УДК 159.9:796

ИССЛЕДОВАНИЕ АСПЕКТОВ МОТИВАЦИИ ВХОЖДЕНИЯ В СПОРТ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ

Черезова Любовь Николаевна1, Катунова Валерия Валерьевна2
1ГБПОУ «Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В.С.Тишина», преподаватель
2Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, канд. биологических наук, доцент, соискатель кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
В статье рассматривается вопрос формирования и дифференцирования особенностей мотивации вхождения в спорт у школьников и студентов, проходящих профессиональное обучение в области спортивной подготовки. Приводятся сравнительные результаты школьников и старшекурсников училища олимпийского резерва по результатам исследования их мотивов к занятиям профессиональным спортом.

Ключевые слова: ведущие мотивы, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, вхождение в спорт, мотивация к спорту, психология спорта, училище олимпийского резерва


RESEARCH OF ASPECTS OF MOTIVATION OF ENTRY INTO SPORT AT DIFFERENT STEPS OF TRAINING

Cherezova Lyubov Nikolaevna1, Katunova Valeriya Valerievna2
1Nizhny Novgorod regional school of the Olympic reserve of V. S. Tishin, Teacher
2Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Candidate of Biological Sciences, Docent, Associate Professor, Competitor of Department of the general and social psychology

Abstract
In article the question of formation and differentiation of features of motivation of entry into sport at school students and students passing a vocational education in the field of sports preparation is considered. Comparative results of school students and undergraduates of school of the Olympic reserve by results of research of their motives are given to professional sports.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Черезова Л.Н., Катунова В.В. Исследование аспектов мотивации вхождения в спорт на разных ступенях обучения // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/03/6545 (дата обращения: 10.09.2024).

В настоящее время все большее значение придается заботе о здоровье молодежи, правильном развитии учащихся школ и средних профессиональных учебных заведений. Для успешного и эффективного осуществления деятельности любого типа очень важна мотивация [1]. Начинать закладывать стремление к здоровому образу жизни и высокому уровню физической активности нужно с раннего детства. В период школьного обучения необходимо продолжать мотивировать подростков на необходимость физических занятий, чтобы сохранить здоровье в зрелом возрасте.

Мотивация к физической активности определяется исследователями как особое состояние внутренней направленности личности на достижение оптимального физического состояния, уровня подготовленности и работоспособности [2]. Желание заниматься спортом как формой физической деятельности может сформироваться лишь тогда, когда общественно значимые и личные ценности человека относительно этого фактора находятся в пропорциональном соотношении. Интерес к спортивным занятиям может формироваться у ребенка под влиянием окружающей среды, социальных установок, его личных убеждений.

Зарождение интереса к спорту происходит обычно в раннем возрасте, когда ребенок в ходе первичной физической деятельности (ползание, лазание, бег, прыжки и т.д.) получает первые знания о своем теле, его возможностях, перспективах развития и первичных гигиенических навыках. Развиваясь и получая новую информацию и в силу особенностей физического развития ребенка у него происходит дальнейшее формирование желания заниматься тем или иным видом спорта, а на этом этапе уже необходимы знания теории и методики физического воспитания.

Изучением мотивационной деятельности школьников занимались Л.И. Божович, П.К. Дуркин, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.М. Матюшкин. Как показывают их работы, складывание мотивационных основ к занятиям спортом зависит от возраста, пола и личностных особенностей субъекта деятельности.

Проводя исследование, мы, прежде всего, ориентировались на теоретические разработки Н.М. Баламутовой, Л.В. Шейко, И.П. Олейникова [3]. Эти авторы предложили типологию из нескольких блоков внутренних мотивов, необходимых для складывания успешной мотивации к занятиям спортом у школьников и студентов: 1) мотивы укрепления здоровья; 2) мотивы развития двигательных и волевых качеств; 3) эмоциональные мотивы. Это исследование формирования установок к активной деятельности индивида опирается на теорию о локусе мотивации, по которому она может быть как внешней, так и внутренней [4]. Внутреннее расположение мотивационного локуса предполагает, что физические занятия вид деятельности интересны для индивида, у него появляется внутреннее желание (установка) заняться физическими упражнениями. В том случае, когда индивид реализует желания, напрямую не зависящие от проявлений физической активности, то мы можем говорить о присутствии факторов внешней мотивации. Внешние мотивы деятельности, в зависимости от их влияния на успешность осуществления деятельности, разделяются на положительные и отрицательные.

Цель нашего исследования состояла в выявлении ведущих факторов мотивации к занятиям спортом в разном возрасте, на примере учеников 6 класса и студентов 3 курса Нижегородского областного училища олимпийского резерва (г. Нижний Новгород). Психодиагностическое тестирование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления субъективного отношения школьников и старшекурсников к спорту, изучение мотивации к занятиям спортом.

