УДК 373.24

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРОГУЛКЕ

Анцупова Елена Геннадьевна1, Буркова Алёна Андреевна2
1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 города Ставрополя, Воспитатель
2ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт", Студентка

Аннотация
В статье описаны методы, формы и особенности организации работы с детьми на прогулке. Приведены примеры заданий и игр, направленных на формирование математических представлений дошкольников на прогулке.

Ключевые слова: дети, дошкольник, игра, математика, прогулка, ребенок, элементарные математические представления


DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN ON A WALK

Antsupova Elena Gennadivna1, Burkova Alena Andreevna2
1Municipal budget preschool educational institution kindergarten № 4 of the city of Stavropol, educator
2SBEI HE «Stavropol state pedagogical institute», student

Abstract
The article describes methods, forms and features of the organization of work with the children for a walk. Examples of tasks and games aimed at the formation of mathematical concepts for a walk.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Анцупова Е.Г., Буркова А.А. Развитие математических представлений дошкольников на прогулке // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/06/6766 (дата обращения: 31.10.2023).

Развитие детей в детском саду проводится по различным образовательным областям. Одной из таких областей является познавательное развитие, в состав которой входит формирование и развитие элементарных математических представлений. Воспитатель должен обеспечить условия для освоения детьми математических представлений [1].

Развитие математических представлений дошкольников – это целенаправленный и организованный процесс передачи и освоения знаний, методов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями. Изучением вопроса формирования элементарных математических представлений дошкольников занимались: Ф. Энгельс, Ж. Пиаже, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, В.В. Данилова, Н.Г. Белоус и др. [2].

Формировать, развивать и закреплять математические представления детей можно не только на непосредственно образовательной деятельности (НОД) по математике, но и на прогулке, что способствует более успешному усвоению и запоминанию материала. Результативность задач в развитии математических представлений на прогулке зависит от разнообразной формы работы и четко спланированной структуры компонентов прогулки.

Прогулка – отдельный режимный момент, имеющий собственную структуру и временной интервал, во время которого дети могут осуществлять не только двигательную активность, но и удовлетворить познавательный интерес, желание и привычку думать, овладеть речевыми, умственными и практическими навыками [3]. Цель прогулки состоит не только в восстановлении функциональных ресурсов организма, но и во всестороннем развитии ребенка, в том числе развитии его математических представлений.

Среди форм организации математического развития детей на прогулке выделяют: индивидуальную, групповую и коллективную (фронтальную). Среди методов чаще всего используются: словесный (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, опрос) и практический (упражнения, подвижно-дидактические игры, игры с природным материалом).

Составной частью прогулки является – наблюдение. Во время прогулки, детям необходимо давать возможность почувствовать запах цветов, послушать шелест листьев на деревьях, увидеть между ними золотистые лучики солнца, подержать на ладошке божью коровку, потрогать руками лепестки цветов, так как это способствует развитию ребенка через познание окружающего мира. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику лучше усваивать математические знания. Детскому вниманию свойственно как быстрое сосредоточивание на объекте наблюдения, так и быстрое рассеивание внимания. В связи с этим наблюдение должно быть не продолжительным (7-10 минут), но в тоже время ярким и содержательным. Вопросы и интересные загадки в процессе наблюдения за окружающим на прогулке способствуют решению программных задач, в том числе и по математике.

Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности. Все это дает возможность развитию умственных способностей, так как в процессе наблюдения за живой и неживой природой дети выделяют основные признаки объекта: цвет форму, его параметры и отношения.

В процессе наблюдения отстающие дети без перегрузки организма осваивают необходимый минимум для дальнейшего продвижения, тем самым не тормозя развитие более способных детей. Постепенное усложнение математических заданий на прогулке дает возможность дальнейшего развития дошкольников.

Освоение задач математического развития детей на прогулке следует осуществлять через игровые и развивающие ситуации так как, опираясь на ФГОС ДО, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра – самая любимая, увлекательная деятельность детей, удовлетворяющая их потребность действовать. Задача воспитателя воспользоваться естественной средой и организовать математическое развитие детей на прогулке [4]. Например, игра «1, 2, 3 – быстро принеси», способствует закреплению умения отсчитывать нужное количество предметов, быстро выполнять задание ведущего; классифицировать предметы живой и неживой природы. Также возможно использовать выносной и дидактический материал (например, наборы для игр в песочнице, мячи, числовые и цифровые карточки и др.) для игр детей на свежем воздухе. Например, для закрепления знаний цифр, умения соотносить их с числом можно провести игру «Найди пару».

Дидактические задания, предлагаемые детям воспитателем, являются одним из структурных компонентов прогулки выступающим как стимулятор детской активизации. Разнообразие дидактических заданий зависит от применения различных знаний. Детям можно давать дидактические задания на прогулке по всем программным разделам математики:

  • на величину (установку размерных отношений): «Что больше?», «Найди противоположное», «Кто быстрее определит величину предмета?»;
  • на ориентировку в пространстве: «Что слева, что справа», «Куда пойдешь и что найдешь?»;
  • на ориентировку во времени: «Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?»; «Когда это бывает?»;
  • на форму: «Какую фигуру напоминает?», «Составь рисунок»;
  • на количество и счет: «Сосчитай», «Считалочки».

На прогулке можно использовать и подвижные игры, закрепляющие математические представления, такие как: «На одной ножке по дорожке», «Два мороза», «Третий лишний»; «Городки», «День ночь» и другие [5]. Данные игры направлены на развитие у детей ориентировки в пространстве. Дошкольники учатся отличать и называть правую и левую руки, понимать пространственные направления «от себя» (впереди, сзади, слева (налево), справа (направо) и т.д.).

На прогулке детям можно давать задания на сравнение: по форме, величине, размеру, что в свою очередь способствует интеллектуальному развитию и усвоению детьми математических терминов [6].

Для подготовки к изучению денег и операций с ними [7] можно организовать сюжетно-ролевую игру «Магазин», где например, в качестве товара может выступать «песочная выпечка», а в качестве денег – камушки.

Для закрепления знаний эталонных единиц измерения длины и отработки измерительных навыков [8] можно предложить детям измерить метровой линейкой, например, длину и ширину беседки, клумбы, дорожки, длину лавочки и т.п.

Анализ литературы и практического опыта показал, что развитие математических представлений детей на прогулке позволяет обеспечить достаточные условия для надежного закрепления математических умений, полученных каждым ребенком на НОД. Данная форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, умения и навыки, что способствует развитию самостоятельности, активности, инициативности и формированию умений доводить начатое дело до конца.

Таким образом, интеграция образовательной деятельности в различные режимные моменты позволяет развивать детей не только на НОД, но и в других режимных моментах, в том числе и на прогулке.


Библиографический список
  1. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. – 2016. – №1(18). – с.37-40.
  2. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Бусырева Л.П., Летягина Л.С., Кочура Ю.С. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2011. – №8. – с. 22-26.
  4. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М: Академия, 2000.
  6. Патракова Л.А. Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формированию элементарных математических представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2011. – №7. – с. 16 – 20.
  7. Киричек К.А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. № 41. – С. 179-183.
  8. Киричек К.А. Методика ознакомления дошкольников с метром и сантиметром // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 8 (48). – С. 77-78.


Все статьи автора «sgpik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: