УДК 316.613

ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ В КНР

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
Одной из неотъемлемых характерных особенностей традиционной китайской культуры является взаимодополняющий синтез конфуцианского гуманизма и даосского натурализма. Конфуцианское учение ставит человека в центр философии, тогда как в центр даосизма поставлена природа. На китайскую философию оказали своё влияние оба этих учения. Параллельно этим двум философским направлениям, в китайской культуре подчёркивается понятие «гармоничного-но-не-идентичного», т. е. смешанного. «Гармония» означает стройное сосуществование множества различных вещей. «Идентичный» означает механическое сочетание вещей сходных по своей природе. Философия «гармоничного-но-неоднородного» требует не только многообразия, но и равновесия. Иными словами, она предписывает калибровку вещей, различающихся по своей природе, в унисон, и создание равновесия для того, чтобы обрести единство в многообразии. Такая философия оказывает положительное влияние на развитие национальной культуры и на усвоение чужих культур.

Ключевые слова: влияние, китайская, культура, научная, психология, человек


TRADITIONAL CHINESE PSYCHOLOGY AND MODERN REFORMATION OF THE SCIENTIFIC POLICY IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
One of the integral typical peculiarities of the traditional Chinese culture is a mutually complementing synthesis of the Confucian humanism and the Tao naturalism. The Confucian doctrine positions a human being into the center of philosophy whilst in the center of the Tao doctrine there is nature. The Chinese philosophy has been affected by both these doctrines. Parallel to two these philosophical approached the Chinese culture accentuates a concept of “harmonious but not identical” i. e. joined. “Harmony” means a concordant existence of a multitude of various things. “Identical” means a mechanical combination of things similar in their nature. The philosophy of being “harmonious-though-heterogeneous” requires an equilibrium besides a multiplicity. Otherwise stated it predetermines gauging things differing in their nature in accordance with each other and establishing an equilibrium for the sake of obtaining a unity through multiplicity. Such a philosophy positively affects the development of the national culture and the absorption of alien cultures.

Keywords: Chinese, culture, human being, influence, psychology, scientific


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Традиционная китайская психология и современное реформирование научной политики в КНР // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/10/7029 (дата обращения: 29.10.2023).

По мере прогресса китайских рыночно-ориентированных реформ, изменяются привычные способы зарабатывания на жизнь представителями научных кругов. Китайская академия наук – основная организация, занимающаяся научными исследованиями в Китае – начала реформироваться в середине восьмидесятых годов в целях удовлетворения рыночных потребностей в прикладных технологиях, развитием которых прежняя система пренебрегала. В начале 1993 года Китайская академия наук приняла решение направить 70% своего персонала в сферу экономического строительства. Это решение означало, что более 50 000 человек оказались вынуждены переменить области научных исследований и заняться прикладными разработками в сфере технологий, ориентированных на рыночную экономику. Многие пошли ещё дальше. Не менее 10 000 со-трудников Китайской академии наук превратились в бизнесменов либо в менеджеров, не считая тех, кто покинули систему Китайской академии наук. Китайская академия наук сформировала свыше 500 предприятий, в том числе несколько больших корпораций. [3]
Тем не менее, бюджетные затруднения могут оказаться более непосред-ственным стимулом к реформированию. Государственные расходы на содержание Китайской академии наук ежегодно возрастали, но их реальное финансовое обеспечение снижалось из-за более быстрого роста стоимости жизни и научных исследований. В 1994 году от 70% до 80% бюджета Китайской академии наук расходовалось на насущные траты и на выплату зарплат, по сравнению с предшествующим десятилетием, когда такая же доля бюджета расходовалась на проведение научных исследований.
В целях повышения качественного уровня своих кадров, Китайская академия наук установила строгий контроль в отношении долгосрочных сотрудников. К 2000 году от 40% до 50% сотрудников Китайской академии наук составляли приглашённые исследователи, ассистенты-практиканты и сотрудники на краткосрочных контрактах. В последние годы Китайская академия наук следует курсом на развитие открытых лабораторий. Открытыми лабораториями называются научно-исследовательские подразделения, занимающиеся осуществлением совместных исследовательских проектов как внутри Китая, так и в международном масштабе.
Институт психологии не остался в стороне от проводимых реформ. Количество прикладных научно-исследовательских проектов, осуществляемых в Институте психологии, возросло, возникли открытые лаборатории, причём большинство из 160 сотрудников Института психологии обратились к прикладным областям. Одной из неотъемлемых характерных особенностей традиционной китайской культуры является взаимодополняющий синтез конфуцианского гуманизма и даосского натурализма. Конфуцианское учение ставит человека в центр философии, тогда как в центр даосизма поставлена природа. На китайскую философию оказали своё влияние оба этих учения. Параллельно этим двум философским направлениям, в китайской культуре подчёркивается понятие «гармоничного-но-не-идентичного», т. е. смешанного. «Гармония» означает стройное сосуществование множества различных вещей. «Идентичный» означает механическое сочетание вещей сходных по своей природе. Философия «гармоничного-но-неоднородного» требует не только многообразия, но и равновесия. Иными словами, она предписывает калибровку вещей, различающихся по своей природе, в унисон, и создание равновесия для того, чтобы обрести единство в многообразии. Такая философия оказывает положительное влияние на развитие национальной культуры и на усвоение чужих культур.
Другая философская тема, имеющая отношение к психологии, это дис-куссия по поводу Син – природы человека. На протяжении китайской истории дискуссии на тему природы человека бывали продолжительны. Характерной особенностью традиционной китайской философии был акцент на образовании – на развитии свойств настоящей личности через соперничество с образцами. Основу учений Конфуция (551 – 479 гг. до н. э.) и Менция (468 – 312 гг. до н. э.) составляют представления о том, что природу человека можно улучшить воспитанием. Менций утверждал, что люди от рождения по своей природе добры, что человек от рождения надел н такими качествами как сострадание, совесть, уважение и справедливость. Из этих качеств развиваются добродетель и добропорядочность. Идеи этих древних философов оказывали своё влияние на мораль и на поведение китайцев на протяжении двух тысяч лет и сформировали самобытные черты личности китайского народа. Как воспримут китайцы перемены, обусловленные модернизацией под влиянием западной культуры и технологий?
Между 1921 и 1949 гг. китайская психология не отличалась от европей-ской и американской психологии. Она была всецело импортным продуктом. После 1949 г. китайская психология следовала за советской моделью. После того как Китай стал проводить политику открытых дверей, психология снова обратилась к Западу. Обращение Китая к современной психологии означает трансплантацию науки в культурный этос, радикально отличающийся от того, в котором она появилась на свет. Научные исследования стали планироваться и осуществляться в соответствии с моделью, принятой в развитых странах.
