УДК 159.922.73

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Муслимова Фериде Гафаровна
ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет"

Аннотация
Адаптированность можно определить как уровень приспособления человека, который проявляется через его социальный статус и самоощущение, удовлетворенность или неудовлетворенность собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован. Данная статья посвящена исследованию личностно-мотивационной сферы школьников в период адаптации.

Ключевые слова: адаптация, внутренняя позиция школьника, личностно-мотивационная сфера, младшие школьники, учебная деятельность


CHARACTERISTICS OF PERSONALITY-MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS IN ADAPTATION

Muslimovа Feride Gafarovna
Crimean Engineering and Pedagogical University

Abstract
Adaptability can be defined as the level of human adaptation that is manifested through his social status and self-perception, satisfaction or dissatisfaction with himself and his life. A person can be harmonious and adapted. This article is devoted to the study of personality-motivational sphere of students in the period of adaptation.

Keywords: adaptation, internal student position, junior high school students, learning activities, personality-motivational sphere


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Муслимова Ф.Г. Характеристика личностно-мотивационной сферы школьников в период адаптации // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/04/6699 (дата обращения: 01.11.2023).

В настоящее время увеличилось число детей, с повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, у детей наблюдаются постоянные интенсивные страхи, часто школьники подвергаются стрессовым переживаниям.

Под стрессом понимается «все, что ведет организм к быстрому старению или вызывает болезни» [1, с. 30].

С недавнего времени  понятие «стресс» стало общеупотребительным, не только применительно к взрослым, но и к детям. Но все же, детский стресс нуждается в особых характеристиках. Детский стресс– это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка, когда привычный ход его жизни нарушается любым нововведением. Причины стресса у детей носят самый разный характер. Как правило, это – необходимость разлучаться с близкими людьми, это и перемены в привычном течении жизни, и, даже – телевизионные программы.

Таким образом, в современном мире проблема детского стресса актуальна, данной проблеме уделяется большое внимание исследователей.

Проблема феноменологии стрессовых переживаний у детейизучалась многими исследователями, такими как С. Вожнер, Р. Розенфельд, Д. Кокс, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др. Ученый Д. Кокс определяет стресс, как психологическое состояние, являющееся частью более широкого процесса, данный процесс, состоит из взаимодействия индивидуумов с их рабочей средой [3, с. 13]. Интерес феноменологией стрессовых переживаний именно обусловлен тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. В этом возрасте все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Известно, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.[2. с. 23-46]

Постановка задачи. Объектом нашего исследования является личностно-мотивационная сфера, а его предметом  - особенности характеристики личностно-мотивационной сферы школьников в период адаптации

Цель исследования: выявить характеристику личностно-мотивационной сферы школьников в период адаптации.

В нашей работе мы руководствовались двумя методиками:

1. Карта наблюдений Стотта представляет возможным изучить личностные особенности учеников, на явность их дезадаптации к школе.

2«Беседы о школе» разработанная Т.А. Нежновой направленной на  исследование внутренней позиции школьника и выявление характера направленности ребенка на учебную деятельность.

В исследовании участвовало 104 младших школьников. Из них 65 человек составили основную группу, а 39 человек группа сравнения.

Полученные результаты и их интерпретация. Анализ результатов по Карте наблюдений Стотта представляет возможным изучить личностные особенности учеников, на явность их дезадаптации к школе.

Итак, полученные данные указывают на статистически значимые связи между группами по шкале IV-TB (t=2,7 при p≤0,01) и Х-ЭН (t=1,8 при p≤0,05).

Согласно данным, для школьников обеих групп характерным является недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям, тревога за принятие их взрослыми. Однако, у первоклассников основной группы тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны, выше, чем в группе сравнения, эмоциональные напряжения наоборот выше в группе сравнения.

Таким образом, дети проявляют повышенную чувствительность к мнениям окружающих и настороженность по отношению к новым явлениям и людям в их жизни, прослеживается желание быть принятыми реферонтной группой взрослых и значимой категорией является одобрение с позиции взрослых. Отметим, что результат данных свидетельствует, о заметной выраженности данных факторов.

Рассмотрим распределение данных по исследованию внутренней позиции школьника и выявление характера направленности ребенка на учебную деятельность с помощью методики «Беседы о школе» разработанная Т.А. Нежновой.

Средний показатель по основной выборке (ср.зн. 7,8±0,6) свидетельствует о низком уровне направленности ребенка на учебную деятельность, т.е. преобладание игровых мотивов над учебными. Что говорит о несформированной внутренней позиции школьника.  В отличие от группы сравнения, где преобладает учебная позиция и достаточно сформирована школьная направленность (ср.зн. 12,8±0,6).

Диагностируются статистически значимые различия между выборками в показателях учебной направленности первоклассников (t= 14,9 приp≤0,01).  Согласно t-критерия Стьюдента полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.

С целью более детального изучения распределение показателей внутренней позиции школьника по уровням выраженности рассмотрим рис.1. В основной группе нет школьников относящихся к высокому уровню сформированости внутренней позиции школьника и направленности на учебную деятельность, в группе сравнения 13, 5 школьников относятся к высокому уровню. Средний уровень в основной группе 9,8, в группе сравнения 11, 9. Низкий уровень по методике Т. А. Нежновой  в основной группе 6, 4, в группе сравнения 6.

Таким образом, необходимо отметить, что характерным для младших школьников в двух выборках является проявление настороженности и недоверия к новым условиям, переживание тревоги относительно одобрения и принятия их взрослыми, значимым выступает заинтересованность школьниками взрослыми. Отмеченные критерии выше в основной группе.  Также укажем, что у детей с высоким уровнем тревоги наблюдается преобладание игровой мотивации и не достаточность сформированности внутренней позиции школьника. В отличие от детей сравнительной группы, где доминирует мотивация обучения и диагностируется сформированность внутренней позиции школьника.

Выводы:

  1. Определено, что характерным для младших школьников в двух выборках является проявление настороженности и недоверия к новым условиям, переживание тревоги относительно одобрения и принятия их взрослыми, значимым выступает заинтересованность школьниками взрослыми. Отмеченные критерии выше в основной группе.  Также укажем, что у детей с высоким уровнем тревоги наблюдается преобладание игровой мотивации и не достаточность сформированности внутренней позиции школьника. В отличие от детей сравнительной группы, где доминирует мотивация обучения и диагностируется сформированность внутренней позиции школьника.
  2. Установлено, в основной группе на фоне не достаточной сформированности внутренней позиции школьника и низкой мотивации к обучению, проявляется недоверие к новым условиям жизнедеятельности, что провоцирует ощущение незащищенности и чувство собственной ущербности в отличие от сверстников, что в свою очередь влечет за собой повышения уровня тревоги, выраженность депрессивных проявлений и эмоциональное перенапряжение. Что характеризует переживание стресса младшими школьниками и влияет на успешность адаптации.

Выявлено, в группе сравнения у детей с преобладанием высокой мотивации к учебе и сформированности направленности на школьное обучение диагностируются низкий уровень тревоги. При затруднении в общении со сверстниками и взрослыми у детей диагностируется повышения волнения за непринятие их детьми и взрослыми, оценка с их стороны, вследствие чего наблюдается проявление эмоционального перенапряжения.


Библиографический список
  1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – С.23 – 46
  3. Блум Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум., А. Лейзерсон., Хофстедтер. – М., 1988. – 246 с.


Все статьи автора «Муслимова Фериде Гафаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: