Преступность среди несовершеннолетних является социальным явлением в большей мере, чем взрослая преступность. Современные несовершеннолетние правонарушители – это продукт системы, симптом болезни общества.
Ослабление основных институтов социализации – семьи, школы – ускорение информационного потока, сложность внутриполитических процессов и экономической ситуации в стране – все это приводит к тому, что подростки оказываются предоставленными сами себе.
В современном обществе место молодежи не является однозначным. С одной стороны, предпринимаются попытки возродить те общественные институты, которые способствовали социализации несовершеннолетних (молодежные организации, движения, трудовые отряды и пр.), но с другой стороны, уже выросло поколение детей, которые не считают нужным вести социально одобряемый образ жизни. И те, кто не нашел себя в условиях современной реальности, либо изначально в силу особенностей семейного воспитания, противопоставил себя обществу, стремятся самоутверждаться незаконными способами и средствами.
Несовершеннолетние – это одна из самых уязвимых категорий. Опыт практических психологов, работающих с несовершеннолетними осужденными, показывает, что в большинстве это дети, во время не получившие поддержку и внимание.
К принципиальным недостаткам ранее действовавшей концепции борьбы с преступностью несовершеннолетних в целом и с корыстными преступлениями подростков, в частности, можно также отнести приоритет репрессивных начал над превентивными, недостаточную дифференциацию и индивидуализацию воздействия, недооценку значения ресурсного обеспечения, увлечение широкомасштабными мероприятиями, массовыми формами воздействия, зачастую в ущерб индивидуальной работе. [1, 5]
Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Работа с подростками похожа на работу сапера на минном поле. Каждое неловкое движение, неуместное слово приводит к «обнулению» всего прошлого опыта, утрате доверительности в отношениях.
Особо остро эта проблема стоит в отношении подростков из неблагополучной среды. Они заранее стигматизированы обществом, от них ожидают преступления просто по факту того, что они являются представителями определенной среды и имеют судимых родственников.
В обществе остро поставлен вопрос трудных подростков, которые в силу жизненных обстоятельств не имеют возможности получать правильное воспитание от родителей и необходимый опыт и знания для позитивного развития личности, и начинают вести противоправный образ жизни.
В своей работе мы бы хотели привести примеры конструктивной работы с подростками именно такой категории, анализируя педагогический опыт Баталовой Галины Андреевны, учителя школы-интерната №2 п. Торфяной.
Галина Андреевна более 30 лет работала педагогом, т.е. не просто общалась с подростками, а оказывала именно формирующее воспитательное и развивающее воздействие. Наиболее трудных, тех, от кого уже отказалась школы, она обучала у себя на дому.
Один из учеников воспитывался матерью страдающей алкоголизмом, так же в семье было еще 3 брата и сестра. Из школы его выгнали по причине неуспеваимости и пропуска занятий, в дальнейшем его направили в местную школу-интернат, но и там преподаватели отказались его учить. В тот момент моя Галина Андреевна работала в данном интернате и ей предложили взять трудного подростка на домашнее обучение. С самого начала обучения на дому, ученик проявлял агрессию, полное отрицание необходимости получать образование, не скрывал причастности к преступлениям. В его характере проявлялась озлобленность на мир, страсть к взрослой жизни, в речи часто употреблялся воровской жаргон.
С самого начала Галина Андреевна дала понять ему, что она не собирается его ругать и говорить, что он несовершеннолетний преступник. Она объяснила ему, что сама воспитывалась не родителями и знает, что такое ночевать на улице и искать себе еду самому. Этим методом она пользовалась и при работе в школе-интернате.
Первые недели она работала над упущенным материалом и вместе с этим пыталась войти в доверие к подростку. По ее мнению, важно выбрать правильный тон в общении с подростком. Недопустимы панибратство, «сюсюканье», важно показать свою взрослую позицию. Например, она четко давала понять, что у нее дома его всегда ждут и всегда помогут, но курить или проявлять агрессию в ее доме нельзя.
Понимая, что для подростка важен его язык, его культурная ниша, Галина Андреевна, допускала неформальное обращение в тех эпизодах, когда это было уместно. Например, один из ее учеников в кругу друзей носил кличку «Ленин», и когда он не мог прийти к нам на занятия он звонил моей и говорил:« Крупская! Ленин звонит, я сегодня прийти не смогу!»
Позиция «мы тебя принимаем» поддерживалась ее семьей. Она приглашала учеников на обед в свою семью, где кроме троих родных сыновей рос усыновленный воспитанник интерната, не препятствовала общению детей. Но если ученик приходил с запахом сигарет или проявлял агрессию, то есть нарушал правила, которые установлены в семье, то она делала паузу, отправляла его «проветриться» или оставляла его одного.
Галине Андреевне удалось развить в нем мотивацию к знаниям, он делал успехи в учебе и готовился к экзаменам, но его поведение на улице оставалось прежним. Его всеми методами пытались вывести из преступной жизни, на тот момент он состоял на учете у участкового и был «криминальной звездой» поселка. Его старший брат находился на тот момент в местах лишения свободы уже 7-8 лет, он видел в нем авторитет. Он всегда с искрой в глазах рассказывал про него. Этот факт был очевидным, он считал противозаконную жизнь некой гордостью. Чтобы показать ему другую жизнь, отвлечь от криминала, Галина Андреевна начинала брать его с собой во время семейных выездов на дачу, озеро и на трудовые мероприятия, в качестве помощника. Чувствуя свою нужность и возможность получать радость от труда, он с радостью соглашался. Только с таким подходом удалось добиться того, чтоб юноша окончил 8 классов и проявил желание получить профессию.
Это только один из эпизодов педагогической деятельности Галины Андреевны, но даже на его основе можно увидеть эффективность приемов гуманистической психологии К. Роджерса И А. Маслоу, которая предлагает идти к человеку, не сражаясь с ним, а принимая его. Профилактическая работа с подростками, основанная на таких методах, направлена на пресечение видимых проявлений нежелательного поведения в ближайшем времени, а на формировании представлений о себе, как о достойной личности, развитии конструктивных перспектив.
Библиографический список
- Галич Т.В., Хачатурян С.Д. Экономическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных, совершивших преступление против собственности. Учебно-методическое пособие. – Владимир, 2008 – 102с.
- Белинская Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений//Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997, С.57-63
- Горшенков Г.Н., Костыря Е.А., Лукичев О.В. и др. Криминология и профилактика преступлений: Уч.пособие. Курс лекций /ред. Сальников В.П.-СПб.,2001, 275 стр.
- Кудрявцев И.А., Морозова Г.Б., Потнин А.С. Корзякова А.Д., Семенова О.Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков //Психол. журнал. 1996. №5, 69 стр.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000, 413с.