Семья – особая социальная группа. Это первый источник социализации ребёнка, определяющий его дальнейшую жизнь. Процесс успешной социализации зависит от микроклимата семьи. Изменения, которые происходят с одним членом семьи, влияют на всю семейную систему в целом.
Исследование проводилось на базе Психологического центра коррекции поведения и развития «Томатис-Саратов». В исследовании приняло участие 22 семьи, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 6-7 лет (17 мальчиков и 5 девочек; из них у 17 детей установлена инвалидность). Принять участие в исследовании согласились только мамы, так как основная нагрузка по воспитанию ребенка лежит на них, а отцы заняты материальным обеспечением семьи.
Исследование было направленно на составление психолого-педагогического профиля родителей, воспитывающих дошкольников с РАС.
Весь блок работы по экспериментальному изучению психологического состояния семьи делился на три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Остановимся на описании констатирующего этапа эксперимента, который включал в себя изучение документов, беседу с родителями, наблюдение и проведение первичной диагностики психолого-педагогического профиля родителей. Индивидуальные беседы с родителями помогли: установить контакт; получить основные данные о семье, о развитие ребёнка с РАС, выяснение родительских воспитательных позиций, представлений о проблемах развития и сильных сторонах их ребёнка.
При проведении первичной диагностики родителей применялись методики: анкета «Психологический тип родителя» В.В. Ткачёвой, тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина, проективная методика «Человек под дождем» Е. Романовой и Т. Сытько.
С помощью этих методик стало возможным выяснить, к какому психологическому типу относятся родители, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра; отношение родителей к таким детям; а также выявить эмоционально-психологическое состояние родителей в данный момент. Все это способствовало построению психологической стратегии работы с семьёй и разработке коррекционной программы оказания помощи родителям.
По итогам проведения первичной диагностики получили следующие показатели психолого-педагогических особенностей родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра:
Результаты исследования по анкете «Психологический тип родителя»
(В.В. Ткачёва) были получены следующие результаты: 11 семей (50%) относятся к психосоматическому типу; 6 семей (27,3%) – к авторитарному типу и 5 семей (22,7%) – невротичному типу родителей.
Полученные данные по опроснику родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин)
1. Шкала «принятие-отвержение». Высокие баллы по этой шкале показали 20 семей (90,9%); низкие – 2 семьи (9,1%).
2. Шкала «кооперация». Высокие баллы по этой шкале показали 7 семей (31,8%); низкие – 15 семьи (68,2%).
3. Шкала «симбиоз». Высокие баллы по этой шкале показали 21 семья (95,5%); низкие – 1 семья (4,5%).
4. Шкала «авторитарной гиперсоциализации». Высокие баллы по этой шкале показали 5 семей (22,7%); низкие – 17 семьи (77,3%).
5. Шкала «маленький неудачник». Высокие баллы по этой шкале показали 6 семей (23,7%); низкие – 16 семей (7,27%).
Результаты исследования по проективной методике «Человек под дождём» Е. Романовой и Т. Сытько. В диагностическом процессе, по данной методике участвовало 22 родителя. Четверо из них легко вступали в контакт, одна мама тяжело шла на контакт, но интереса к самому процессу не проявляли из них никто, выражая внешнее эмоциональное безразличие к происходящему.
Эмоциональное истощение во время исследования проявлялось у 20 родителей (изменялась осанка и мимика лица, погружение в свои мысли, тело принимало позицию «закрытости»; состояние «выключенности» проявлялось очень кратковременно, сменялось сверхбдительностью к окружающему пространству).
При интерпретации своих рисунков у всех родителей наблюдалось состояние «закрытости», выраженном в эмоциональном отстранении от процесса. При задавании вопросов безопасных, не затрагивающих тематики исследования, проявляли интерес к беседе.
Анализируя графическое изображение методики, с учетом интерпретации участников, можно выделить общие выявленные проблемные зоны у родителей, воспитывающих детей с РАС:
- нарушения в эмоционально-личностной сфере (высокий уровень тревожности, страхи, импульсивность, признаки эмоциональной холодности, снижен эмоциональный фон);
- снижен уровень защитных механизмов на стрессовые ситуации;
- несформированность коммуникативных навыков с социумом привела к социальной изоляции.
Указанные выше признаки могут негативно отражаться на процессе воспитания и развития родителями своих детей, их интеграцию в социум.
Исходя из результатов психологической диагностики и наблюдений, бесед, опишем некоторые из исследуемых семей.
Семья Вовы С. Ребёнок воспитывается в неполной семье: отец ушёл из семьи до рождения ребёнка. Другие члены семьи активно помогают и участвуют в воспитании (бабушка, дедушка, тётя), имеются двоюродные братья и сёстры. Маме 32 года, высшее юридическое образование. Отношение к ребёнку в семье крайне противоречивое со стороны разных членов семьи: чрезмерно заботливое или чрезмерно требовательное, но и в одном и в другом случае не учитывающее возможностей и потребностей ребенка. Отношения в семье ровные, основанные на уважении друг к другу. Часто отсутствуют единые требования к ребенку. Мама делает попытки организовать жизнь и деятельность ребёнка в семье с учётом его особенностей. Занятия с ребёнком проводятся с дефектологом-логопедом, а так же дома по рекомендации специалиста. Ребёнок посещает ДОУ, но мама не готова к сотрудничеству с детским садом. Мама активно не принимает участия в отдельных мероприятиях в детском саду. Суть проблем и необходимость получения ребенком квалифицированной помощи, сами прилагают много усилий для ее получения, адекватно оценивают возможности ребенка. Вова 2009 года рождения, диагноз поставлен в 2012 году (ЗПРР, ОНР тяжелой степени, СДВГ). Понимание речи – частичное, использует в своей речи односложные предложения из несвязанных между собой слов. Вове со взрослыми легче найти контакт, нежели со сверстниками. С трудом отпускает от себя маму и стремиться управлять ею.
Семья Даши Г. Ребёнок воспитывается в полной семье, есть младший брат. Мама 36 лет, имеет высшее техническое образование. Папа 38 лет, имеет три высших образования. Отношение к ребёнку в семье: адекватное, ровное, основанное на уважении к Даше и понимание её диагноза. Отношения в семье ровные, уважительные. Родители придерживаются системы единых требований к ребёнку. Родители организуют жизнь и деятельность ребёнка с учётом его особенностей. Занятия с ребёнком проводятся с нейро-психологом, дефектологом-логопедом, а так же дома. Детский сад посещали, но в настоящее время забрали документы из учреждения. Имеется мотивация к обучению. В семье диагноз ребёнка принят. Даша 2009 года рождения, установлена инвалидность. У Дарьи ЗПРР, так же недавно был поставлен диагноз умеренной умственной отсталости, но родители с последним не согласны. Ребёнок ласковый, желающий пойти в школу. В нервных ситуация начинает прыгать и трясти руками, так же боится людей в ростовых костюмах. Дарья имеет низкий порог сенсорной чувствительности.
Семья Ксюши А. Ребёнок растёт в полной семье, есть старший брат и сестра. Маме 39 лет, имеет высшее педагогическое образование. Папе 36 лет, имеет высшее техническое образование. Отношение к ребёнку в семье основано на уважении к дочери и принятии её диагноза. Отношения в семье уважительные, тёплые. Родители придерживаются системы единых требований к ребёнку, организуют деятельность ребёнка и его досуг с учётом его особенностей. Ксюша 2009 года рождения, поставлен диагноз «аутизм», инвалидность оформлена. Ребёнок неговорящий, выражает свои желания с помощью звуков и элементарных жестов. Привязана к родителям, играет только с членами семьи, со сверстниками контакт не налажен. Грызёт ногти, ходит кругами по комнате, раскачивается телом, вокализирует.
Семья Егора Д. Ребёнок воспитывается в полной семье, имеется старшая сестра. Родители имеют высшее музыкальное образование. Маме 36 лет, папе 33 года. Отношение не у всех членов семьи адекватное: папа не всегда учитывает состояние сына и понимание его диагноза. Между членами семьи доверительный и тёплый контакт. Воспитанием в семье занимается преимущественно мама. Ребёнок посещает детский сад, отношение к детскому саду преимущественно положительное. Не посещают других специалистов, помимо педагогов из детского сада. Егор 2009 года рождения, имеет диагноз «аутизм», поражение ЦНС, СДВГ; диагнозы, по мнению врачей, генетически обусловлены. У ребёнка невнятная речь, предложения из 2-3 слов. Изъявляет желание общаться со сверстниками, но не знает как. Имеется ряд стереотипий. Любит одежду с длинными рукавами и капюшонами, закрывается в ней от других. Смена привычных условий ведёт к потере изученных навыков.
Семья Дениса К. Денис воспитывается в полной семье, недавно родилась младшая сестра. Так же участие в воспитании принимают бабушки, дедушки, тёти и дяди. Мама (30 лет) и папа (32 года) имеют средне-специальное образование. Отношение не у всех членов семьи адекватное: папа не всегда учитывает состояние сына и понимание его диагноза. Между остальными членами семьи: гармоничные отношения. В семье стараются предъявлять общие требования, оказывают внимание и поддержку. Предпринимают попытки организовать жизнь и деятельность ребёнка в семье с учётом его физического и психического состояния. В детский сад не ходит, не прибегают к услугам специалистов, стараются обойтись своими силами. Денис 2010 года рождения, ЗПРР и множество аутичных проявление: крутит колёса, открывает и закрывает безостановочно двери, трясёт руками. Разговаривает исключительно шёпотом, крикнуть может только при стрессовой ситуации. Инвалидность не оформлена, боятся, что это скажется на отношение к нему во взрослой жизни.
Семья Амира Д. Ребёнок воспитывается в полной семье, есть старшая сестра. Мама (33 года) имеет высшее ветеринарное образование, папа (33 года) имеет два высших образования. Мама оставила работу, чтобы заниматься ребёнком. Отношения в семье заботливые и уважительные. Используют любую возможность вылечить ребёнка, в том числе, медикаментозную; обходятся без услуг педагогов, организуют самостоятельные занятия дома. Из одного детского сада были вынуждены уйти из-за дискомфорта нахождения ребёнка в нём, а в другой детский сад он ходит с удовольствием. Особого желания обучаться в школе – не имеет. Амир 2010 года рождения, ЗРР переросла в ЗПРР. Ребёнок несколько агрессивен: кусает, щипает. Имеются моменты самовредительства. Пытается манипулировать взрослыми. Пониженный уровень чувствительности. Взгляд в глаза установить сложно.
Семья Вани М. Семья полная, есть старший ребёнок. Мама (34 года) имеет среднее медицинское образование, папа (35 лет) с высшим военным образованием. Активное участие в воспитании принимают бабушка и дедушка. Отношения в семье слаженные, доброжелательные. Бабушка – врач-психиатр, из-за этого в семье есть чёткое понимание диагноза и проблем ребёнка, поэтому семья активно использует всевозможные виды коррекции. Ребёнок с удовольствием посещает детский сад. Родители с педагогическим коллективом ДОУ продуктивно взаимодействуют. Познавательная деятельность снижена, но желает пойти в школу. Повышенная утомляемость, невнимательность. Ваня 2009 года рождения. Аутоподобное поведение, моторная алалия, ЗПРР. Выраженная стереотипия: с 1,5 лет ходит на цыпочках, потряхивая руками, множество ритуалов в поведении. В 2 года перестал смотреть в глаза, боится объятий.
Семья Аделины К. неполная, ребёнок воспитывается мамой и дедушкой. Отец ушёл до рождения ребёнка, не платит алименты, раз в месяц приходит к дочери, но дочь его боится. У мамы (29 лет) высшее экономическое образование. У мамы есть чёткое представление диагноза, пользуются всевозможными методами, чтобы улучшить состояние дочери. Активно занимается развитием Аделины самостоятельно. Посещают периодически детский сад, активно в общественной жизни не участвуют. Аделина 2009 года рождения, в 4 года установили аутизм, ЗПРР. Ходит на цыпочках, на имя иногда не откликается. Ритуалы присутствуют у Аделины, не даёт дотронуться до себя. Имеются элементы самостимулирования: пальцы царапает, обдирает кожу. Интересующим её делом – может заниматься длительное время без перерыва.
Семья Романа Ч. – полная, отношения хорошие, устойчивые, уставлено взаимопонимание. Вопросами воспитания занимается мама, но отец семейства полностью поддерживает жену. Мама (30 лет) неоконченное высшее психологическое образование, у отца (32 года) высшее техническое. В связи с переездами было сменено несколько детских садов: из-за этого были долгие адаптации, ребёнок сложно привыкает к людям. У родителей с педагогическими коллективами были тёплые отношения. У Ромы в 2,5 года установили диагноз «аутизм», так же имеется ЗПРР. Ребёнок до 3-х лет был неконтактный, взгляд глаза в глаза не устанавливается, указательный жест долго отсутствовал. Зафиксированна пониженная чувствительность тела. Много в арсенале самостимулирования: тактильного, зрительного и слухового. Есть вспышки гнева, может проявить агрессию в сторону родителей или домашнего животного. При громких звуках – затыкает уши и громко вокализирует. В случае недовольства кричит. Не имеет представления о понятии «свой или чужой» – может идти на контакт к совершенно незнакомому человеку.
Семья Леши К. – неполная, в разводе, но отец принимает главное участие в подборе, материальном обеспечивании терапий и специалистов. Ребёнок живёт вместе с мамой и бабушкой. Лёша числился в детском саду, но не посещал из-за частных болезней. Предпринимают попытки вылечить сыны, но у родителей нет принятия диагноза и осознания тяжести заболевания, так же не видят разницы между диагнозами «аутизм» и «сенсо-моторная алалия». Лёша 2010 года рождения с диагнозом «аутизм», сопутствующее – ЗПРР. Речь: элементарный лепет. Нет привязанности к родителям, расторможенность, не понимает обращённую речь, нарушение экспрессивной речи, множество стереотипий (в частности: «скручивающие-заламывающие движения рук»). Боится больших компаний, затыкает уши при перестимуляции слухового аппарата.
Роль родителей в воспитании детей с аутизмом огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. В рамках своей работы специальный психолог реализуете комплексный психолого-педагогического подход на личность родителей аутичного ребёнка через занятия, консультации, творческую деятельность и методическую помощь, которая способствует созданию новых условий в семье для продуктивной и эффективного взаимодействия.
Библиографический список
- Основы специальной психологии /Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Еремина Т.В., Колчина А.Г., Кухарчук О.В., Лысогорская М.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова А.В., Шипова Л.В., Польская Н.А., Трошина Н.В. Учебное пособие / Саратов, 2013.
- Особенности семей, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. В сборнике: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016. С. 132-143.
- Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.