Теория и практика социализации определяется в структуре изучения таких педагогических областей знаний, как «Социальная педагогика», «Педагогика физической культуры и спорта», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика» и пр. Определяя понятие «социализация», будущие педагоги реализуют единство теории и практики планирования и организации социально-педагогичного взаимодействия в структуре образовательных организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта.
В НФИ КемГУ студенты определяют понятийный аппарат в модели изучения курсов современной педагогики, категория «социализация» [1-43], теоретические основы которого определены работами [44-53].
Отметим возможности будущих педагогов по физической культуре в уточнении категориального аппарата, а затем определим понятие «социализация» в структуре подготовки будущего педагога к организации педагогической деятельности и выполнения профессионально-трудовых функций.
Теория и практика уточнения категории «социализация» в модели общепедагогического знания представлена в работах [1-2, 5, 8, 13, 27, 30, 34, 40], в модели педагогики физической культуры и спорта в работах [1-4, 6, 7, 9-12, 14-26, 28-29, 31-33, 35-39, 41-43].
Социализация с точки зрения культурологического подхода – механизм включения личности в систему социальных норм и практики решения противоречий в микро-, мезо-, макромасштабах и детерминантах.
Социализация с точки зрения информационного подхода – процесс информационного обогащения личности в модели культуры и этики, фасилитирующий выбор средств и возможностей самоопределения, самосовершенствования и самореализации.
Социализация с точки зрения адаптивного подхода – процесс верификации качества усвоения социального опыта в модели развития личности (адаптивная или акмепедагогическая), предопределяющий успешность построения акметраектории достижений и продуцирования идеального и материального в антропосреде.
Социализация с точки зрения исторического подхода – исторически обусловленный процесс формирования социального опыта личности в соответствии с изменениями, происходящими в науке, искусстве, культуре, спорте, предопределяющими устойчивое развитие личности в системе современного образования и ноосферы.
Социализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс формирования социального опыта личности в модели ценностей и ценностных ориентаций, способствующих осмыслению цели и задач развития личности и общества в реализации идей гуманистической педагогики, продуктивности и конкурентоспособности, регламентирующих выбор и уточнение педагогических условий успешного решения задач в системе детерминант «хочу – могу – надо – есть».
Социализация с точки зрения гуманистического подхода – процесс формирования потребностей личности в русле приятия идей и практики гуманистических отношений и способов решения задач развития и саморазвития в микро-, мезо-, макромасштабах и группах.
Социализация с точки зрения диалектического подхода – процесс поэтапного, ситуативного изменения социального опыта личности в модели развития и образования.
Социализация с точки зрения синергетического подхода – самоорганизующаяся система постановки и решения задач накопления социального опыта, обеспечивающего целостное развития личности в системе социальных институтов и непрерывного образования.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения культурологического подхода – процесс включения обучающегося, занимающегося спортом, в систему учебно-тренировочного процесса, реализующего многомерную страховку личности в выборе направлений деятельности и способов достижения высоких результатов, за которые личность гарантированно будет востребована обществом.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения информационного подхода – процесс формирования социального опыта личности обучающегося, занимающегося спортом, в модели информационной культуры, гарантирующей личности выбор оптимальных условий развития в различные этапы подготовки (учебно-тренировочный, соревновательный, восстановительный и пр.).
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения адаптивного подхода – процесс приспособления обучающегося, занимающегося спортом, к условиям развития и сотрудничества, взаимодействия и общения, где спорт и адаптивная практика решения задач предопределяют выбор всех составных развития и саморазвития личности.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения исторического подхода – процесс исторически детерминированных возможностей развития обучающегося в спорте и через спорт, предопределяющий успешное выполнение нормативов и включение спортсмена в систему пропаганды здорового образа жизни и спорта в целом.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения аксиологического подхода – процесс реализации условий полноценного становления личности в спорте через осознание социально и личностно значимых целей и ценностей в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах решения задач развития и саморазвития, самореализации и самосовершенствования.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения гуманистического подхода – процесс детализации возможностей социального воспроизводства ресурсов и механизмов гуманизма в модели самореализации личности через спорт.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения синергетического подхода – самоорганизующаяся система верификации качества усвоения социального опыта и социальных ценностей, предопределяющих успешное решение задач самоутверждения личности в спорте.
Выделенные детерминанты являются следствием решения задач уточнения понятийного аппарата в моделировании условий и практики педагогического взаимодействия и педагогической поддержек личности в выбор оптимальных возможностей самореализации личности.
Библиографический список
- Баландов К.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые вопросы теории социализации в общей педагогике, социальной педагогике и педагогике спорта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6202
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2.
- Бобровская Ю. К. Особенности детерминации категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 168-170.
- Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7.
- Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14115
- Гусева Р. Б. Особенности уточнения категории «социализация» в подготовке педагога // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.141-142.
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Оптимизация педагогических условий социализации обучающегося в спорте как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3.
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3.
- Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3.
- Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2.
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3.
- Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Социализация обучающегося ДЮСШ: детерминации и возможности // Современная педагогика. 2016. № 1.
- Кириенко С. А., Козырева О. А. Специфика изучения возможностей социализации и самореализации будущих тренеров по хоккею // Образование, наука, транспорт в XXI веке: опыт, перспективы, инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара – Оренбург, 15-16 апреля 2014 г.) : редкол.: Н. П. Фефелов [и др.]. – Самара – Оренбург: СамГУПС, ОрИПС – филиал СамГУПС, 2014. С. 137-140.
- Кириенко С. А., Козырева О. А., Невзоров П. П., Шайдулина Т. Н. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 10 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/
- Кириенко С. А., Наместников Д. А., Козырева О. А. Детерминация особенностей социализации и самосовершенствования в структуре подготовки тренеров по хоккею // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 30-31.
- Кириенко С. А., Панфилов Д. П., Козырева О. А. Специфика и возможности детерминации категории «социализация» в ресурсах подготовки будущих тренеров по хоккею // Достижения и перспективы психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 окт. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.74-72.
- Кириенко С. А., Сорокин И. И., Козырева О. А. Некоторые возможности изучения специфики социализации и самореализации субъектов непрерывного профессионального образования в структуре занятий хоккеем // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20дек. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 55-57.
- Клепуков Р. С., Козырева О. А. Специфика детерминации категорий «социализация» и «самореализация обучающегося, занимающегося боксом» // Информационные технологии в жизни современного человека: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 23 декабря 2014 г.) ; отв. ред. А.А. Зарайский. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 34-36.
- Козырева О. А., Креган А. С., Кириенко С. А. Особенности детерминации процессов социализации и самореализации в структуре подготовки будущих тренеров по хоккею // Приоритетные направления развития науки : матер. Междун. науч.-практ. конф., 3 апреля 2014 г. : в 2 ч. Ч.1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 139-141.
- Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.8-14.
- Корниенко Е. Д., Кириенко С. А., Козырева О. А. Социализация и самореализация личности юного хоккеиста и будущего тренера по хоккею как социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 30 июля 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.27-29.
- Кречетова Ю. С. Некоторые особенности моделирования категорий «социализация» и «самореализация» в контексте занятий конным спортом // Инновации, технологии, наука сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 3 декабря 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.154-156.
- Кузьменков Н.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
- Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №5 (52). С. 733-736.
- Лапин И. А., Умнов В. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби // Актуальные вопросы современной педагогики (III) : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа , март 2013 г.). Уфа : Лето, 2013. С. 6-8.
- Медведева В. А., Козырева О. А. Социализация обучающегося как проблема современного образования // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 декабря 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.148-150.
- Михайлов Г. Г., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации и самореализации подростков в греко-римской борьбе // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 129-131.
- Мосолова С. А., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения категорий «социализация» и «самореализация» в структуре профессиональной подготовки педагогов // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 ноября 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.262-264.
- Петров Н. С. Возможности решения задач социализации личности в адаптивной педагогике и акмепедагогике // Влияние науки на инновационное развитие : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.207-209.
- Петросян Д.А., Свинаренко В.Г., Бойкова И.В. Некоторые возможности определения моделей социализации личности в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
- Питнявко В. А. Некоторые аспекты уточнения понятийного аппарата в модели социализации и самореализации обучающегося в сноуборде // Инновационная наука. 2015. №4-2. С.128-130.
- Питнявко В. А. Педагогическое моделирование в определении и решении задач социализации и самореализации в сноуборде // Территория науки. 2015. № 5. С. 186-191.
- Подсадник И. Г., Зубанов В. П. Возможности детерминации категории «социализация» в ресурсах современной педагогической методологии // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.146-148.
- Радостев А.Н., Бойкова И.В. Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7.
- Рябов И.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5424
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9.
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7.
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430
- Усов Н. Я., Бойкова И. В. Специфика определения возможностей социализации и самореализации обучающихся средних профессиональных учреждений // Перспективы модернизации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.76-78.
- Фомичев А. В., Козырева О. А. Особенности социализации обучающегося в структуре занятий спортом // Инновации, технологии, наука сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 3 декабря 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.183-185.
- Хоменко С. М., Завьялова Я. Е., Козырева О. А. Сравнительный анализ особенностей социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» // Актуальные задачи педагогики: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Чита, апрель 2014 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. С. 173-175.
- Хоменко С. М., Козырева О. А., Ерохин Е. Н. Возможности и специфика социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» // Проблемы и перспективы развития образования: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. С. 164-166.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
Количество просмотров публикации: Please wait