Уже давно ученые (историки, этнографы, психологи, педагоги) доказали, что игра является древнейшей формой деятельности человека. Культура человечества, по утверждениям ученых (К. Гросса, Г. Спенсера, З. Фрейда), строится на способности человечества к игровой деятельности, которая позволяет развиваться личности и обусловлена биологической природой человека.
Работа учителя в образовательном учреждении, имеющем особый статус, накладывает своеобразный отпечаток на повседневную педагогическую практику. Это означает внесение необходимых корректив в обучение детей с особо ранимой психикой, с невысоким уровнем интеллектуального развития, с задержкой психического развития, перенесших тяжелую психологическую травму. Требуется особый такт, внимание, изучение личных дел учащихся, коррекция общеобразовательной программы, иногда выработка индивидуальной адаптационной программы для ребенка. Но в контексте ежедневных занятий это означает для учителя постоянный поиск новых форм работы с такими детьми.
И тогда на помощь нам приходят добрые старые проверенные временем игровые методики. Сразу оговоримся: игра не является самоцелью, она может быть частью урока, занимать весь урок, но всегда «встроена» в систему обучения и направлена на достижение педагогического результата. Так, для работы на уроках биологии и географии в младших классов я разработала большое количество игр, базирующихся на общеизвестных, но с «биологическим» и «географическим» уклоном. Учащиеся охотно играют в Биологическое лото, «Путешествия по карте», «Путаница», участвуют в мини-викторинах «Знаток биологии», «Великий географ» в конце урока. Положительные результаты суммируются и прибавляются в качестве бонуса к основной оценке, что также служит положительной мотивацией к участию в обучающих играх.
Не следует при этом забывать об обязательных условиях проведения обучающей или развивающей игры:
- Педагог – организатор, координатор, но «вне» игры
- Добровольное участие ребенка
- Предварительная обговоренность условий игры
- Четкая дидактическая направленность процесса игры
- Игровые средства – это учебный материал
- Обязательный элемент – соревновательность и конкурентность
- Равноправие участников игры
- Результативность игры.
Если все эти условия выполнены, то игра позволит учащимся реализовать свои творческие возможности, проявить самостоятельность, умение работать в паре, в группе, в большой команде, при этом подчиняясь заранее обговоренным правилам. В процессе игры мы закрепляем базовые знания в учебных областях «биология» и «география», многие из которых достаточно сложны для восприятия и запоминания. В игре это происходит на уровне подсознательном и надолго остаются в памяти. Кроме того, игра является важным компонентом здоровьесберегающих технологий, что также очень важно в условиях существования ребенка в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Именно в игре ребенок реализует свои потенциальные возможности овладения знаниями, применения их в практическом плане. Победа в игре (командно или лично) дает психологически слабому ребенку уверенность в собственных силах, ощущение комфортности и защищенности существования, удовлетворенность от выполненного задания (победы).
Своей задачей считаю дальнейшее совершенствование процесса внедрения обучающих и развивающих игр в повседневную педагогическую практику в условиях Центра психолог-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Количество просмотров публикации: Please wait