Студенческая пора считается завершающим периодом насыщенного становления системы ценностных взаимоотношений. Ряд авторов выделяет три основных компонента процесса адаптации студентов: психологический, социально-психологический, и деятельный.
Процесс адаптации студентов к обучению в вузе завершается, как правило, к концу 3 курса. По мнению М.С.Яницкого, период обучения в высшем учебном заведении является наиболее важным в жизни человека с точки зрения происходящего в этот период личностного роста, становления его как личности. У абитуриентов к началу обучения в высшем учебном заведении уже имеется своеобразная система ценностно-смысловых отношений, со временем трансформирующаяся под действием изучения и профессионального воспитания, одна из наиглавнейших функций которых содержится в трансляции свежих идей, мыслей, ценностей.
Первый компонент содержит в себе модификация социальной роли обучаемого. Социально-психологический компонент содержит в себе перестройку речи студентов и мышления в условиях профессионального обучения. Деятельная составляющая заключает в себе адаптацию к новым психофизиологическим нагрузкам.
В.Н. Дружинин и В.И. Ковалев [1] выделили три вида адаптации в высшем учебном заведении:
- педагогическая адаптация. Она предполагает приспособление абитуриентов к новой системе вузовского обучения, которая значительно различается от школьной системы.
- психофизиологическая адаптация. Под ней понимается попадание студентов в новейшие современные, совсем непривычные для него, условия обучения, впоследствии чего совершается ломка старых и формирование новейших моделей обучения. Успешность психофизиологической адаптации определяется во многом индивидуально-психофизиологическими особенностями.
- профессиональная адаптация. Она подразумевает вхождение человека в новую для него профессиональную сферу, усвоение ее норм и ценностей.
В классификации А.А. Смирнова, выделяются три компонента адаптации: социальный, дидактический и профессиональный.
Под социальной адаптацией понимается усвоение норм, стереотипов необходимые для жизнедеятельности, с помощью которых человек активно подстраивается к повторяющимся обстоятельствам жизни. Другими словами, студента ожидает приспособление не только к новым условиям обучения, но и к новому групповому коллективу, который включает одногруппников и преподавателей [2].
Дидактическая адаптация лежит в основе преемственности в системе «школа-вуз», постепенное вхождение в сферу вузовской системы обучения и заключается в освоении студентом новых форм и методов обучения, выработке навыков самостоятельности в учебной и научной работе.
Под профессиональной адаптацией понимается процесс формирования психологической готовности студентов к условиям будущей профессиональной деятельности, профессионально важных качеств [3]. Этот вид адаптации наступает стремительно у тех студентов, личностные свойства которых соответствуют требованиями запросам данной профессиональной деятельности.
Многие авторы в строение вузовской адаптации включают фактор мотивации учебной деятельности (В.Д. Шадриков, Л.С. Славина, А.К. Маркова, А.А. Реан). Высокая роль мотивации в данном процессе обусловлена тем, что ведущие мотивы личности являются побудительной силой, направляющей деятельность студентов, протекающая не только во внешней социальной и предметной среде, но также имеющая неразрывную связь с внутренней эмоционально-смысловой стороной. Здесь важно учитывать такие характеристики данного процесса, как связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности, а также временную устойчивость. Доминирующим типом мотивации в учебной деятельности является внутренняя мотивация.
Таким образом, адаптация личности студента к обучению – это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс, из-за несоответствия способов обучения в школе и вузе. По мнению автора, при изучении данной характеристики учебного процесса необходимо также учитывать индивидуальные особенности студентов, характер ближайшей референтной группы, уровень сплоченности студенческого коллектива и т.д.
Библиографический список
- Ковалев В.П., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. В.П. Ковалев, В.Н. Дружинин // Психологический журнал. 1982. Т.№. №6.
- Смирнов А.А. Психология вузовской адаптации: Учеб.пособие / А.А.Смирнов, Н.Г.Живаев. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.
- Хизбуллина Р.Р. Высшая школа как этап профессиональной социализации молодежи: методологический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2015. №11(51). С.337-339.