УДК 316.613

ТЕОРИЯ МИНГЭЙ СОЭЦУ ЯНАГИ

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
С. Янаги и теория мингэй широко известны на Западе, прежде всего за свой так называемый ориенталистский философский уклон, придающий новое измерение западному интересу к вопросам народного творчества и ремесленничества. Однако, далеко не будучи подлинно ориенталистской, теория мингэй представляет из себя гибрид эклектичных концепций, почерпнутых в различных европейских источниках, причём не только в британских, но также в скандинавских и немецких философиях народного творчества конца XIX – начала ХХ вв.

Ключевые слова: искусство, народный, произведение, творчество, художественный, Япония


THE MINGEI THEORY BY SOETSU YANAGI

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
S. Yanagi and his mingei theory are well-known in the West primarily due to its so called Orientalist philosophical slant adding some new dimension to the Western interest in the issues of the folk craftsmanship. However far from being authentically Orientalist the mingei theory is a hybrid of the eclectic concepts ladled out of diverse British, Scandinavian and German philosophies of the folk art of the late XIX – early ХХ centuries.

Keywords: art, artistical, creation, creativity, folk, Japan


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Теория мингэй Соэцу Янаги // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/10/7237 (дата обращения: 10.09.2024).

Конспективно рассмотрим основные идеи теории мингэй С. Янаги и сравним их с идеями Д. Раскина и У. Морриса. С. Янаги разделял народное творчество на четыре разновидности. [2]
Народные ремёсла или гэтэмоно – лишённые самосознания ручные изделия, создаваемые людьми для людей дёшево в количествах, сопоставимых с готическими ремёслами, лучшее качество достигается в средневековой цеховой системе. Слог гэ в слове гэтэмоно означает «повседневный», а слог тэ означает «от природы». Сюда включаются повседневные бытовые предметы, интонация пренебрежительная. Антонимом является слово дзётэмоно, обозначающее утончённые художественные предметы возвышенного характера, в том числе индивидуальные/художественные ремёсла и аристократические ремёсла в классификации С. Янаги.
Индивидуальные/авторские ремёсла – изделия, изготавливаемые немногими для немногих за высокую цену. Изготавливаются осознанно и подписываются. Например, Мокубэй или Стрэйт Маррей (Уэджвуд в оригинале С. Янаги).
Промышленные ремёсла, например, алюминиевые кастрюли и т. д. производимые в индустриальной системе механическими методами.
Аристократические ремёсла, изготавливаемые под патронажем феодального лорда, например, в Англии продукция под маркой Стэнли Гиббонз (Мэйки в оригинале С. Янаги).
Теория С. Янаги была сформулирована применительно к первой из четырёх перечисленных категорий. Он высоко ценил гэтэмоно, повседневную бытовую утварь, произведённую безвестными ремесленниками. У. Моррис высоко ценил декоративные искусства, которые он называл «меньшими искусствами» в противоположность «высшим искусствам». А их идеях присутствует современная им эстетика, боровшаяся с историческим противопоставлением высокого и низкого искусства, высоко ценившая рукодельные произведения простых безвестных ремесленников. Теория мингэй С. Янаги сфокусирована на идеях о критерии прекрасного, которым объясняется высшая красота народных ремёсел или гэтэмоно. Наиболее явно эти идеи обобщены в книге «Сфера искусства» (когэй-но мити), опубликованной в 1927 году, основные пожения которой были перведны на английский язык и опубликованы Б. Личем. Помимо этой книги, С. Янаги иллюстрирует свои мысли в серии статей под названием «Критерий прекрасного», которую он опубликовал в 1931 году после возвращения из Гарвардского университета. Неясно, намеренно или случайно, но С. Янаги применяет тот же метод, что А. У. Пугин в книге «Контрасты», вышедшей в свет в 1836 году, и противопоставлявшей безобразие викторианской архитектуры красоте готической архитектуры. В 1920х гг. идеи С. Янаги были впечатляюще свежи для Японии, где мало ценились народные ремёсла и промыслы или гэтэмоно, хотя эти идеи во многом перекликаются с Д. Раскиным и У. Моррисом.
Главный проект С. Янаги, выросший из его увлечения средневековым европейским искусством, также имеет свои сходства с проектами Д. Раскина и У. Морриса. С. Янаги идеализировал Средневековье, считал его порой, когда творцы создавали совершенную красоту. Д. Раскин и У. Моррис также увлекались Средневековьем. Для Д. Раскина и У. Морриса Средние века были порой, когда эстетические чувства, общественная жизнь и религиозная восприимчивость были воистину едины в век Веры. Несмотря на то, что общественная система была иерархической, каждый человек мог вступить в значимые взаимоотношения с обществом.
Для того, чтобы воссоздать средневековую атмосферу в современном обществе, С. Янаги учредил гильдию, предназначенную воскресить ремесленничество. Идеи С. Янаги оформились под влиянием Д. Раскина и У. Морриса, но также и под влиянием русского теоретика анархизма П. А. Кропоткина (1842 – 1921), и под влиянием А. Д. Пленти (1875 – 1937), английского архитектора и цехового социалиста.
Наибольшую трудность представляет изменение социальной системы. В существующих условиях народные ремёсла и промыслы умирают, увеличиваются объёмы плохой промышленной продукции а самобытный ремесленник трудится в расчёте на коллекционера. Капитализм убивает рукодельное творчество, единственное спасение – цеховая система. Благодаря ей в прошлом создавались шедевры народного творчества. Прекраснейшие произведения народного искусства становились результатом сотрудничества ремесленников. Ассоциации взаимопомощи хранили традиции. В традициях сокрыты основы нравственности. Нравственность гарантирует качество продукции. Она придаёт работе особый характер, искусство, не позволяя продавать негодные изделия. [4]
Вдохновившись идеями С. Янаги, четверо ремесленников в 1927 году образовали в Киото гильдию под названием Камигамо мингэй кёдан. Они производили мебель, металлические произведения, текстиль и занимались дизайном интерьеров. Их произведения экспонировались в павильоне народного творчества на Императорской выставке развития отечественной промышленности в Уэно в 1928 году. Автором проекта павильона выступил С. Янаги, а строили павильон Камигамо мингэй кёдан. Внутри павильона, в соответствии с концепцией тотального сотрудничества, экспонировалась коллекция произведений народного творчества С. Янаги, и мебель и другие поделки, созданные Камигамо мингэй кёдан. Идея тотального сотрудничества аналогична Красному дому У. Морриса, который проектировал Ф. Уэбб, а декор интерьера, мебель и другие произведения искусства создавали друзья У. Морриса.
В 1871 году Д. Раскин учредил гильдию Святого Георгия и под её эгидой реализовал различные проекты, начиная мелиорацией земель и заканчивая чайной, включая сюда подметание улиц. Однако, в отношении ремесленных гильдий, идеи С. Янаги располагаются ближе к идеям «Морриса и компании» и к гильдиям последователей У. Морриса, например, Э. Макмёрдо, У. Ледэби и Ч. Эшби из британского движения «За искусства и ремёсла».
С. Янаги, Д. Раскин и У. Моррис, безусловно, сходятся в некоторых своих идеях. Все трое высоко ценят рукодельные и ремесленные произведения народного искусства. Все трое увлекались европейские средневековым искусством, видели свой идеал в обществе, в котором едины искусство и нравственность. Однако, следует отметить некоторые различия между ними как доказательство оригинальности С. Янаги. Первое и самое важное различие связано с главным представлением У. Морриса об удовольствии в труде и о свободе творчества. [3] С. Янаги всегда говорил о божественном могуществе, которое он называет милостью небес, но отнюдь не об удовольствии и не о свободе. Японский критик Н. Идэкава, акцентирует уверенность С. Янаги в том, что народный умелец – это человеческая машина, обречённая на многократный интенсивный труд, но в то же время способная создавать прекрасные вещи при помощи природы, традиций и божественного могущества. [1] Согласно С. Янаги, сознательные художественные способности – это недуг, оберегающий от создания высшей красоты. По мысли С. Янаги, бессознательное – вот ключевой фактор, избавляющий народного умельца от недуга. Б. Лич перевёл это как «состояние, превосходящее любые формы дуализма». [4] С другой стороны, У. Моррис, высоко ценя искусство, порождаемое бессознательным интеллек-том, надеялся, что в будущем возникнет новое искусство сознательного интеллекта.
С. Янаги подчёркивал важность дисциплины, доверия природе и подчинения высшей власти или тарики для того, чтобы достичь бессознательного состояния. Необходимо положиться на милость Будды, противостоящую дзирики или власти эго, приводящей к просветлению благодаря стараниям собственного я. Умелец может быть неграмотен, необразован, полностью обезличен – но не из этих источников родится прекрасное. Умельца хранит рука природы. Красота народного искусства такова, что подчиняется иной власти – тарики. Природный материал, природный процесс и впечатлительное сердце – вот необходимые составляющие рождения народного искусства. [4] Согласно С. Янаги, опора на иную власть на деле означает, что умелец исследует традиции, применяет традиционные методы, традиционные природные материалы, традиционные формы и эскизы.
С. Янаги и теория мингэй широко известны на Западе, прежде всего за свой так называемый ориенталистский философский уклон, придающий новое измерение западному интересу к вопросам народного творчества и ремесленничества. Исследователь то и дело наталкивается на благожелательное и некритичное согласие с теорией мингэй на Западе, где существует тенденция к мистификации и выпячиванию эзотерического аспекта. Однако, далеко не будучи подлинно ориенталистской, теория мингэй представляет из себя гибрид эклектичных концепций, почерпнутых в различных европейских источниках, причём не только в британских (что относится к Д. Раскину и У. Моррису), но также в скандинавских и немецких философиях народного творчества конца XIX – начала ХХ вв., в идеях буддизма и японских мастеров чайной церемонии XVI – XVII вв. Цель нашей публикации состояла в том, чтобы выявить гибридную сущность теории мингэй С. Янаги и стимулировать более критическую оценку её истоков и целей.


Библиографический список
  1. Идэкава Н. Мингэй: рирон-но хокай-то ёсики-но тан. Токио: Синтёся, 1988. С. 70.
  2. Янаги С. Янаги Соэцу дзэнся. Токио: Тикума сёби, 1981. Т. 8. С. 211.
  3. Morris W. The Collected Works. London: Longmans Green & Co, 1910 – 1915. Vol. XXII. P. 42.
  4. Yanagi S. The Unknown Craftsman. New York: Kodansha International, 1989. P. 200.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: