УДК 376.63

АРТПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Лукашенко Надежда Петровна1, Лукашенко Дарья Анатольевна2
1Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методологии образования
2МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 158» Ленинский район, г. Саратов, кандидат педагогических наук, педагог-психолог

Аннотация
В статье рассматривается взаимодействие педагогики, специальной психологии и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арт-педагогических методов в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида.

Ключевые слова: артпедагогика, дифференциация восприятия, искусство, культурные практики


ARTPEDAGOGIKA AS MEANS OF CORRECTION AND DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH HIA

Lukashenko Nadezhda Petrovna1, Lukashenko Daria Anatolievna2
1Saratov State National Research University. NG Chernyshevsky, Professor of the Department of Education methodology
2Kindergarten "Kindergarten combined type № 158" Leninsky district, Saratov, Ph.D., educational psychologist

Abstract
The article deals with the interaction of pedagogy, psychology and special art in the correctional-directed process of formation of the artistic culture of children with developmental problems; The possibilities and uses of the art teaching methods in a special educational institution of compensating type.

Keywords: art, artpedagogika differentiation of perception, cultural practices


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лукашенко Н.П., Лукашенко Д.А. Артпедагогика как средство коррекции и развития детей с ОВЗ // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/12/7538 (дата обращения: 10.09.2024).

Ребёнку с нарушениями развития очень трудно увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира; понять, существовать и взаимодействовать в этом сложном мире.

Искусство способно помощь детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) развиваться и жить.

Приобщение к общечеловеческим ценностям происходит через искусство. С помощью искусства происходит формирование отношения человека к окружающей среде, к самому себе. Оно помогает человеку развивать в себе творческое начало и вхождение в сферу культурных ценностей и человеческих взаимоотношений [1].

Искусство является преобразующей силой, способствующей личностному росту (расширяет кругозор и способствует развитию познавательных интересов), раскрытию внутренних ресурсов человека и положительно влияет на психику.

Дети с ОВЗ – это особые дети, в работе с которыми искусство используется не только, как средство эстетического развития; оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум [2].

В своих работах Л.С. Выготский уделял особое внимание необходимости участия детей с особыми образовательными потребностями в различных видах художественно-творческой деятельности и считал искусство одним из главных факторов формирования культурных практик ребёнка [3].

Интерес педагогов и психологов в последнее время значительно вырос к технологиям воздействия искусства на ребёнка с ОВЗ; на использование различных видов искусства в коррекционно-развивающей работе для формирования и воспитания гармоничной личности ребёнка и его культурного развития.

Социально-педагогическая функция искусства заключается в активизации резервных возможностей ребёнка в художественной-практической деятельности и творчестве, так как новые позитивные переживания ребёнка рождают и новые творческие потребности, и способы их удовлетворения в искусстве.

Рассмотрим основные направления коррекционно-развивающей работы с использованием искусства: физиологическое, направление на коррекцию психосоматических нарушений; терапевтическое – оказывает воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое –выполняет катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции; социально-педагогическое – развивает эстетические потребности ребёнка, расширяет художественный кругозор, активизирует потенциальные возможности ребёнка; формирует коммуникативные навыки; повышает умственную работоспособность и др.) [4].

Вышеперечисленные направления реализуется в рамках артпедагогики.

Артпедагогика – это инновационная педагогическая технология, которая изучает закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Артпедагогика сформировалась на пресечении двух наук. Она занимается разработкой теоретических и практических аспектов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ через искусство.

Методологическую основу артпедагогики составили работы учёных-исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии: Е.Ю. Рay, Ю.Б. Некрасовой – с нарушениями речи и заикающимися; О.С. Никольской – с РАС (расстройство аутистического спектра); Т.А. Добровольской, О.А. Карабановой – с проблемами в эмоционально-личностном развитии; Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой – с задержкой психического развития; Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина – психосоматические расстройства; А.И. Захарова, О.А. Карабановой – личностных нарушений и др.

У умственно отсталых детей в процессе музыкальных занятий происходит активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности и устойчивости внимания [5].

У детей с ЗПР (задержка психического развития), ДЦП (детский церебральный паралич), у детей с РАС в процессе рисования происходит сенсорное развитие, формирование мотивационно-потребностной стороны их предметной деятельности, дифференциация восприятия, развитие мелкой моторики и произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

У глухих и слабослышащих детей с помощью изобразительной деятельности происходит формирование и совершенствование их речи, слухо-зрительного восприятия.

У детей с ЗПР занятия театрализованной деятельностью развивают воображение, формируют их творческий потенциал; происходит становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.

Занятия с использованием артпедагогических технологий способствуют удовлетворению актуальной потребности ребёнка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребёнок получает удовольствие от своей деятельности, ему спокойно и комфортно, агрессия и тревожность снижаются.

Наиболее эффективными средствами артпедагогики являются: изодеятельность; музыкальная деятельность; художественно-речевая и театрализованная деятельность; игровая деятельность.

Интересными для детей являются интегрированные занятия, которые сочетают в себе различные техники и методы артпедагогики.

Перед артпедагогикой не ставится цель научить ребёнка красиво рисовать, танцевать, петь и т.д., а представляется возможность для самовыражения и самопознания ребёнка; в приобретении коммуникативных навыков и опыта творческой работы в коллективе, в развитии воображения и творческого мышления.

Таким образом, артпедагогика – инновационное направление в педагогике, призванное средствами искусства осуществлять воспитание, образование, развитие личности и, при необходимости, её коррекции.

Исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики подтверждают положительное влияние искусства на детей с ОВЗ. Все виды искусства, с которыми соприкасается ребёнок с проблемами, влияют на адекватность его поведения; помогают устанавливать доброжелательные отношения в коллективе, семье; способствуют социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум.


Библиографический список
  1. Основы специальной психологии /Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Еремина Т.В., Колчина А.Г., Кухарчук О.В., Лысогорская М.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова А.В., Шипова Л.В., Польская Н.А., Трошина Н.В. Учебное пособие / Саратов, 2013.
  2. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин/ Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В., Кухарчук О.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2015.
  3. Шипова А.В. Культурные практики как средство социализации ребенка //: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016. С. 183-189.
  4. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по коррекционной педагогике. / Под ред. Т.Г. Неретиной. М.: Издательство «Флинта». 2011. 186с.
  5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовани /. Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская, Т.А. М.: Издательский центр «Академия». 2001. 248с.


Все статьи автора «Лукашенко Надежда Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: