В настоящее время увеличилось число детей, с повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, у детей наблюдаются постоянные интенсивные страхи, часто школьники подвергаются стрессовым переживаниям.
Под стрессом понимается «все, что ведет организм к быстрому старению или вызывает болезни» [1, с. 30].
С недавнего времени понятие «стресс» стало общеупотребительным, не только применительно к взрослым, но и к детям. Но все же, детский стресс нуждается в особых характеристиках. Детский стресс– это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка, когда привычный ход его жизни нарушается любым нововведением. Причины стресса у детей носят самый разный характер. Как правило, это – необходимость разлучаться с близкими людьми, это и перемены в привычном течении жизни, и, даже – телевизионные программы.
Таким образом, в современном мире проблема детского стресса актуальна, данной проблеме уделяется большое внимание исследователей.
Проблема феноменологии стрессовых переживаний у детейизучалась многими исследователями, такими как С. Вожнер, Р. Розенфельд, Д. Кокс, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др. Ученый Д. Кокс определяет стресс, как психологическое состояние, являющееся частью более широкого процесса, данный процесс, состоит из взаимодействия индивидуумов с их рабочей средой [3, с. 13]. Интерес феноменологией стрессовых переживаний именно обусловлен тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. В этом возрасте все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Известно, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.[2. с. 23-46]
Постановка задачи. Объектом нашего исследования является личностно-мотивационная сфера, а его предметом - особенности характеристики личностно-мотивационной сферы школьников в период адаптации
Цель исследования: выявить характеристику личностно-мотивационной сферы школьников в период адаптации.
В нашей работе мы руководствовались двумя методиками:
1. Карта наблюдений Стотта представляет возможным изучить личностные особенности учеников, на явность их дезадаптации к школе.
2«Беседы о школе» разработанная Т.А. Нежновой направленной на исследование внутренней позиции школьника и выявление характера направленности ребенка на учебную деятельность.
В исследовании участвовало 104 младших школьников. Из них 65 человек составили основную группу, а 39 человек группа сравнения.
Полученные результаты и их интерпретация. Анализ результатов по Карте наблюдений Стотта представляет возможным изучить личностные особенности учеников, на явность их дезадаптации к школе.
Итак, полученные данные указывают на статистически значимые связи между группами по шкале IV-TB (t=2,7 при p≤0,01) и Х-ЭН (t=1,8 при p≤0,05).
Согласно данным, для школьников обеих групп характерным является недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям, тревога за принятие их взрослыми. Однако, у первоклассников основной группы тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны, выше, чем в группе сравнения, эмоциональные напряжения наоборот выше в группе сравнения.
Таким образом, дети проявляют повышенную чувствительность к мнениям окружающих и настороженность по отношению к новым явлениям и людям в их жизни, прослеживается желание быть принятыми реферонтной группой взрослых и значимой категорией является одобрение с позиции взрослых. Отметим, что результат данных свидетельствует, о заметной выраженности данных факторов.
Рассмотрим распределение данных по исследованию внутренней позиции школьника и выявление характера направленности ребенка на учебную деятельность с помощью методики «Беседы о школе» разработанная Т.А. Нежновой.
Средний показатель по основной выборке (ср.зн. 7,8±0,6) свидетельствует о низком уровне направленности ребенка на учебную деятельность, т.е. преобладание игровых мотивов над учебными. Что говорит о несформированной внутренней позиции школьника. В отличие от группы сравнения, где преобладает учебная позиция и достаточно сформирована школьная направленность (ср.зн. 12,8±0,6).
Диагностируются статистически значимые различия между выборками в показателях учебной направленности первоклассников (t= 14,9 приp≤0,01). Согласно t-критерия Стьюдента полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
С целью более детального изучения распределение показателей внутренней позиции школьника по уровням выраженности рассмотрим рис.1. В основной группе нет школьников относящихся к высокому уровню сформированости внутренней позиции школьника и направленности на учебную деятельность, в группе сравнения 13, 5 школьников относятся к высокому уровню. Средний уровень в основной группе 9,8, в группе сравнения 11, 9. Низкий уровень по методике Т. А. Нежновой в основной группе 6, 4, в группе сравнения 6.
Таким образом, необходимо отметить, что характерным для младших школьников в двух выборках является проявление настороженности и недоверия к новым условиям, переживание тревоги относительно одобрения и принятия их взрослыми, значимым выступает заинтересованность школьниками взрослыми. Отмеченные критерии выше в основной группе. Также укажем, что у детей с высоким уровнем тревоги наблюдается преобладание игровой мотивации и не достаточность сформированности внутренней позиции школьника. В отличие от детей сравнительной группы, где доминирует мотивация обучения и диагностируется сформированность внутренней позиции школьника.
Выводы:
- Определено, что характерным для младших школьников в двух выборках является проявление настороженности и недоверия к новым условиям, переживание тревоги относительно одобрения и принятия их взрослыми, значимым выступает заинтересованность школьниками взрослыми. Отмеченные критерии выше в основной группе. Также укажем, что у детей с высоким уровнем тревоги наблюдается преобладание игровой мотивации и не достаточность сформированности внутренней позиции школьника. В отличие от детей сравнительной группы, где доминирует мотивация обучения и диагностируется сформированность внутренней позиции школьника.
- Установлено, в основной группе на фоне не достаточной сформированности внутренней позиции школьника и низкой мотивации к обучению, проявляется недоверие к новым условиям жизнедеятельности, что провоцирует ощущение незащищенности и чувство собственной ущербности в отличие от сверстников, что в свою очередь влечет за собой повышения уровня тревоги, выраженность депрессивных проявлений и эмоциональное перенапряжение. Что характеризует переживание стресса младшими школьниками и влияет на успешность адаптации.
Выявлено, в группе сравнения у детей с преобладанием высокой мотивации к учебе и сформированности направленности на школьное обучение диагностируются низкий уровень тревоги. При затруднении в общении со сверстниками и взрослыми у детей диагностируется повышения волнения за непринятие их детьми и взрослыми, оценка с их стороны, вследствие чего наблюдается проявление эмоционального перенапряжения.
Библиографический список
- Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
- Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – С.23 – 46
- Блум Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум., А. Лейзерсон., Хофстедтер. – М., 1988. – 246 с.