Ребёнку с нарушениями развития очень трудно увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира; понять, существовать и взаимодействовать в этом сложном мире.
Искусство способно помощь детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) развиваться и жить.
Приобщение к общечеловеческим ценностям происходит через искусство. С помощью искусства происходит формирование отношения человека к окружающей среде, к самому себе. Оно помогает человеку развивать в себе творческое начало и вхождение в сферу культурных ценностей и человеческих взаимоотношений [1].
Искусство является преобразующей силой, способствующей личностному росту (расширяет кругозор и способствует развитию познавательных интересов), раскрытию внутренних ресурсов человека и положительно влияет на психику.
Дети с ОВЗ – это особые дети, в работе с которыми искусство используется не только, как средство эстетического развития; оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум [2].
В своих работах Л.С. Выготский уделял особое внимание необходимости участия детей с особыми образовательными потребностями в различных видах художественно-творческой деятельности и считал искусство одним из главных факторов формирования культурных практик ребёнка [3].
Интерес педагогов и психологов в последнее время значительно вырос к технологиям воздействия искусства на ребёнка с ОВЗ; на использование различных видов искусства в коррекционно-развивающей работе для формирования и воспитания гармоничной личности ребёнка и его культурного развития.
Социально-педагогическая функция искусства заключается в активизации резервных возможностей ребёнка в художественной-практической деятельности и творчестве, так как новые позитивные переживания ребёнка рождают и новые творческие потребности, и способы их удовлетворения в искусстве.
Рассмотрим основные направления коррекционно-развивающей работы с использованием искусства: физиологическое, направление на коррекцию психосоматических нарушений; терапевтическое – оказывает воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое –выполняет катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции; социально-педагогическое – развивает эстетические потребности ребёнка, расширяет художественный кругозор, активизирует потенциальные возможности ребёнка; формирует коммуникативные навыки; повышает умственную работоспособность и др.) [4].
Вышеперечисленные направления реализуется в рамках артпедагогики.
Артпедагогика – это инновационная педагогическая технология, которая изучает закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Артпедагогика сформировалась на пресечении двух наук. Она занимается разработкой теоретических и практических аспектов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ через искусство.
Методологическую основу артпедагогики составили работы учёных-исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии: Е.Ю. Рay, Ю.Б. Некрасовой – с нарушениями речи и заикающимися; О.С. Никольской – с РАС (расстройство аутистического спектра); Т.А. Добровольской, О.А. Карабановой – с проблемами в эмоционально-личностном развитии; Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой – с задержкой психического развития; Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина – психосоматические расстройства; А.И. Захарова, О.А. Карабановой – личностных нарушений и др.
У умственно отсталых детей в процессе музыкальных занятий происходит активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности и устойчивости внимания [5].
У детей с ЗПР (задержка психического развития), ДЦП (детский церебральный паралич), у детей с РАС в процессе рисования происходит сенсорное развитие, формирование мотивационно-потребностной стороны их предметной деятельности, дифференциация восприятия, развитие мелкой моторики и произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
У глухих и слабослышащих детей с помощью изобразительной деятельности происходит формирование и совершенствование их речи, слухо-зрительного восприятия.
У детей с ЗПР занятия театрализованной деятельностью развивают воображение, формируют их творческий потенциал; происходит становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.
Занятия с использованием артпедагогических технологий способствуют удовлетворению актуальной потребности ребёнка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребёнок получает удовольствие от своей деятельности, ему спокойно и комфортно, агрессия и тревожность снижаются.
Наиболее эффективными средствами артпедагогики являются: изодеятельность; музыкальная деятельность; художественно-речевая и театрализованная деятельность; игровая деятельность.
Интересными для детей являются интегрированные занятия, которые сочетают в себе различные техники и методы артпедагогики.
Перед артпедагогикой не ставится цель научить ребёнка красиво рисовать, танцевать, петь и т.д., а представляется возможность для самовыражения и самопознания ребёнка; в приобретении коммуникативных навыков и опыта творческой работы в коллективе, в развитии воображения и творческого мышления.
Таким образом, артпедагогика – инновационное направление в педагогике, призванное средствами искусства осуществлять воспитание, образование, развитие личности и, при необходимости, её коррекции.
Исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики подтверждают положительное влияние искусства на детей с ОВЗ. Все виды искусства, с которыми соприкасается ребёнок с проблемами, влияют на адекватность его поведения; помогают устанавливать доброжелательные отношения в коллективе, семье; способствуют социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум.
Библиографический список
- Основы специальной психологии /Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Еремина Т.В., Колчина А.Г., Кухарчук О.В., Лысогорская М.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова А.В., Шипова Л.В., Польская Н.А., Трошина Н.В. Учебное пособие / Саратов, 2013.
- Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин/ Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В., Кухарчук О.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2015.
- Шипова А.В. Культурные практики как средство социализации ребенка //: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016. С. 183-189.
- Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по коррекционной педагогике. / Под ред. Т.Г. Неретиной. М.: Издательство «Флинта». 2011. 186с.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовани /. Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская, Т.А. М.: Издательский центр «Академия». 2001. 248с.