Продуктивность изучения курса «Методика воспитательной работы» [1-14] определяется спросом современного воспитательно-образовательного пространства на качественное решение задач развития личности в модели современного образования. Теория практика уточнения и детализации возможностей решения задач педагогической деятельности напрямую зависит от качества использования педагогического моделирования в работе педагога по физической культуре [15-23]. Особенности теоретических возможностей моделирования, уточнения категории «воспитание» и, непосредственно связанных с ним процессов, описаны в работах [24-51].
Методика воспитательной работы в физическом воспитании и физической культуре обеспечивает личность многомерными способами оценки и выбора оптимального решения в идентификации и верификации качества выбора способа и условий физического развития и занятий физической культурой, определяющей единство «телесного», «духовного» и «интеллектуального», создающего полноценное понимание важности здоровья как фундамента развития личности.
Определим возможности продуктивного изучения курса «Методика воспитательной работы» в структуре подготовки педагога по физической культуре, для этого определим задания, выносимые на самостоятельную работу, а затем защиту:
- моделирование классного часа (структура классного часа определяется следующей последовательностью: тема, форма, возраст, цель, задачи: воспитательные, образовательные, развивающие; методы воспитания, средства воспитания или оборудование, методологическая основа классного часа, план, ход, литература, анализ классного часа);
- моделирование внеурочного мероприятия (структура внеурочного мероприятия аналогична структуре классного часа, чаще всего выбирается в плоскости здоровьесбережения и активного отдыха);
- моделирование экскурсии (форма организации воспитательной работы «экскурсия» требует тщательного планирования и организации занятий, в структуре экскурсий необходимо определить плоскость вопросов, на которые необходимо уделить предельно тщательное внимание, определить направления вопросов, на которые необходимо будет ответить обучающимся, до экскурсии необходимо проводить инструктаж, а после экскурсии надо обеспечить личность обучающегося и группу механизмами и средствами самоанализа деятельности и коллективного обсуждения особенностей уведенного и изученного);
- моделирование родительского собрания (родительское собрание как форма работы с родителями обучающихся призвана организовывать связи между школой и семьей, регулировать систему отношений в ученическом и родительском коллективе);
- моделирование системы классных часов по теме <<…>> (оптимально подходит в качестве альтернативной замены задания «моделирование классного часа», обеспечивает целостное понимание важности воспитательной работы, проблемы и возможностей воспитания в решении задач развития личности и общества, обеспечение реализации идей нравственного, всестороннего воспитания, возможности которых в практике педагога по физической культуре строятся через занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и активного формирования жизненных позиций; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социализации и саморазвитии; развитие общечеловеческих ценностей и способов решения задач развития личности и общества в конструктах науки, культуры и образования; расширение кругозора и этических представлений о добре и зле, нравственности и безнравственности; формирование адекватной, позитивной самооценки; формирование основ самоанализа в модели рефлексии; определение необходимого и жизненно важного уровня притязаний в структуре самопознания и самоанализа; формирование этических убеждений и чувств в модели прекрасного и совершенного; развитие мировоззрения; формирования внутренней мотивации; формирование потребности в общении и самозащите; определение возможностей самовыражения и самоанализа в верификации качества самореализации и пр.);
- моделирование беседы на этическую тему (форма организации «беседа» – уникальный ресурс, используемый педагогом и как метод, и как средство, и как форму воспитания; в структуре моделирования беседы на этическую тему необходимо учитывать возраст обучающихся, социальный статус, условия развития личности, способы самовыражения и самоутверждения в группе, особенности профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, профессионального самовыражения и уровня притязаний личности в решении задач развития, качество продуктивности и креативности личности в различных направлениях сравнения и самореализации и пр.; этическая беседа – сложное образование современной культуры, определяющей свои основы в системе непрерывного образования; гарантированной поддержкой социальных норм и воспроизводства условий развития антропосреды является уникальность и надежность общечеловеческих ценностей в определении и решении задач развития, конструкты которых закладываются в модели поведения и отношений с раннего детства, одним из ресурсов оптимизации возможностей развития является в нашей ситуации этическая беседа с ее неподдельными возможностями визуализации и оценки событий и явлений современного общества и образования);
- моделирование праздника (форма праздника определяется календарно-тематическим планом воспитательной работы с обучающимися; определение структуры праздника – сложная практика решения задач развития, формирования и воспитания в подготовке педагога к самостоятельному, продуктивному решению поставленных задач и условий развития личности в модели культуры и образования, т.к. в различных социальных группах и регионах определяют наиболее удобные формы празднования тех или иных событий, на данный факт влияет народная культура, менталитет общества и многие другие условия воспроизводства уровня жизни личности и общества);
- моделирование комбинированного классного часа (комбинированный классный час представляет собой совокупность различных форм организации воспитания, объединенных в один, законченный по смысловой направленности и целостной позиции целеполагания, реализуемый в структуре воспитательной работы образовательной организации или образовательного учреждения);
- моделирование здоровьесберегающего ассорти (форма здоровьесберегающего ассорти представляет собой многообразие форм, детерминирующих и реализующих возможности личности в самовыражении и самоутверждении через качественные продукты деятельности и общения, здоровье иллюстрирует возможность объективного персонифицированного, ситуативного решения в определяемых противоречиях развития и самореализации);
- моделирование организационной формы «День здоровья» (планируется и организуется форма организации, приобщающая обучающегося и, возможно, его родителей к культуре здоровья и самовыражения через различные задания по программе заявленной формы воспитания);
- моделирование организационной формы «Веселые старты» (структура определяется самостоятельно в соответствии с возрастом и возможностями обучающихся);
- моделирование портфолио обучающегося;
- моделирование профессионально-педагогического кейса.
Моделирование портфолио обучающегося – одна из форм работы с обучающимися, в структуре которой создаются условия для самоанализа результатов и перспектив обучения и развития в мультикультурной среде образовательного учреждения. Портфолио обучающегося может быть создано различными средствами и ресурсами информационного пространства. В портфолио должны обязательно быть резюме, достижения, интересы, перспективы развития. Портфолио оценивается по различным критериям оценки, одной из оптимальных оценок может быть комплексная оценка «качество», «объективность», «продуктивность», «востребованность».
Профессионально-педагогический кейс – презентация, напоминающая портфолио, в которой выделены три направления деятельности – спорт, наука, профессиональная деятельность.
Выделенные задания могут обеспечить продуктивность изучения курса «Методика воспитательной работы в физическом воспитании и физической культуре» и основ современного профессионально-педагогического знания.
Библиографический список
- Багрий А. Ю., Зубанов В. П. Возможности уточнения категории «воспитание» в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.108-110.
- Бондаренко А. Ю. Некоторые особенности уточнения понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы» // Инновационная наука. 2016. №1-2. С.150-151.
- Иванова А. И., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Проблема воспитания и моделирования дефиниций категории “воспитание” в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания» // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : материалы Региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) ; отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. С.109-113.
- Кириенко С. А., Мезенцев А. И., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в ресурсах компетентностного подхода // Наука и современность : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 декабря 2014 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 133-135.
- Козырева О. А. Контроль знаний студентов по разделу «Теория воспитания» : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология» отделения заочного обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2004. 71 с. ISBN 5–85117–199–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. Ч. 2. Теория и методика воспитания. 107 с.
- Козырева О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 267 с. [+приложение на CD]. ISBN 987–5–85117–379–0.
- Креган А. С. Возможности уточнения категории «воспитание» в процессе изучения курса «Методика воспитательной работы» // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 февраля 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.97-99.
- Максимчук А. Г., Бойкова И. В. Некоторые возможности верификации качества детерминации категорий курса «Методика воспитательной работы» // Современное состояние психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.91-93.
- Мезенцев А. И. Возможности моделирования категории «воспитание» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 февраля 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.114-116.
- Мезенцев А. И., Бойкова И. В. Издательская газета «Профи» в модели формирования культуры самостоятельной работы // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 147-149.
- Острякова С. В., Козырева О. А. Специфика моделирования воспитательного мероприятия будущими педагогами по ФК в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» // Инновации в науке, производстве и образовании : сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер., 14–16 окт. 2013 г. Рязань : изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013. С. 379-383.
- Скворцова А. Ю., Сушенцева Д. В., Козырева О. А. Особенности моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания» // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 1. ; под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. СПб.: Реноме, 2012. С.50-53.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2. С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Абрамов Е. А. Особенности детерминации практико ориентированной системы принципов воспитания обучающихся // Инструменты и механизмы современного инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 марта 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.88-89.
- Алеев Е.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Уточнение категории «воспитание» в профессионально-педагогической подготовке будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5460
- Алеева Т.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика педагогического моделирования в уточнении категории «воспитание» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5474
- Ащеулов Н. В. Особенности уточнения понятия «воспитание» в структуре подготовки педагогов // Инновационная наука. 2016. №2-4. С.11-13.
- Богачев А. И. Особенности воспитания в современном обществе // Научные открытия в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.124-126.
- Гуляев Е.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности и практика моделирования и уточнения категории «воспитание» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6453
- Ефимцева А. О. Особенности эстетического воспитания в практике тренера – инструктора // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч. 2. – Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 78-80.
- Заключаев Г. А. Особенности и практика моделирования категории «воспитание» в подготовке будущего педагога-психолога // Современные технологии в мировом научном пространстве : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 января 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 115-117.
- Зубарев А. В. Особенности исследования возможностей детерминации категории «воспитание» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.114-116.
- Камалов Н. В. Нюансы детализации и моделирования категории «воспитание» в подготовке тренера // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февр. 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.121-123.
- Косоухов В.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Категория «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5531
- Куренков М.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности исследования воспитания и воспитанности обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5329
- Никитин С. А. Некоторые нюансы уточнения категории «воспитание» // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 апреля 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.201-203.
- Петров М.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы современного воспитания в структуре организации классных часов как социально-педагогическая проблема // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5394
- Проскуряков П.К., Козырева О.А., Киселев А.Н. Особенности и возможности самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 3. № 1-1 (9). С. 86-89.
- Рау Н. А. Некоторые особенности уточнения категории «воспитание» // Роль и место информационных технологий в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 февраля 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 165-167.
- Сальникова Л.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая методология в структуре уточнение категории «воспитание» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14316
- Смолькина А. В. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в подготовке будущего педагога-психолога // Современные технологии в мировом научном пространстве : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 января 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 154-156.
- Старостин И. О. Воспитание обучающегося в модели здоровьесберегающей педагогики // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 февраля 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.150-152.
- Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5392
- Сыскина Е.А., Козырева О.А. Специфика фитнеса и идеи современной здоровьесберегающей педагогики // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 3. № 1-1 (9). С. 96-99.
- Тамачаков Е. В. Воспитание как продукт современной культуры и развития науки // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С. 150-152.
- Усов Н. Я. Исследование качества современного воспитания как социально – педагогическая проблема // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 февраля 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.162-164.
- Ушакова О. Г. Специфика самореализации инструктора по физическому воспитанию в ДОУ // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 260-262.
- Хомякова С.Д., Шварцкопф Е.Ю. Возможности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14231
- Чечина Н.А., Козырева О.А. Моделирование и просмотр видеофильма как одна из форм формирования и представления знаний об истории детского технического творчества // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 3. № 1-1 (9). С. 106-108.
- Шалашов М.О., Бердыева А.А., Козырева О.А. Возможности здоровьесберегающего знания в формировании культуры самостоятельной работы личности обучающегося // Вестник международных научных конференций. 2015. № 2 (6). С. 114-117.
- Щукин К. А. Практика моделирования категории «воспитание» как условие качественной подготовки будущего педагога // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.165-167.