Научный руководитель
Юдеева Т. В
кандидат психологических наук
преподаватель кафедры психологии
Актуальность. Проблема девиантного поведения подростков вызывает в последние годы особое внимание. Уже длительное время одним из приоритетных направлений деятельности отечественной психологической службы остается профилактика и коррекция девиантного поведения. Проявления девиантного поведения несовершеннолетних могут приобретать иногда опасные формы. Возникает реальная угроза здоровью и жизни, как самого ребенка, так и людей, которые его окружают. Таким образом, очень важным является более тщательное исследование данного феномена.
Целью статьи является тщательное изучение особенностей проявления девиантного поведения подростками.
Основное изложение материала. Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы отечественных и зарубежных ученных. Среди них Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.С. Мухина, Ю.И. Фролов, Н.Ю. Максимова и многие другие. Эффективная борьба с разнообразными проявлениями девиантного поведения возможна при условии четких представлений о его психологических детерминантах. Девиантное поведение формируется, если ребенок не усваивает должным образом моральных норм и правил поведения, принятых в обществе.
В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств – от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений.
Для установления границ между нормальным и отклоняющимся поведением, необходимо учитывать не только социальные и биологические критерии нормы, но и возрастные. Изучая проблему девиантного поведения, представители гуманистической психологии, обращают внимание на индивидуальные нормы. Индивидуальной нормой является, «то лучшее, что характерно для конкретного человека в конкретном возрасте, при необходимых, соответствующих условиях развития» и « принимает во внимание уникальность индивида, но не отражает тех свойств, которые присущи большинству людей и событиям» [5, с. 28].
С точки зрения психоаналитического подхода (З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг), поведение,отклоняющееся от общепринятых социальных норм проявляется тогда, когда психологическая защита, направлена на уменьшение напряжения вследствие неэффективного взаимодействия трех подструктур личности Ид, Эго и Супер-Эго, недостаточно для полноценного функционирования личности (З. Фрейд). [2, с. 18]
По мнению Р. Мертона, когда общественные ценности, принимаемые и задаваемые, не могут быть достигнуты, возникает девиантное поведение. Э. Дюргейм считает, что при ослаблении социально-нормативного контроля, возрастает вероятность появления девиаций поведения [6, с. 288].
В мировой психологической литературе, исследования отклоняющегося поведения представлены достаточно широко, а в отечественной психологии является определяющим, так как девиантное поведение создает трудности в социализации личности, в ее становлении и развитии[6].
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских разделяют все поведенческие девиации на две большие группы.
Первую группу составляют отклонения, которые называют «нестандартным поведением». Оно проявляется в форме новых идей, а также действий, которые не укладываются в социальные стереотипы. Такое поведение определяется активностью, которое играет положительную роль в развитии общества.
Вторая группа – деструктивное поведение. Типология данного поведения структурируется в соответствии с целями, которые могут быть внешне деструктивными, связанными с нарушением социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и внутренне деструктивными, которые направлены на дезинтеграцию самой личности, ее регресс. [3, с. 24]
Н.Ю. Максимова выделяет следующие общие проявления социальной дезадаптации для детей и взрослых:
- постоянная неуспеваемость в учебе или неспособность зарабатывать собственным трудом:
- выраженная неуспеваемость в жизненно важных сферах общения (в семье, учебной или производственной группе, межличностных ные отношения);
- нарушение моральных и даже правовых норм;
- изоляция от окружения в сочетании с враждебным отношением к нему.[3]
Форма социальной дезадаптации и степень ее выраженности, по мнению Н.Ю. Максимовой, являются определяющими характеристиками девиантного поведения [3, с. 20]. Они могут быть незначительными, то есть не наносить вреда социума и самому человеку, или тотально разрушать жизнедеятельность человека и быть опасными для общества.
Девиантное поведение рассматривается социологическими теориями в контексте общественных норм и правил, которые утверждены в данном обществе. Социальные отклонения поддаются социальным закономерностям, они зависят от общества и времени, их можно прогнозировать, в некоторых случаях они управляемы. Представителями данной теории являются О.Конт, Г. де Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон [6].
Девиантное поведение подростка является результатом экологической, экономической, социальной нестабильности общества. Данное поведение имеет сложную природу, которая обуславливается различными факторами, такими как: подростками переживается невозможность осуществления желания жить в достатке, получить высшее образовании. Это проявляется в асоциальном и аморальном поведении, которое сопровождается серьезными невротическими заболеваниями, побегами из дома, наркотической зависимостью, нарушениями общественных норм и правил. У современного подростка, по мнению Д.И Фельдштей, ослабевает желание соответствовать ожиданиям коллектива и общества, а желание уклониться от них, усиливается.
Подростки-делинквенты игнорируются обществом, сверстниками, они выпадают из круга нормального общения. Чаще всего, такие подростки живут в неблагоприятных семьях. У них нет четкого представления своего будущего, отношение к нему крайне неопределенное, они отвергают общечеловеческие ценности, наблюдается отсутствие интереса к учебе и познанию (А.А., Заики Е.В., Крейдун Н.П., Ячиной А.С., Личко А.Е).
Ученными отмечено то, что определенные личностные качества подростка, могут способствовать образованию девиантного поведения, а некоторые жизненные ситуации, могут стать основой для его проявления (Кондратьев., М.Юпирожков В.Ф., Кудрявцев В.Н., Реан А.А., Розин М.В. и др) [2, с. 28].
Вывод. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное поведение имеет сложную природу, которая обуславливается различными факторами. На формирование девиантного поведения, оказывает влияние группы сверстников больше, чем влияние особенностей личности. Дезадаптивное поведение, связанно с окружением и определенным типом ситуаций. Можно отметить то, что поведение, которое взрослые называют отклоняющимся, с позиции самого подростка считается “нормальным”, оно проявляется в игре, приключениях, в желании побывать в необычных ситуациях, а так же испытать рамки дозволенного. Перспективами дальнейшего исследования является разработка и эффективное применение методов психологической коррекции личности подростков с девиантным поведением.
Библиографический список
- Боссарт А. Б. Парадоксы возраста или воспитания? — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Гилинский, Я.И. Институт семьи в системе «Девиантность – социальный контроль» [Электронный ресурс] / Я. И Гилинский. – Режим доступа. – //http://www.narcom.ru/parents/parents/16.html
- Максимова Н.Ю.Психология Девиантного поведения Из-во «Лебедь», 2011.-515
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 445 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия/ М., 1996. – С. 3-184