С рождения, материнская любовь определяет многие качества будущей личности, такие как психическая устойчивость и уравновешенность, способности и таланты. Без этой любви человек вырастает с чувством постоянного одиночества, даже если его окружают друзья и близкие, ощущает неуютность и отчужденность своего бытия.
Любoвь, как считали русские философы и мыслители, – это явление, в котором выражается богочеловеческая сущность личности. Через любовь человек максимально приближается к Богу, ибо любовь есть сфера тайны и чуда, выходящая за пределы природных и космических стихий.
Любoвь – важнейшая часть челoвеческoго духа. Начиная с половых особенностей и отношений в браке, то есть только в физиологических началах любви русские философы находят трансцендентные начала, определяющие одну из главных идей философии: сущность человека – величайшая тайна Вселенной.
По мнению И. Ильина, для счастья необходимо лишь «всегда что-то любить и чего-то хотеть. И это должно быть тем, что не может разочаровать». [1,с.3]
В нашей жизни всегда есть место неприятностям и страху перед ними. Стоит осмыслить этот страх, разобравшись в своих подлинных потребностях и желаниях. В таком случае неудачи и трудности помогают выбрать свой путь. Ильин призывал примириться с ними и принять их. Нет месту страху перед трудностями, ибо он может погасить творчество в любом деле, несмотря на то, что человек от рождения имеет причины и возможности для вдохновения и творчества. Их следует разбудить, раскрыть и не дать угаснуть ни при каких жизненных трудностях.
Жизнь следует принять такой, какая она есть, и лишь тот познает радость в жизни, кто полюбит свои будни и найдет смысл в ежедневности
«Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишенную смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты, — пишет Ильин. — Надо понять серьезный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя ее высокого смысла. Надо серьезно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням». [1, с.6]
То, чем занимается человек ежедневно, определяет его бытие. Бесцельность и бессмысленность будней угнетает человека. Таким образом, человек потерявший смысл в своих буднях, теряет смысл своего бытия. А что «бессмысленно – то безрадостно». Радость должна являться не в праздники, а в достижении совершенства в своем деле путем ежедневного труда. Будни должны попасть «в круг духовного здоровья» человека. (Ильин И. А. «Без любви» глава из «Поющего сердца»). [1.с.7]
Кроме того, любовь является средством более точного и глубокого открытия реальности. А. Ф. Лосев цитирует Платона: “Любящий всегда гениален, так как открывает в предмете своей любви то, что скрыто от всякого нелюбящего… Творец в любой области, в личных отношениях, в науке, в искусстве, в общественно-политической деятельности всегда есть любящий; только ему открыты новые идеи, которые он хочет воплотить в жизнь и которые чужды нелюбящему” . [3, с.70]
«Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни. Жизнь подобна огромному, во все стороны бесконечному потоку, который обрушивается на нас и несет нас с собою.» [2, с.3]
Нельзя жить всем сразу, кто попытается это сделать, тот растратит себя. Надо выбирать: отказаться от многого ради сравнительно немногого, того, что действительно важно и нужно. А выбирающая сила есть любовь: это она «предпочитает», «приемлет», «прилепляется», ценит, бережет.
В наше время многие несчастны оттого, что не знают зачем живут; они движутся по инерции, по шаблонам, привитыми СМИ, телевидением и общественным мнением, ввязываются в отношения, которые высасывают из них жизненную энергию, ходят на работу, которую не любят. Таким образом, люди теряют в своей жизни эту «выбирающую» любовь, которая размывается в потоке мимолетных удовольствий и желаний, игнорируя то, что действительно важно.
Стоит конкретнее обратиться к проблеме любви половой.
Обычно, в смысл половой любви вкладывают размножение рода, но этот взгляд не совсем верен, даже исходя из естественных фактов. Размножение многих растений и животных возможно бесполым путем: делением, почкованием и т.д. И стоит отметить тот факт, что чем более высокоорганизованным является вид, тем меньшее потомство он дает, имея при этом большое влечение полов. «Например, рыбы дают миллионные потомства при отсутствии полового влечения, земноводные дают гораздо меньшее потомство, но мы находим у земноводных половое влечение между представителями вида. На вершине же этой иерархии человек с малым потомством, но при этом большом половом влечении» [4, с.1]. Отсюда следует вывод об идее рождения высшего существа посредством высшей любви.
Но в действительности, в большинстве случаев, большая любовь заканчивается большой трагедией, о чем говорят большое количество литературных произведений, пытающихся раскрыть проблему любви. Так, например, судьба Ромео и Джульетты, которые, несмотря на их страсть, умерли, не породив никакого гения. А сам породивший их Шекспир был ребенком обычного, незаурядного брака.
Таким образом, любовь не является орудием, которое влияет на исторические события, а имеет смысл в индивидуальной жизни. Так какой же смысл?
Человек есть высшее существо благодаря обладанию им разумного сознания. Тогда как животным, чтобы выжить, приходится меня свою форму, человек сознавая пережитое им, имеет возможность представлять будущее и совершенствовать свою жизнь, не изменяя своей формы.
По Соловьеву, преимущество человека над другими формами жизни в том, что он способен познавать истину. И познавать ее индивидуально. И познавая ее, человек определяет себя как обособленную часть от целого мира. И это определение себя выражается в эгоизме, в самоутверждении себя центром бытия.
Силу эгоизма возможно упразднить лишь любовью. Любовь позволяет человеку отличить свою истинную индивидуальность от эгоизма. Зло эгоизма состоит не в том, что человек определяет свое значение как безусловное, а в том, что не признает безусловности остальных, оставляя себя центром жизни. «Любовь нарождается, когда начинается восхищение, любование, когда лицо радует, влечет к себе, когда прекращается уединенность, оторванность, эгоистическая замкнутость и самодовольство.» [5, с.4]
Библиографический список
- Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. Эксмо 2007
- Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Даръ 2012
- Лосев А.Ф. Вступительная статья к первому тому сочинений Платона // Платон. Соч.: 1968
- Соловьев В.С. Смысл любви. Лыбидь 1991
- Бердяев Н.А. Эрос и мораль. Фолио 2009