По данным различных статистических исследований, количество молодых людей – инвалидов постепенно растет. Инвалидность это не только проблема определенного круга «неполноценных людей», а проблема всего общества в целом. Самые острые проблемы инвалидности молодых людей связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включаться в жизнь общества.
Молодые люди, с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на детство и юношество приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация – это один из основных факторов вхождения молодого человека во взрослую жизнь, процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью, способной функционировать в данном обществе.
Однако социализация инвалидов, особенно детей-инвалидов, представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно – бытовой деятельности. Следует отметить, что изначально помощь этой категории детей во всех странах, в том числе и в России, развивалась в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, в результате чего постепенно усиливалась изоляция детей с ограниченными возможностями в обществе. Центры реабилитации главной своей задачей считают проведение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации, обеспечение комфортного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям-инвалидам и интеграции этих детей в современное общество. Многие инвалиды находятся в полной зависимости от родителей. Это те, которое не могут самостоятельно передвигаться и обслуживать себя. Возможность учиться и трудиться создает условия для самовыражения и самореализации инвалидов, а также способствует решению наиболее важных жизненных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи индивида. Активная деятельность помогает молодым инвалидам преодолеть осознание своей ущербности и считать себя полноценными членами общества. К сожалению, многие приобретя профессию, не могут найти соответствующую работу. Даже если устраиваются на работу, то ни по своей специальности или на низкооплачиваемую работу. Одной из основных проблем молодых людей-инвалидов является проблема получения профессии, которая предоставила бы ей возможность трудиться. Создана разветвленная сеть учреждений профессионального становления молодежи, которая включает в себя совокупность органов исполнительной власти и реабилитационных учреждений; центров профессиональных ориентаций и занятости; учебных заведений и центров социальной помощи. Но на практике, к сожалению, реализация основных направлений профессионального становления молодого человека с ограниченными возможностями сталкивается со многими проблемами. Одна из проблем, это отсутствие педагогического, психологического и социального сопровождения обучающихся инвалидов. Процесс социализации и адаптации, как известно, протекает медленно у молодых людей с ограниченными возможностями.
Другой проблемой социализации молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, является проблема установления межличностных отношений или контактов. Для молодых людей это острая проблема, потому что окружающие по-разному относятся к ним: например, одни просто не замечают их или стараются не замечать, другие же пытаются помочь, поддержать. Единственным местом, где они чувствуют себя наиболее комфортно – это родительская семья.
Важный фактор социализации личности молодых людей с проблемами физического здоровья, является обучение в образовательных учреждениях. В данной среде общение межличностного характера возможно не только в процессе аудиторного изучения какой-то учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.
Молодые инвалиды, обучающиеся в образовательных учреждениях, сталкиваются с различными проблемами. Так, многие образовательные учреждения не оснащены пандусами, аппаратами для обучения слабовидящих и слепых, и сурдотехникой, адаптированными компьютерами, нет лифтов, комнат для отдыха инвалидов, а зачастую и медпункта. В компьютерных аудиториях не используются специальные методики, компенсирующие дефекты зрения или слуха. Инвалидов, имеющих диагноз ДЦП, например, очень мало в профессиональных учреждениях, потому что они физически не могут добраться самостоятельно до учебных аудиторий на втором или выше этаже. Молодые люди со спинномозговыми проблемами вынуждены проводить всю жизнь в четырех стенах своих домов. Большая проблема для таких инвалидов в том, что дверные проемы и лифты слишком малы для инвалидных колясок, лестницы, почти никогда, не оборудованы платформами для спуска инвалидных колясок или какими-нибудь подъемными приспособлениями; вся система городского транспорта не приспособлена для людей с ограниченными возможностями.
При рассмотрении особенностей адаптации молодежи с ограниченными возможностями следует иметь в виду, что степень приспособленности человека к жизненным условиям во многом зависит от психолого-волевого компонента, от психологической готовности «найти себя» и «занять свое место в жизни».
Анализируя проблемы адаптации молодых инвалидов можно отметить основные пути повышения адаптационных процессов молодых людей с ограниченными возможностями здоровья:
-разработка общественных и государственных реабилитационных программ для молодых инвалидов;
-создание профильных реабилитационных центров, в которых решались бы проблемы социальной помощи, а также общения и взаимопомощи; формирование открытого социокультурного пространства, привлечение волонтеров, студентов психолого-педагогических специальностей в качестве социальных работников;
-проведение работы по профессиональному самоопределению молодых инвалидов на основании имеющихся знаний о собственных психологических особенностях с учетом программ саморазвития.
Библиографический список
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.:1968, с. 345-350 .
- Зрелова Т.А. Культурно-долсуговая деятелность как средство социальной интеграции детей-инвалидов. – 2000, с.116.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.:2000, c. 38.
- Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. 1997, с. 320.
- Ярская-Смиронова Е.Р. Социальное сконструирование инвалидности.-1999, с. 65.