Сегодня проблемы «молодежи группы риска» вызывают повышенный интерес у государства, что обуславливает выявление причин асоциального поведения молодежи, а также поиск наиболее эффективных решений по профилактике, коррекции и реабилитации девиантного поведения молодого населения.
Положение молодежи в современной России неоднозначно. С одной стороны, государство активно работает по стабилизации молодежи в экономической и социальной сферах, однако, с другой стороны по всей стране увеличивается общее количество безнадзорных, беспризорных подростков, молодежи, активно употребляющих алкогольную продукцию и психотропные вещества, жертв физического и морального насилия.
Особую роль в социальной реабилитации «молодежи группы риска» имеют общественные и государственные организации. По всей стране работают центры психологической поддержки и реабилитации для молодежи; молодежь активно вовлекают в общественно-полезные дела, активно ведется пропаганда З О Ж, ведется поддержка активной молодежи, финансируются различные молодежные проекты и программы. Но с другой стороны общественность провоцирует девиантное поведение молодежи, показывая в СМИ «героев» девиации и уделяя этой теме много внимания.
С молодежью группой риска ведется активная работа различными организациями, в основном это культурно – досуговые направления и деятельность различных социальных служб. Стоит отметить, что работа в отношении молодого поколения с девиантной формой поведения не столь эффективна, что требует совершенствование воспитательного процесса. Важнейшим условием данного направления должно стать формирование нравственных качеств, а также позитивных увлечений молодого человека в индивидуальных и общественных интересах. Для более эффективной работы по профилактике, коррекции асоциального поведения молодежи, должны быть использованы следующие психолого-педагогические информационные технологии:
1. Подготовка и переподготовка компетентных специалистов, занимающихся эффективной работой по профилактике асоциального поведения молодежи (социальные педагоги, психологи, сотрудники МВД, медики и др.).
2. Разработка методов работы кругом специалистов, имеющих опыт в работе с «молодежью группы риска». Составление планов и программ по работе в социальной профилактике, реабилитации молодежи.
3. Подготовка специальных форм работы с родителями, для их обучения по воспитательной работе с детьми.
4. Организация эффективной деятельности отделений психолого-педагогической помощи семье и детям муниципальных учреждений социального обслуживания населения по оказанию социально-педагогической, психологической, экономической защиты, помощи и поддержки семье и детям.
6. Повышение информированности молодежи, расширение психологической и правовой грамотности в вопросах, касающихся асоциального поведения молодежи в социальной среде.
7. Обеспечение образовательными, культурно-досуговыми оргнизациями полной занятости молодежи во внеучебное и внерабочее время.
8. Создание единой информационной среды по профилактике асоциального поведения(бесплатное распространение советов по профилактике преступлений; трансляция по радио и демонстрация по телевидению передач из цикла «Уголовная полиция советует»).
10.Активная работа учреждений культуры, спорта, туризма, молодежных объединений, других общественных организации и движений. В рамках своей компетенции они должны активно принимать участие в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
Психолого- педагогическая поддержка молодежи в группе риска направлена прежде всего на восстановление их нормального психолого-социального статуса, повышение адекватной самореализации за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных,
поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических[1,34].
В заключении хотелось бы отметить весьма актуальное на сегодняшний день высказывание: «Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают – любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества»
Библиографический список
- Сергиенко С.В. Зарубежный опыт ювенальной профилактики. – Майкоп.: Издательство АГУ. – 2011. – 345 с.