Для реализации цели нами применялись следующие психодиагностические методики: 1) анкета для оценки мотивов укрепления здоровья, мотивов развития двигательных и волевых качеств, основанная на концепции Н.М. Баламутовой, Л.В. Шейко, И.П. Олейникова [3]; 2) методика оценки мотивации к физической деятельности, автор К. Замфир в модификации А.А. Реана [4], позволяющей выявить мотивационные компоненты: внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию и внешнюю отрицательную мотивацию. Для статистической обработки данных использовался F-критерий Фишера [5]. Выборка включила 16 студентов 3-го курса и 18 школьников 6 класса. Общая величина выборочной совокупности – 34 человек.

Результаты обработки полученных от учащихся материалов показали, что значительными для обеих возрастных групп являются блоки укрепления и поддержания здоровья (42% школьников и 35% старшекурсники), развития силы и выносливости (57% школьники и 50% старшекурсники) (табл. 1).

Таблица 1 – Мотивация к занятиям физической культурой у студентов и школьников (в % к числу опрошенных) при p=0,05

Мотивы

Школьники Студенты Критерий разности

Уровень значимости

1. Укрепление и поддержание здоровья 42 35 2,08 не значимая
2.Хорошее самочувствие после занятий 14 7 0,05 не значимая
3.Развитие силы 57 50 1,43 не значимая
4.Развитие выносливости 57 50 1,43 не значимая
5.Развитие скорости движений 28 50 3,02 не значимая
6.Удовольствие от занятий 28 14 4,12 значимая
7.Хорошее настроение во время и после занятий 28 14 4,12 значимая

Для старшекурсников немаловажным является мотив развития скорости движений (50% опрошенных), тогда как для школьников (28%) он менее значим. А мотивы, касающиеся получения положительных эмоций и удовлетворения от занятий спортом, наоборот, сильнее выражены у школьников (28%), чем у студентов училища (14%). Это может быть связано с увеличением уровня физических нагрузок на тренировках в старшем возрасте, с меньшей динамикой результативности, демонстрируемой в подростковом возрасте, а также большим уровнем личностных ожиданий. Обращает на себя внимание и относительно низкий уровень выраженности мотивов, связанных с физическим самочувствием – во время и после занятий. В обеих возрастных группах этот показатель низкий, что также может быть показателем с высокими физическими нагрузками в ходе тренировок.

Для оценивания и сравнения отдельных мотивационных компонентов использовалась методика К. Замфир [4]. Данные этой методики показали, что у школьников показатели внешней отрицательной мотивации достоверно (при p=0,05) отличаются от показателей у студентов (табл. 2).

Таблица 2 – Результаты сравнительного анализа мотивационных особенностей студентов и школьников (в % к числу опрошенных) при p=0,05

Тип мотивации Студенты Школьники Критерий разности t Уровень значимости
1. Внутренняя 4,5 4,0 2,74 не значимая
2. Внешняя положительная 3,6 3,7 0,93 не значимая
3. Вешняя отрицательная 2,7 3,5 11,23 значимая

Такое различие может объясняться тем фактором, что у младших школьников в мотивационных аспектах выбора спортивных занятий и вхождения в спорт в целом часто присутствует давление со стороны родителей и тренера, а студент уже имеет возможность находится с тренером в социально равных отношениях, и мнение родителей им может не учитываться совсем.

Как видно из данных таблицы 2, внутренняя мотивация и у школьников и у студентов находится примерно на одном уровне и имеет достаточно высокий показатель. Это может говорить о том, что спорт и для школьников и для студентов техникума является важной частью их жизни, к нему присутствует устойчивый интерес, соответствующий удовлетворению внутренних потребностей школьников и студентов, а также их личностной самореализации.

Можно также заметить, что внешняя положительная мотивация у школьников и студентов находится на одинаковом уровне. Это можно объяснить тем, что спорт является частью их жизненных приоритетов; результаты, достигнутые в этом виде деятельности, для них очень важны. Перспективы развития в себя в этой деятельности для представителей обеих групп показательны и весомы.

Известно, что в результате социализации личности формирующаяся структура мотивации усложняется. На различных возрастных этапах приоритетными для человека являются различные потребности. С возрастом увеличивается личностная осознанность такой установки, как желание заниматься какими-либо конкретными видами деятельности. Аналогично и мотивация к занятию спортом усиливается при соотнесении индивидом своих увлечений и желаний с той деятельностью, которой он занимается.

Изучение мотивации вхождения в спорт школьников и старшекурсников училища Олимпийского резерва доказывает, что в целом ее уровень у опрошенных учащихся высок, то есть занятия физической культурой и спортом являются для них важной составляющей жизни. Отличительной чертой структуры мотивации школьников является более значимая, чем у студентов, выраженность внешнего отрицательного компонента.


Библиографический список
  1. Уколов А.В., Рябинина С.К., Пономарев В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты: монография. Красноярск: СибГТУ, 2013. 160 с.
  2. Беляничева В.В., Грачева Н.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2. Саратов: ООО ИЦ «Наука», 2009. С. 6-9.
  3. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию // Теория и практика физической культуры. 2005, № 1. С. 79-85.
  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 1999. 416 с.
  5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. М.: Речь, 2007. 350 с.


Все статьи автора «Катунова Валерия Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: