УДК 159.99

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ

Ярыгина Наталья Юрьевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Факультет социальных наук, кафедра общей и социальной психологии, кандидат психологических наук

Аннотация
В статье рассматриваются личностные особенности психолога-консультанта. Личность консультанта является основным инструментом эффективного консультирования. Полученные автором данные могут быть использованы для оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов в сфере психологического консультирования.

Ключевые слова: вовлеченность, жизнестойкость, личностные особенности, Личность консультанта, психологическое консультирование, эмпатия


THE PROBLEM OF PERSONALITY CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELORS

Yarigina Natalia Uryevna
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Faculty of social Sciences, Department of General and Social psychology, Ph.D. of Psychology

Abstract
The article discusses the personal features of the psychologist-counselor Personality of the Counselor is a tool for effective counseling. Our data can be used to optimize the process of professional training in the field of psychological counseling.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ярыгина Н.Ю. Проблема личностных особенностей психологов-консультантов // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/11/7268 (дата обращения: 28.10.2023).

Психологический словарь определяет психологическое консультирование как вид психологической помощи, при котором с помощью специально организованного процесса взаимодействия консультанта и клиента консультантом создаются максимально благоприятные условия для развития и/или актуализации психологических ресурсов клиента, которые позволят ему решить свои проблемы и справиться с жизненными трудностями. Британская ассоциация консультирования в своем уставе определяет консультирование как процесс, при котором «человек,  берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые будут в роли его клиентов. Поэтому одним из важнейших вопросов  консультативной психологии как науки, систематизирующей все накопленные знания о психологическом консультировании, является проблема особенностей личности того, кто берет на себя право и ответственность помогать – консультанта.

И зарубежные, и отечественные авторы сходятся в том, что для эффективности работы психолога – консультанта важнее наличие профессионально важных личностных качеств, чем знания, умения и навыки, обеспеченные психологическим образованием. Именно личностные особенности психолога – консультанта обуславливают продуктивность консультативного процесса.

Р. Кочюнас  считает, что  главным средством, обеспечивающим позитивные личностные изменения клиента, является личность психолога-консультанта, он назвал эту технику «Я-как-инструмент».  А. Адлер обозначал эту идею следующим образом: «Техника лечения заложена в Вас». К. Роджерс постулировал идею о том, что наибольшим терапевтическим эффектом обладают сами отношения, которые складываются между тем, кто обратился за помощью, и тем, кто ее оказывает. Знаменитая триада Роджерса – эмпатия, принятие и конгруэнтность – представляет собой как набор характеристик терапевтических отношений,  так и обязательных качеств терапевта, поскольку создать такие отношения в общении с другим человеком под силу только человеку, обладающему этими качествами. К. Роджерс отмечал, что теория и методы менее важны, чем осуществление психологом-консультантом своей роли.  По мнению М.А. Гулиной консультанту недостаточно владеть только конкретной теоретической системой и обучиться соответствующей этой системе процессуальной модели, как это часто представляется устроителям и участникам поспешно организованных курсов обучения. Каждая психотерапевтическая теория уже  в своих терминах скрыто или открыто несет ряд ценностей, которые, собственно, и интегрируют воедино теорию и метод. Эти ценности определяют жизненную позицию, жизненную философию консультанта, без которой механическое использование метода обращается в манипуляцию в  негативном смысле этого термина, делая клиента объектом, а не субъектом консультирования и помощи.

В.Э. Пахальян выделяет в модели «эффективного» психолога-консультанта следующие показатели: высокий уровень профессиональной подготовки и культуры; сензитивность и способность рефлексии; жизнелюбие и способность к партнерству с клиентом; удовлетворенность и сбалансированность своих базисных ценностей (в том числе финансовых и сексуальных); способность выдерживать превратности работы с определенным типом клиента (интенсивность сопротивления); физическое, психическое и личностное здоровье (наличие чувства юмора, знание собственных ограничений, отсутствие невротических потребностей и черт, адекватная энергетика).

Cогласно позиции С. Глэддинга, люди, которые закрепились в данной профессии, в основном руководствуются здоровыми мотивами, хорошо себя знают, способны проникать в глубины собственной личности, умеют общаться с другими людьми, владеют эмпатией, морально устойчивы. Также С. Глэддинг выделяет среди личностных особенностей психолога-консультанта личную и социальную зрелость, стрессоустойчивость, пытливость, любознательность, естественный интерес к другим людям; умение выслушивать как стимулирующий фактор; желание и умение хорошо и много общаться; понимание, эмпатия, способность поставить себя на место другого, эмоциональность, способность открыто проявлять свои эмоции, умение чувствовать свое внутреннее состояние, интроспекция; готовность к самопожертвованию своим личным временем ради того, чтобы заняться проблемами других людей; способность к близким эмоциональным отношениям; способность, сохраняя некоторую степень независимости, признавать власть; наличие чувства юмора.

Р. Кочюнас, обобщив накопленный отечественный и зарубежный материал о свойствах личности эффективного психолога-консультанта, создал свою модель. Основу такой модели составляют такие факторы, как аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина общения с другими людьми, постановка реальных целей, эмпатия.

К базовым личностным особенностям практически все авторы относят любовь к людям, глубокий интерес к ним, желание и умение много и хорошо общаться, личная и социальная зрелость, физическое, психическое и личностное здоровье, включая стрессоустойчивость, наличие эмпатии, креативность, позитивизм. Психолог-консультант, наделенный такими особенностями, сможет создать «помогающие отношения», являющиеся непременным условием для позитивных изменений личности клиента, его личностного роста, раскрытия его скрытого потенциала

В рамках данной статьи описывается часть исследования, которое призвано получить данные, необходимые для повышения качества образования психологов-консультантов, проходящих подготовку в магистратуре Нижегородского государственного университета по специальности «Психологическое консультирование». Цель данного исследования – изучение некоторых личностных особенностей психологов консультантов, любезно согласившихся принять в нем участие. Были исследованы уровни эмпатии и жизнестойкости, тип межличностных отношений, предпочитаемый консультантом, наиболее используемые психологические защиты, эмоциональное отношение к профессиональной деятельности. Кроме того, было проведено анкетирование с целью выяснения подходов, в которых работают консультанты.

Для анализа общих эмпатических тенденций респондентов, такого ее параметра, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого, мы использовали тест «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Для исследования представлений субъекта о себе реальном и идеальном «Я» во взаимоотношениях в малых группах, преобладающего типа отношений к людям был использован опросник диагностики типа межличностных отношений Т. Лири. Для характеристики меры способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, прежде всего в профессиональной деятельности, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности, использовался тест «Жизнестойкость» С. Мадди (перевод и адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Соответственно, тест жизнестойкости включает как общий показатель, так и три показателя по отдельным компонентам (субшкалам). Для исследования уровня напряженности восьми основных психологических защит был использован опросник Р. Плутчика-Г. Келермана-Х.Р. Конте «Индекс жизненного стиля». Механизмы психологической защиты развиваются в детстве для сдерживания, регуляции определенной эмоции; все защиты в своей основе имеют механизм подавления, который первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха. Существование защит позволяет  косвенно измерить уровни внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные люди должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные личности. Для определения эмоционального отношения к профессиональной деятельности был использован Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда. Это цветоассоциативный эксперимент, отражающий сознательное и неосознаваемое отношение человека к любым значимым объектам (людям, понятиям и т.д.). Мы предложили респондентам следующие понятия: психологическое консультирование; я – консультант; моя работа; клиент.

В исследовании принимало участие 15 человек (13 женщин и 2 мужчин) в возрасте от 30 до 47 лет, имеющих психологическое образование и работающих психологами-консультантами. Все респонденты проходили дополнительную подготовку по психологическому консультированию.

Анализ полученных данных  позволяет сказать, что абсолютное большинство респондентов (10 чел.) показали достаточно выраженный высокий уровень эмпатии, т.е. психологи – консультанты умеют сопереживать клиенту, чувствовать то, что он чувствует, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним, имеют высокий уровень развития навыков взаимодействия с людьми. Также большинство участников исследования (11 чел.) показали достаточно высокий уровень принятия риска, они рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Респонденты имеют средний уровень вовлеченности (10 чел.) и контроля (10 чел.), что говорит о том, что они получают удовольствие от собственной деятельности и убеждены в том, что могут влиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно, успех не гарантирован. Большинство респондентов (11 чел.) показало достаточно выраженный высокий уровень общей жизнестойкости. Мы делаем вывод, что большинство практикующих психологов-консультантов готовы рисковать и учиться на своих ошибках, активны, уверены в своих силах, нечасто переживают стресс и способны справляться с ним, продолжая эффективно работать, не теряя душевного равновесия. Основными механизмами психологической защиты, используемыми психологами-консультантами являются рационализация и отрицание. При использовании рационализации личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций, даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного, они могут создавать благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. Отрицание - механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее, не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Согласно полученным результатам исследования выраженности типа межличностных отношений, патологии поведения не выявлено. Однако имеются показатели экстремального поведения у 9 чел. Продемонстрирован высокий уровень авторитарного типа взаимоотношений. И этот факт не может не настораживать. Здесь мы видим тип сильной, упорной, настойчивой личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности, любит давать советы, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, требует к себе уважения. Результаты исследования эмоционального отношения показали, что респонденты эмоционально принимают свою профессиональную деятельность, сам процесс консультирования и себя в качестве консультантов, а вот клиент вызывает низкий уровень эмоционального отношения.

Итак, обобщая полученные данные, можно сказать, что практикующие психологи-консультанты, принявшие участие в исследовании, имеют высокий уровень эмпатии, общей жизнестойкости и принятия рисков, средний уровень вовлеченности в жизнь и контроля, получают удовольствие от своей профессиональной деятельности, имеют достаточно высокий уровень выраженности рационализации и отрицания как наиболее часто используемых механизмов психологической защиты, предпочитают авторитарный тип отношений, эмоционально принимают свою деятельность и себя в ней, при этом гораздо меньше принимают клиента.

По результатам анкетирования оказалось, что у большинства респондентов эмоциональный отклик вызывает субъект-субъектный  подход в работе с клиентом, никто из респондентов не проходил подготовку и, по их мнению,  не работает в директивных подходах. Такие данные позволяют говорить о наличии явного противоречия между декларируемой субъект-субъектностью, с одной стороны,  и авторитарностью и эмоциональным непринятием клиента с другой.

Собирательный образ психолога-консультанта, получившийся по результатам нашего исследования, оказался достаточно ярким и противоречивым: это, с одной стороны, активный, уверенный в своих силах человек, нечасто переживающий стресс и способный справляться с ним, продолжая эффективно работать, не теряя душевного равновесия, принимающий свою профессиональную деятельность и себя в ней, умеющий сопереживать клиенту, чувствовать то, что он чувствует, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним, имеющий высокий уровень развития навыков взаимодействия с людьми, работаюший в субъект-субъекной парадигме межличностных отношений, а с другой стороны, чаще предпочитающий авторитарный тип отношений с людьми, сильная, упорная, настойчивая личность, которая лидирует во всех видах групповой деятельности, любит давать советы, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, требует к себе уважения, активно использующая психологические защиты (рационализацию и отрицание), что опосредованно может говорить о наличии внутреннего конфликта.

Полученные данные требуют дальнейшей проверки. Необходимо прояснить условия (прежде всего, внутриличностные), обеспечивающие такие противоречия. Изучение этой проблемы позволит оптимизировать процесс профессиональной подготовки психологов – консультантов. Кроме того, полученные данные позволяют оптимизировать процесс профессиональной гигиены, поскольку такие противоречия впоследствии могут приводить к неудовлетворенности и эмоциональному выгоранию в профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Изд-во «Питер», 2006.
  2. Глэддинг С. Психологическое консультирование – СПб: Изд-во «Питер», 2002.
  3. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. — СПб: Изд-во «Речь», 2001.
  4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование, М.: фонд «Мир», 2010.
  5. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. – СПб: Изд-во «Питер», 2006.


Все статьи автора «Ярыгина Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: