Образование в Российской Федерации основывается на принципах гуманизма, приоритета прав и свобод личности и ее свободного развития, свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создания условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей, а также предоставления педагогическим работникам свободы в выборе форм, методов обучения и воспитания [1]. В связи с этим у образовательных организаций появляется возможность проектировать и конструировать образовательный процесс по своей модели с учетом региональных условий и специфики самой образовательной организации. Модернизация системы образования идет в направлении разработки различных вариантов научного освоения новых идей и технологий с целью реализации компетентностного подхода. В настоящее время актуальность приобрела технологизация образовательного процесса, под которой понимается его структурирование и формализация, «точное инструментальное управление» им и гарантированное достижение результата [2, с. 11]. Технологический подход в образовании особую популярность приобрел в педагогике в середине ХХ века, что было связано с научно-техническим прогрессом. Тем не менее, идеи технологизации образовательного процесса уже прослеживались начиная с XVII века в трудах чешского педагога Я.А. Коменского, основателя традиционной технологии обучения. Он призывал учить педагогов эффективно использовать педагогический инструментарий с целью получения высоких результатов. Я.А. Коменский утверждал, что «школа – мастерская, она „живая” типография, которая „печатает” людей» [3, с. 9]. Он сравнивал средства обучения и воспитания с теми, которыми пользуются типографские работники для создания книги. В дальнейшем идеи технологического подхода нашли отражение в работах И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко. Термин «технологии в образовании» еще не использовался. Впервые он упоминается в работах по педологии в 1920-е годы, но широкое распространение получает лишь в 1940 −1950-е годы в связи с активным использованием в общеобразовательной школе (в первую очередь за рубежом) различных технических средств (магнитофонов, проигрывателей, фильмопроекторов и др.).
В нашей работе проводится анализ научно-педагогической литературы, посвященной проблемам дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», обобщение педагогической практики, делается попытка разделить эти понятия, уточнить их содержание и обозначить их границы.
Собственно термин «технология» пришел в педагогику из промышленно-производственной сферы. Слово «технология» восходит к двум древнегреческим словам: techne – «искусство, мастерство, умение» и logos – «наука, учение», что позволяет трактовать технологию как науку или учение о мастерстве, искусстве практической деятельности. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова «технология» определяется как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [4]. Например, технология волокнистых веществ, технология гравировки по металлу, технология приготовления пищи.
В.С. Зайцев рассматривает эволюцию понятия «технология» в педагогической науке и выделяет четыре периода [5, с. 11]. Первый период (1940-е – сер. 1950-х гг.) был связан с применением в образовательном процессе аудиовизуальных средств. Во второй период (сер. 1950-х – 1960-е гг.) «технология образования» ассоциировалась с программированным обучением. Третий (1970-е гг.) предполагал использование термина «педагогическая технология», под которой понимался «заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей» [6, с. 11]. В СССР в начале 1970-х годов термин «педагогическая технология» встречается в работах профессора Т.А. Ильиной [7, с. 123-124]. На VIII Международной конференции по программированному обучению и педагогической технологии в Великобритании она отметила, что в отечественной педагогике все проблемы, связанные с технологизацией образования, рассматриваются в русле дидактики, поэтому термин не получил распространения. Четвертый период (с нач. 1980-х гг.) эволюции рассматриваемого понятия тесно связан с развитием информационных технологий обучения, с компьютеризацией.
В зарубежной педагогической литературе встречаются термины «technology in education», «technology of education», «educational technology». Эти термины, близкие по написанию и по значению, были переведены на русский язык и вошли в научный оборот отечественной педагогики. В настоящее время широко используется несколько терминологических сочетаний: «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Отсюда вытекают две большие проблемы:
- Некоторые исследователи используют эти термины как взаимозаменяющие. Вместе с тем в других источниках они обозначают разные понятия. Однако нередко авторы в контексте одной работы могут сами себе противоречить: сначала разграничивать эти понятия, указывая на их различия, затем использовать в качестве синонимов.
- Отсутствует единообразие в понимании сущности данного явления.
Рассмотрим соотношение понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Понятие «образовательная технология» представляется значительно шире, чем понятие «педагогическая технология». Оно связано с понятиями «образование», «образовательный процесс», сущность которых раскрыта в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Из ст. 2 нормативного правового акта следует, что «образование − единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [8]. В связи с этим образование включает, кроме педагогических, и другие смежные аспекты − социальные, психологические, социально-политические, культурологические, управленческие, медико-педагогические, экономические. Образовательные технологии призваны повышать качество и эффективность целостного образовательного процесса. Так, педагогический аспект включает в себя технологии обучения (традиционное, программированное, проблемное и т.д.), технологии воспитания и развития (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского и т.д.). К другим относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие технологии, технологии разрешения конфликтов, технологии формирования социально-коммуникативных навыков, игротерапевтические технологии и другие.
Понятие «педагогическая технология» содержит технологии обучения, технологии воспитания и развития.
Г.К. Селевко выделяет четыре позиции в понимании сущности «педагогическая технология» (см. Табл. 1) [9, с. 35-37].
Таблица 1 – Основные трактовки понятия «педагогическая технология»
№п∕п |
Сущность позиции |
Основная характеристика |
Представители |
1. | Как средство. | Производство и применение методического инструментария, материальных и технических средств обучения. | Б.Т. Лихачев,
С.А. Смирнов, М. Мейер и др. |
2. | Как способ. | Выполнение учебных задач, в основе – алгоритм, программа, система взаимодействия участников образовательного процесса. | В.П. Беспалько,
В.А. Сластенин, В.М. Монахов, Б. Скиннер, Т. Сакамото и др. |
3. | Как научное направление. | Обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, естественных и управленческих наук. | П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев,
Р. Кауфман и др. |
4. | Как многомерное понятие. | Многомерный процесс. | В.И. Боголюбов,
М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, П. Митчелл, Р. Томас и др. |
Разнообразие подходов к пониманию сущности понятия «педагогическая технология» объясняется уровнем ее применения. По Г.К. Селевко, существуют четыре уровня технологий в образовании. Во-первых, метатехнологии (или общепедагогический уровень) охватывают образовательный процесс в государстве, регионе, образовательной организации, реализуют социальную политику в области образования. Примером могут служить технологии развивающего обучения, технологии управления качеством образования и др. Во-вторых, макротехнологии (или частнометодический уровень) – в рамках учебной дисциплины, например, технология преподавания учебного предмета. В-третьих, мезотехнологии (или локальный уровень) – технологии осуществления отдельных частей или модулей образовательного процесса, решение частных дидактических, методических или воспитательных задач, например, технология изучения данной темы. В-четвертых, микротехнологии (или контактно-личностный уровень) включают в себя технологии решения узких задач, например, технологии коррекции отдельных качеств обучающихся [10, с. 38].
Из педагогической технологии вычленяется понятие «технология обучения», которое также не имеет однозначной трактовки. Все имеющиеся дефиниции объединяет общая цель – эффективность образовательного процесса. Наиболее оптимальным определением, раскрывающим сущность технологии обучения, является, на наш взгляд, следующее: «процесс реализации его содержания, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей» [11, с. 244].
Структура любой технологии обучения состоит из следующих элементов:
1. Концептуальная основа – опора на научную концепцию. Так, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина легла в основу программированного обучения. Идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который главным в обучении считал не учебный план, а игры и трудовую деятельность, нашли отражение в проблемно-деятельностном обучении. Зарубежная концепция единиц содержания обучения (авторы − S.N. Posilethwait, B. Goldshmid, M.L. Goldshmid и J. Russel), сущность которой заключалась в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем, стала фундаментом для модульного обучения.
2. Содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные), содержание учебного материала.
3. Процессуальная часть (этапность технологического процесса): организация (организационные приемы) образовательного процесса; методы и формы деятельности обучающихся; методы и формы деятельности преподавателя.
4. Диагностика результативности процесса обучения [12, с. 17].
В рамках понятия «технология обучения» выделяется другое, более узкое понятие − «технология профессионально ориентированного обучения». Его можно определить следующим образом: процесс реализации ФГОС и квалификационных требований, представляющий собой совокупность форм, методов, приемов, средств, гарантирующих достижение поставленных целей профессиональной подготовки будущего специалиста (выпускника).
Соотношение понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» и «технология профессионально ориентированного обучения» наглядно представлено на Рис. 1.
Рисунок 1. Соотношение понятий «образовательная технология» (ОбрТ), «педагогическая технология» (ПедТ), «технология обучения» (ТО) и «технология профессионально ориентированная технология» (ТПОО)
Таким образом, анализ подходов различных авторов к дефиниции понятий технологий в области образования, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в педагогической науке существует несколько терминов, обозначающих одно педагогическое явление, но не являющихся семантически идентичными. Различия связаны в основном с широтой понятий. Каждая технология имеет четкую структуру, охватывает тот или иной уровень. Объединяет эти понятия стремление к достижению гарантированного результата, направленность на эффективность образовательного процесса.
Библиографический список
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) / КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения: 16.05.2016).
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
- Педагогические технологии: учебное пособие / под общ. ред. В.С. Кукушина. Ростов-н/Д: МарТ; Феникс, 2010. 333 с. (Педагогическое образование)
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка ∕ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: проект [официальный сайт]. URL: http://www.ozhegov.org/words/35790.shtml (дата обращения: 10.05.2016).
- Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 с.
- Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 с.
- Ильина Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике // Советская педагогика. 1971. № 9. С. 123-124.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) / КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения: 16.05.2016).
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
- Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2015. 640 с.
- Жукова Г.С. Технологии профессионально ориентированного обучения: учебное пособие / Г.С. Жукова, Н.И. Никитина, Е.В. Комарова. М.: РГСУ, 2012. 165 с.