Понятно, что новая политика открытых дверей создаёт для китайских психологов значительные проблемы, ибо сонм американских и иных заморских психологов явился со своими изощрёнными технологиями в тот момент, когда научные исследования в китайской психологии оказались практически полностью прекращены. В этой ситуации китайские психологи оказались перед дилеммой – как установить научно и политически приемлемые критерии отбора из западной психологии того, что релевантно и полезно?
Укорениться в Китае способна лишь такая психология, которая обладает особенностями, характерными для китайской культуры, хотя от-нюдь не следует думать, что психологий в мире столь же много, сколь культур. Уже в 1920 г. китайские психологи настаивали на том, что китайская психология должна развивать свои собственные теории, методы научных исследований и научные темы для того, чтобы решать практические проблемы Китая. В 1922 г. первый китайский журнал со словом психология в своём названии звал психологов раскапывать имеющиеся китайские материалы, изучать новые материалы из-за рубежа и на основе этих двух источников создавать теории и проводить эксперименты. [4]
В этом журнале также утверждалось, что содержание должно отвечать национальной ситуации, а форма должна соответствовать китайской при-роде. Китайский народ, как любой другой, стремится к самопознанию, к познанию собственного характера и тех характерных особенностей, которые отличают его от других народов. Вообще, мотивация учёных из других стран к тому, чтобы нас понимать, такая же, хотя зачастую мотивация бизнесменов, управленцев и политиков различается. Какое-то время этими вопросами занимались культурные либо психологические антропологи, искавшие общие характеристики многообразного человечества. В китайской истории, характерной особенностью китайского общества выступает конфуцианская идеология морали.
С конфуцианской точки зрения, власть правителя неограниченна, наро-дом правит автократия. Изобретённое им искусство управления государством можно расширить, включив в него конституции, моральный кодекс, гражданские права – всё, что улучшает управляемость и устойчивость государства. Китайской конституции не суждено было стать источником права, но она отразила идеалы и надежды народа. Народ стремился судить о рациональности действий по моральности поведения и функцию права рассматривал лишь как механизм наказания. В Китае индивид подчинён группе. Личные интересы эгоистичны по определению, а в конфуцианской морали эгоизм признаётся антиобщественным злом. Помимо права и договора индивидуальные чувства и общественное положение выступают важными факторами социальных взаимодействий. Совокупная общественная структура подобна сети, в которой родные, друзья и коллеги образуют несколько малых взаимовыгодных кругов.
Наряду с модернизацией необходимо изыскать иной путь, обеспечивающий согласование традиционных китайских ценностей с западной наукой и технологией, культурой и нормами поведения. В условиях модернизации японские реформаторы предлагали сочетать восточную этику с западной наукой [1]. Выдающийся китайский педагог XIX века Чзан Чжидун сформулировал знаменитую максиму: «В Китае обучение субстанциально (основным принципам), а на Западе – функционально (практическим применениям)». Эта формула получила широкое распространение, ибо в ней подчёркивается приоритет китайских ценностей, а западное образование характеризуется как инструментальное и прикладное. В современном Китае сохранение традиционных ценностей при одновременном усвоении иностранной технологии продолжает оставаться национальной проблемой. Страна совершает переход от правления морали к правлению закона. После 1978 года Национальное собрание утвердило свыше 100 различных законов. Закон стал тем критерием, по которому люди судят о положении дел. Однако, согласно данным опросов лишь малый процент принятых законов применяются в реальности. [2]
Многие конфликты по-прежнему подлежат урегулированию путём переговоров и вмешательства со стороны общины. Межличностные взаимодействия, основанные на личных чувствах и общественном положении, вызвали к жизни бесчисленные трения между традицией и правом, с одной стороны, и между рациональностью и законностью, с другой стороны. Сегодня пожилые жители Китая по-прежнему придерживаются традиционных ценностей, тогда как молодые люди легко ассимилируют западные культурные нормы. Разрыв между поколениями очевиден. Поведенческие изменения в китайском народе, произошедшие на протяжении переходного исторического периода, раскрывают перед психологами широкий диапазон научно-исследовательских проблем. Западные психологические теории, методы и концепции могут обладать адекватностью, но возможно и нет. Конструктивные взаимодействия между людьми остаются наилучшим способом обеспечения обмена знаниями с учетом эндогенности развития, которая на глобальном уровне может быть интегрирована в рамках научной дисциплины.


Библиографический список
  1. Fairbank J. K. China: A New History. Cambridge: Harvard University Press. 1992. P. 258.
  2. Li P. L. China in a Period of Social Transformation // International Social Science Journal, 1992. Nо. 133. P. 433 – 443.
  3. Wang X. Z. Academics Face Funding Challenge // China Daily, 1995. January 30.
  4. Zhao L. R. Origin and Development of Modem Chinese Psychology. Special Issue of Psychological Trends. Beijing: Institute of Psychology, 1992. P. 48.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: