожает его здоровью и формируется в результате соединения предрасполагающих факторов [3].
Отметим некоторые значимые на наш взгляд исследования в данном направлении.
Большую работу в обозначенном аспекте провел коллектив авторов (И.Е. Куприянова, И.С. Карауш, Б.А. Дашиева). Они изучали психическое здоровье детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с различными вариантами дизонтогенеза. Посредством скринингового обследования было выявлено, что для детей и подростков данной категории характерно наличие суицидальных мыслей. А это, как известно, есть внутренняя форма суицидального поведения. Так же авторами было проведено анкетирование учащихся специальной школы для слепых и слабовидящих (n=64). Анкета включала в себя шесть несложных для восприятия вопросов. В результате у 39% респондентов обнаружены суицидальные мысли, а у 67% наблюдается снижение настроения [4]. Обозначенный выше авторский коллектив предлагает специально разработанный опросник, предназначенный для диагностики суицидального риска у подростков с ограниченными возиожностями здоровья. Проведена апробация данной методики (n=160). Высокий уровень риска суицида выявлен у 5,6% испытуемых и средний у 15,6% [5].
В нашем регионе как теоретические, так и практические аспекты обозначенной проблематики отражены в работах Т.Ф. Рудзинской [6], А.Г. Колчиной [7]. В исследовании А. А. Шарова обнаруживается, что у подростков с речевыми нарушениями (n=40) выявляется склонность к аутоагрессии и безнадежности [8]. Отмечается положительный опыт применения Шкалы безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck) в данном контексте. К преимуществам этой методики можно отнести: возможность ее включения в диагностический пакет для скринингового обследования, малый объем, адекватные вопросы и легкость в подсчете результатов [9].
Применение комплексного обследования позволяет выявить подростков «группы риска». После этого необходимо составить схему адекватных психопрофилактических мероприятий. При их разработке важным является учет межличностных отношений в семье, имеющей такого подростка. Эмоциональная изоляция, «матриархальный» стиль воспитания, психическое и физическое насилие по отношению к подростку играют немаловажную роль в формировании суицидальных тенденций [10].
Представим общие выводы.
Диагностика риска суицида у подростков с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для специальной психологии, так как в настоящее время:
- Исследования в данном направлении немногочисленны.
- Не все подходящие для данного возраста методики приемлемы для данной выборки.
- При адаптации и конструировании диагностического материала в рассматриваемом аспекте, необходимо учитывать структуру психофизических нарушений и индивидуальные особенности подростка.
Библиографический список
- Шипова Л.В. Изучение склонности подростков реабилитационного центра из неблагополучных семей к девиантным формам поведения // В мире научных открытий. 2014. № 11.1 (59). С. 546-559.
- Попова Т.М. Дезадаптация как предпосылка развития девиантного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование.2013. №1.С.79-88.
- Шаров А.А. Характеристика суицидального поведения как варианта аутоагрессии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59029 (дата обращения: 21.02.2016).
- Куприянова И.Е., Карауш И.С., Дашиева Б.А. Особенности суицидального поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 2 (19). [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 22.02.2016).
- Куприянова И.Е., Карауш И.С., Дашиева Б.А. Психические расстройства и новые возможности выявления суицидального риска у детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2015. № 7. С.30-34.
- Рудзинская Т.Ф., Шаров А.А. Мотивационный аспект суицидального поведения // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Новосибирск, 2015. С.143-145.
- Колчина А.Г. Психологические механизмы формирования суицидального поведения подростков с церебральным параличом // Психология обучения.2015. № 2. С. 87-100.
- Шаров А.А. Психологическая диагностика суицидального риска у подростков с нарушениями речи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13577 (дата обращения: 21.02.2016).
- Шаров А.А. Особенности психодиагностики суицидального риска у подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14032 (дата обращения: 22.02.2016).
- Шаров А.А., Рудзинская Т.Ф. Влияние семьи на склонность к суицидальному риску в детском и подростковом возрасте // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования: Сборник статей молодых исследователей. – М.: Издательство «Перо», 2015. С. 167-173.