Процессы глобализации выдвигают на приоритетные позиции проблему готовности будущих специалистов к взаимодействию, в том числе в профессиональной области. Этим объясняется то, что сегодня следуя стандартам серии ISO 9000 ВПО [3, с. 126] образовательного процесса в вузе говорится о том, что вузу следует привлекать потенциальных работодателей на всех этапах образовательного процесса от разработки учебных программ до оценки качества подготовки бакалавра или магистра [2, с. 242]. Между тем, отметим, что, по мнению многих исследователей, эффективным средством получения достоверной информации о качестве подготовки специалистов служит мониторинг удовлетворенности работодателей уровнем их профессиональной компетентности. [4, с. 22].
Для изучения мнений работодателей в нашем исследовании использовался метод анкетного опроса, включающего блоки вопросов, ориентированных на компетенции специалистов гуманитарного профиля, в том числе межкультурной, их умения и личностные качества, а также обращение к работодателям высказать предложения и замечания о качестве профессиональной подготовки специалистов.
Образ будущего специалиста гуманитарного профиля с высшим образованием (например, юриста, конфликтолога, лингвиста), согласно опросу работодателей, дополняется такими важными для работы качествами, как нацеленность на результат, умение решать профессиональные задачи, способность максимально эффективно использовать время, знания и навыки. В контексте сказанного огромное значение приобретает метод кейс-стади, позволяющий сформировать практические компетенции будущих специалистов и будущих юристов и конфликтологов в том числе. Как пишет Е.В. Родионова, метод кейс-стади в преподавании английского языка для студентов конфликтологов является важной и неотъемлемой составляющей занятия по английскому языку [7, с. 25]. Обучение английскому языку студентов юридических факультетов подразумевает развитие у них необходимой профессиональной компетенции. Достижение этой цели становится возможным благодаря специальным методикам обучения, которые направлены на освоение и отработку нового лексико-грамматического материала [8, с. 21].
Полученные результаты позволяют констатировать, что поликультурность среды требует от будущего специалиста диалога языков и культур. В данном контексте на первый план выступает необходимость формирования межкультурной компетенции, которая, по определению Е.В.Волковой, является свойством личности, включающим в себя наличие знаний о различиях культур, умения в применении этих знаний, опыт и готовность к общению в различных коммуникативных ситуациях (в том числе на иностранном языке), переживание удовлетворения от общения как ценности и умение соответствовать нормам международного общения в нестандартных ситуациях [5, с. 8]. Формирование межкультурной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля в рамках высшего профессионального образования возможно не только на занятиях по иностранному языку, но и, например, в клубной общности лингвокультурной направленности, педагогический потенциал которой как средства формирования межкультурной компетенции определяется:
- мультикультурным характером клубного пространства;
- объективными возможностями клуба выступать в качестве пространства диалога в синхронном и диахронном аспектах;
- самодеятельной природой клубной общности;
- коллективной природой клубной деятельности;
- позитивной субкультурной микросредой;
- компенсаторными возможностями досуговой деятельности [6, с.12].
На основании изложенного можно заключить, что решение проблемы профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля требует разработки модели профессиональной подготовки специалистов, определения ее принципов и функций, содержания. При этом под профессиональной подготовкой будущих специалистов гуманитарного профиля РФ в статье понимается ряд процессов (учебных, воспитательных, общественно-практических), влияющих на формирование у будущих специалистов профессиональных компетенций и личностно-профессиональных качеств, нацеленных на эффективную профессиональную деятельность.
Библиографический список
- Аверкин В. Региональная система управления образованием: мониторинг развития // Народное образование. 2008. № 2. С.156–164.
- Башмакова Н.И. Взаимодействие высшей школы и производства как звено системы непрерывного образования // Научно-технические ведомости СПбГТУ: Экономические и гуманитарные науки. №5. Том 3. СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. 2006. № 48-3. C. 242-244.
- Башмакова Н.И. Внедрение стандартов серии ISO 9000 в современном вузе России // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2007. № 12. С. 126-132.
- Башмакова Н.И. Мониторинг сформированности составляющих медиационно-коммуникативной деятельности современного специалиста гуманитарного профиля в контексте требований рынка труда Мир науки, культуры, образования. 2015. №2 (51). C. 22-24.
- Волкова Е.В. Предпосылки для развития межкультурной компетенции в клубном объединении лингвокультурной направленности (английский язык) // Вопросы культурологии. 2014. № 7. С. 6-11.
- Волкова Е.В. Формирование межкультурной компетенции средствами интерактивных технологий в клубной общности лингвокультурной направленности. Диссертация … кандидата педагогических наук 13.00.05. Санкт-Петербург, 2013.
- Родионова Е.В. Метод Case-study в преподавании английского языка для студентов конфликтологов // Научные труды SWorld. 2016. Т.5. № 1(42). С. 24-29.
- Родионова Е.В. Особенности преподавания английского языка для юристов в вузе // Научные труды SWorld. 2013. Т 19. № 4. С. 20-22.