В настоящее время все большее значение придается заботе о здоровье молодежи, правильном развитии учащихся школ и средних профессиональных учебных заведений. Для успешного и эффективного осуществления деятельности любого типа очень важна мотивация [1]. Начинать закладывать стремление к здоровому образу жизни и высокому уровню физической активности нужно с раннего детства. В период школьного обучения необходимо продолжать мотивировать подростков на необходимость физических занятий, чтобы сохранить здоровье в зрелом возрасте.
Мотивация к физической активности определяется исследователями как особое состояние внутренней направленности личности на достижение оптимального физического состояния, уровня подготовленности и работоспособности [2]. Желание заниматься спортом как формой физической деятельности может сформироваться лишь тогда, когда общественно значимые и личные ценности человека относительно этого фактора находятся в пропорциональном соотношении. Интерес к спортивным занятиям может формироваться у ребенка под влиянием окружающей среды, социальных установок, его личных убеждений.
Зарождение интереса к спорту происходит обычно в раннем возрасте, когда ребенок в ходе первичной физической деятельности (ползание, лазание, бег, прыжки и т.д.) получает первые знания о своем теле, его возможностях, перспективах развития и первичных гигиенических навыках. Развиваясь и получая новую информацию и в силу особенностей физического развития ребенка у него происходит дальнейшее формирование желания заниматься тем или иным видом спорта, а на этом этапе уже необходимы знания теории и методики физического воспитания.
Изучением мотивационной деятельности школьников занимались Л.И. Божович, П.К. Дуркин, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.М. Матюшкин. Как показывают их работы, складывание мотивационных основ к занятиям спортом зависит от возраста, пола и личностных особенностей субъекта деятельности.
Проводя исследование, мы, прежде всего, ориентировались на теоретические разработки Н.М. Баламутовой, Л.В. Шейко, И.П. Олейникова [3]. Эти авторы предложили типологию из нескольких блоков внутренних мотивов, необходимых для складывания успешной мотивации к занятиям спортом у школьников и студентов: 1) мотивы укрепления здоровья; 2) мотивы развития двигательных и волевых качеств; 3) эмоциональные мотивы. Это исследование формирования установок к активной деятельности индивида опирается на теорию о локусе мотивации, по которому она может быть как внешней, так и внутренней [4]. Внутреннее расположение мотивационного локуса предполагает, что физические занятия вид деятельности интересны для индивида, у него появляется внутреннее желание (установка) заняться физическими упражнениями. В том случае, когда индивид реализует желания, напрямую не зависящие от проявлений физической активности, то мы можем говорить о присутствии факторов внешней мотивации. Внешние мотивы деятельности, в зависимости от их влияния на успешность осуществления деятельности, разделяются на положительные и отрицательные.
Цель нашего исследования состояла в выявлении ведущих факторов мотивации к занятиям спортом в разном возрасте, на примере учеников 6 класса и студентов 3 курса Нижегородского областного училища олимпийского резерва (г. Нижний Новгород). Психодиагностическое тестирование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления субъективного отношения школьников и старшекурсников к спорту, изучение мотивации к занятиям спортом.
Для реализации цели нами применялись следующие психодиагностические методики: 1) анкета для оценки мотивов укрепления здоровья, мотивов развития двигательных и волевых качеств, основанная на концепции Н.М. Баламутовой, Л.В. Шейко, И.П. Олейникова [3]; 2) методика оценки мотивации к физической деятельности, автор К. Замфир в модификации А.А. Реана [4], позволяющей выявить мотивационные компоненты: внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию и внешнюю отрицательную мотивацию. Для статистической обработки данных использовался F-критерий Фишера [5]. Выборка включила 16 студентов 3-го курса и 18 школьников 6 класса. Общая величина выборочной совокупности – 34 человек.
Результаты обработки полученных от учащихся материалов показали, что значительными для обеих возрастных групп являются блоки укрепления и поддержания здоровья (42% школьников и 35% старшекурсники), развития силы и выносливости (57% школьники и 50% старшекурсники) (табл. 1).
Таблица 1 – Мотивация к занятиям физической культурой у студентов и школьников (в % к числу опрошенных) при p=0,05
Мотивы |
Школьники | Студенты | Критерий разности |
Уровень значимости |
1. Укрепление и поддержание здоровья | 42 | 35 | 2,08 | не значимая |
2.Хорошее самочувствие после занятий | 14 | 7 | 0,05 | не значимая |
3.Развитие силы | 57 | 50 | 1,43 | не значимая |
4.Развитие выносливости | 57 | 50 | 1,43 | не значимая |
5.Развитие скорости движений | 28 | 50 | 3,02 | не значимая |
6.Удовольствие от занятий | 28 | 14 | 4,12 | значимая |
7.Хорошее настроение во время и после занятий | 28 | 14 | 4,12 | значимая |
Для старшекурсников немаловажным является мотив развития скорости движений (50% опрошенных), тогда как для школьников (28%) он менее значим. А мотивы, касающиеся получения положительных эмоций и удовлетворения от занятий спортом, наоборот, сильнее выражены у школьников (28%), чем у студентов училища (14%). Это может быть связано с увеличением уровня физических нагрузок на тренировках в старшем возрасте, с меньшей динамикой результативности, демонстрируемой в подростковом возрасте, а также большим уровнем личностных ожиданий. Обращает на себя внимание и относительно низкий уровень выраженности мотивов, связанных с физическим самочувствием – во время и после занятий. В обеих возрастных группах этот показатель низкий, что также может быть показателем с высокими физическими нагрузками в ходе тренировок.
Для оценивания и сравнения отдельных мотивационных компонентов использовалась методика К. Замфир [4]. Данные этой методики показали, что у школьников показатели внешней отрицательной мотивации достоверно (при p=0,05) отличаются от показателей у студентов (табл. 2).
Таблица 2 – Результаты сравнительного анализа мотивационных особенностей студентов и школьников (в % к числу опрошенных) при p=0,05
Тип мотивации | Студенты | Школьники | Критерий разности t | Уровень значимости |
1. Внутренняя | 4,5 | 4,0 | 2,74 | не значимая |
2. Внешняя положительная | 3,6 | 3,7 | 0,93 | не значимая |
3. Вешняя отрицательная | 2,7 | 3,5 | 11,23 | значимая |
Такое различие может объясняться тем фактором, что у младших школьников в мотивационных аспектах выбора спортивных занятий и вхождения в спорт в целом часто присутствует давление со стороны родителей и тренера, а студент уже имеет возможность находится с тренером в социально равных отношениях, и мнение родителей им может не учитываться совсем.
Как видно из данных таблицы 2, внутренняя мотивация и у школьников и у студентов находится примерно на одном уровне и имеет достаточно высокий показатель. Это может говорить о том, что спорт и для школьников и для студентов техникума является важной частью их жизни, к нему присутствует устойчивый интерес, соответствующий удовлетворению внутренних потребностей школьников и студентов, а также их личностной самореализации.
Можно также заметить, что внешняя положительная мотивация у школьников и студентов находится на одинаковом уровне. Это можно объяснить тем, что спорт является частью их жизненных приоритетов; результаты, достигнутые в этом виде деятельности, для них очень важны. Перспективы развития в себя в этой деятельности для представителей обеих групп показательны и весомы.
Известно, что в результате социализации личности формирующаяся структура мотивации усложняется. На различных возрастных этапах приоритетными для человека являются различные потребности. С возрастом увеличивается личностная осознанность такой установки, как желание заниматься какими-либо конкретными видами деятельности. Аналогично и мотивация к занятию спортом усиливается при соотнесении индивидом своих увлечений и желаний с той деятельностью, которой он занимается.
Изучение мотивации вхождения в спорт школьников и старшекурсников училища Олимпийского резерва доказывает, что в целом ее уровень у опрошенных учащихся высок, то есть занятия физической культурой и спортом являются для них важной составляющей жизни. Отличительной чертой структуры мотивации школьников является более значимая, чем у студентов, выраженность внешнего отрицательного компонента.
Библиографический список
- Уколов А.В., Рябинина С.К., Пономарев В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты: монография. Красноярск: СибГТУ, 2013. 160 с.
- Беляничева В.В., Грачева Н.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2. Саратов: ООО ИЦ «Наука», 2009. С. 6-9.
- Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию // Теория и практика физической культуры. 2005, № 1. С. 79-85.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 1999. 416 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. М.: Речь, 2007. 350 с.