Социализация как категория педагогики определяет возможность решения задач развития личности в модели социального воспроизводства уровня культуры и образования. Для качественного решения задач профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре задачи социализации личности определяют базовыми условиями и механизмами оптимизации качества профессионального образования педагогов.
Социализация определяет возможность позитивного включения личности в систему социальных и образовательных отношений и ресурсов воспроизводства социально-образовательного пространства, гарантирующего личности и обществу самоорганизацию условий и возможностей решения задач развития и продуцирования, данная практика определена из работы [1].
Социализация в модели профессионального образования [2] выделяет приоритеты профессионально-педагогического поиска в выборе условий оптимизации качества решения задач включения обучающегося в социально-образовательные отношения. Качество профессионального образования определяется качеством непрерывного профессионально-педагогического образования. Возможность оптимизации условий развития личности лежит в продуктивном выборе педагога и персонифицированным учетом особенностей развития в системном поиске верификации условий и форм, методов и средств решения задач и проблем. Построение моделей социализации [3-4] системно предопределяет не только качество самореализации личности, но и успешность прохождения различных уровней современного образования, определяемого в моделях непрерывности и персонификации.
Одним из главных методов включения будущего педагога в систему продуцирования возможностей решения задач развития личности в социально-образовательном пространстве является педагогическое моделирования. Важно отметить, что специфика постановки и решения задач педагогического моделирования [5] закладывается в структуре профессионального образования у будущих педагогов, начиная с первого курса, начиная с изучения «Введение в педагогическую деятельность».
Возможность уточнения категории «социализация» в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре [6] является уникальной системой, располагающей высоким потенциалом развития личности и образования.
Качество выделенных условий развития личности в модели социализации и самореализации могут определять различные составные научно-педагогического поиска. Не исключение и работа [7]. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации продолжают идею развития личности и ее социализации, модели определяются через 4 педагогических конструкта – широкий, узкий, локальный и унифицированный смыслы. Возможности определения и детерминации категории «социализация» в современной педагогике могут быть уточнены и в конструктах педагогической методологии [8].
Качество решения задач построения определений категории «социализация» определяется качеством продуктивного использования основ педагогического моделирования [9] и научно-педагогического исследования [10].
Определим категорию «социализация» в конструктах современного научного знания в педагогике.
Социализация – процесс формирования опыта социальных отношений и способов социального самоутверждения и самореализации в системе норм и культуры, моделей светской и доминирующей культуры.
Социализация обучающегося – процесс формирования опыта самопознания обучающегося, гарантирующий личности успешное решение задач развития в модели социальных отношений и способов социального обогащения личности.
Социализация обучающегося ДЮСШ – процесс формирования модели самореализации личности через спорт, гарантирующий личности успешное включение в социальные отношения и продуктивные способы самоутверждения через персонифицированные достижения в спорте.
Социализация в следующей работе нами будет рассмотрена в системном поиске оптимальных условий и форм организации взаимодействия педагога и обучающегося.
Библиографический список
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. С.97-100.
- Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.102-111.
- Вольф А. Л. Социализация обучающегося в конструктах и моделях летнего отдыха // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 20 сентября 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2016. С.138-139.
- Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.153-164.
- Миллер В. И. Педагогическое моделирование в решении задач социализации личности // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 3 октября 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.163-164.
- Севостьянова Ю.А., Козырева О.А. Особенности детерминации категория «социализация» в подготовке будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5984
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2.101-108.
- Угольникова О.А., Бокова Е.В., Козырева О.А. Возможности уточнения категории «социализация» в современной педагогике // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16082
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.